Решение по делу № 2-1270/2023 от 27.02.2023

Дело №2-1270/2023

УИД - 24RS0028-01-2023-000562-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2023 года г. Красноярск

Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Настенко А.А.,

при секретаре Филипповой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по оплате отпусков,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к МИФНС №24 по Красноярскому краю о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по оплате отпусков.

Требования мотивированы тем, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России №26 по Красноярскому краю. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России №26 по Красноярскому краю в должности начальника отдела. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с выходом на пенсию. При расторжении служебного контракта истцу была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 3 дня, а также в период трудовых отношений, ей производилась оплата очередных отпусков. Однако, при расчете оплаты компенсации неиспользованного отпуска, а также очередных отпусков, ответчиком в нарушение действующего законодательства, не были учтены средства материального стимулирования. Приводя правовые основания заявленных исковых требований, истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 9335 рублей 31 копейку, а также задолженность по оплате очередных отпусков за период с 2019 года по 2022 год в размере 228364 рубля 76 копеек.

Истец ФИО2, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения уведомлена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика МИФНС России №24 по Красноярскому краю ФИО5, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения уведомлена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В направленном в адрес суда возражении на исковое заявление требования не признала, указывая, что средства дополнительного материального стимулирования не относятся к выплатам, предусмотренным п. 10 ст. 50 закона №79-ФЗ, и не должны учитываться при расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и отпускных ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Кроме того, просила суд применить последствия пропуска истцом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по оплате отпусков за период свыше одного года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная инспекция труда в Красноярском крае, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Положениями ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную № премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими № г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 названной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 названного указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых имеется материальное стимулирование гражданских служащих.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ занимала должность федеральной государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС №26 России по Красноярскому краю, проходила государственную гражданскую службу в различных должностях, последняя занимаемая должность – начальник отдела выездных проверок.

Приказом начальника Межрайонной ИФНС №26 России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО2 служебный контракт расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с выходом на пенсию (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

В связи с увольнением, ФИО2 выплачена в соответствии с ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 3 дня. Кроме того, в период с 2019 года по 2022 год ФИО2 находилась в ежегодных оплачиваемых отпусках.

Обращаясь с исковым заявлением, истец указывает, что при исчислении среднего заработка для выплаты вышеуказанной компенсации, а также оплаты ежегодных отпусков, ответчиком не были учтены суммы ежеквартального материального стимулирования, а также разовые суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.

Установлено, что правопреемником Межрайонной ИФНС России №26 по Красноярскому краю является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю в связи с реорганизацией в форме присоединения.

Рассматривая заявленные исковые требования, суд приходит к следующим выводам.

На основании приказов Межрайонной ИФНС России по Красноярскому краю, представленных в материалы дела, осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим ИФНС по показателям эффективности профессиональной служебной деятельности за 2019-2022 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.

То обстоятельство, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выделены сверх установленного фонда оплаты труда, не свидетельствует об отсутствии оснований для их учёта при определении размера среднего заработка государственного служащего для исчисления компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, а также оплаты ежегодных отпусков.

Данные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и, безусловно, подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.

Указанный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 N 238-7», в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.

В Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года N 18-4/10/В-2197, от 05 мая 2021 года № 14-0/10/В-5300 указано, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих, при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости учета сумм материального стимулирования при расчете компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск за спорный период, оплаты ежегодных отпусков.

Определяя размер недоплаты денежных средств истцу при оплате неиспользованного отпуска при увольнении, а также суммы недоплаченных отпускных, суд учитывает, что представленный стороной истца расчёт ответчиком не оспаривался, своего расчета ответчиком суду не представлено.

Таким образом, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю в пользу ФИО2 подлежит взысканию недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в 2022 году в размере 5329 рублей 23 копейки, а также недоплаченные отпускные за 2022 год в размере 8882 рубля 05 копеек.

Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд с вышеуказанными исковыми требованиями за период с 2019 года по 2021 год.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

С настоящим иском в суд истец ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом ФИО2 заявлены исковые требования о взыскании задолженности по оплате ежегодных отпусков за период с 2019 года по 2021 года, компенсации за неиспользованный отпуск в 2019 году. В соответствии со ст. 392 ТК РФ, не пропущенный срок на обращение в суд по требованиям о взыскании задолженности по оплате ежегодных отпусков составляет с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исковые требования ФИО2 о взыскании с ответчика задолженности по оплате отпусков за период с 2019 года по 2021 год, компенсации за неиспользованный отпуск в 2019 году, не подлежат удовлетворению в связи с пропуском ФИО2 срока на обращение в суд с требованиями за указанный период.

Ходатайство истца о восстановлении срока обращения в суд по требованиям о взыскании задолженности по оплате отпусков за данный период времени с 2019 года по 2021 год, не подлежит удовлетворению, поскольку истец, получая своевременно заработную плату, в том числе оплату ежегодных отпусков и расчетные листки о начислении и выплате заработной платы, своевременно знала о предполагаемом нарушении своего права по недоплате данных выплат, при этом, в силу ст. 56 ГПК РФ, доказательств уважительности причин пропуска такого срока суду не представила.

Осуществление ухода за тяжелобольным супругом в связи с диагностированием у последнего онкологического заболевания, не препятствовало своевременному обращению истцом в суд с вышеуказанными требованиями. Истец ФИО2 являлась трудоспособной, каких-либо уважительных причин для пропуска срока обращения в суд не имела.

При этом, трудовые отношения носят длящийся характер и в данной ситуации, при регулярной своевременной оплате труда, при отсутствии уважительных причин для пропуска такого срока на дату его окончания, не могут служить основанием для восстановления пропущенного срока.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по оплате отпусков - удовлетворить частично.

Взыскать с Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю (<данные изъяты>) в пользу ФИО2 (паспорт <данные изъяты>, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в 2022 году в размере 5329 рублей 23 копейки, задолженности по оплате отпускных в 2022 году в размере 8882 рубля 05 копеек, а всего 14211 /четырнадцать тысяч двести одиннадцать/ рублей 28 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 02 июня 2023 года.

Судья А.А. Настенко

2-1270/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Корнева Светлана Анатольевна
Ответчики
МИФНС России № 24 по Красноярскому краю
Суд
Кировский районный суд г. Красноярск
Судья
Настенко А.А.
Дело на сайте суда
kirovsk.krk.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2023Подготовка дела (собеседование)
10.05.2023Подготовка дела (собеседование)
10.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее