33-1449/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Душечкиной Н.С.,
судей Безносовой Е.И., Булатова П.Г.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 20 июня 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Кобяковой Светланы Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 26 марта 2024 г.,
заслушав доклад судьи Булатова П.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Симоновой Е.С.,
УСТАНОВИЛА:
Кобякова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Курганской области (далее – ОПФР в Курганской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований с учетом их изменения указала, что 21 ноября 2022 г. она обратилась в ОПФР в Курганской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по основанию, предусмотренному пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях). Решением пенсионного органа № от 30 января 2023 г. с учетом решения во изменение от 16 марта 2023 г. ей было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа. Полагала указанное решение пенсионного органа незаконным. По её мнению, ответчиком необоснованно не был включен в специальный стаж периодов её работы в акционерном обществе «Курганские прицепы» (далее – АО «Курганские прицепы») с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. Указала, что в спорный период работала с веществами не ниже 3 класса опасности полный рабочий день. Полагала, что право на назначение ей досрочной пенсии в соответствии с положениями пп. 2 п. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях возникает с 17 декабря 2022 г.
Просила суд признать незаконным решение пенсионного органа № от 30 января 2023 г. (изменение от 16 марта 2023 г.) об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в её в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период её работы с 29 июня 2009 г. по 12 августа 2017 г. в должности маляра цеха полимерных покрытий в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы», возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 17 декабря 2022 г.
В судебном заседании истец Кобякова С.В. исковые требования поддержала в части, отказалась от требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 1 декабря 2015 г. по 12 августа 2017 г.
Представитель ответчика ОПФР в Курганской области – Симонова Е.С., действующая на основании доверенности, полагала заявленные исковые требованиями необоснованными.
Представитель третьего лица АО «Курганские прицепы» - Сорокун Е.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные Кобяковой С.В. исковые требования.
Представитель третьего лица ООО «Курганский центр дезинфекции» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 26 марта 2024 г. производство по делу прекращено в части исковых требований о включении в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 1 декабря 2015 г. по 12 августа 2017 г. ввиду отказа от исковых требований в указанной части (том 4 л.д. 149).
Судом вынесено решение, которым постановлено: «Иск Кобяковой Светланы Васильевны удовлетворить. Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области от 16.03.2023 № в части отказа Кобяковой Светлане Васильевне в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 29.06.2009 по 30.11.2015. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области включить Кобяковой Светлане Васильевне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в должности маляра цеха полимерных покрытий в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» с 29.06.2009 по 30.11.2015 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.12.2022. Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282) в пользу Кобяковой Светланы Васильевны (СНИЛС <...>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.».
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы апеллянт, приводя нормы пенсионного законодательства, указал на то, что судом при принятии решения не доказаны установленные обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Настаивает на том, что удовлетворяя заявленные Кобяковой С.В. исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для маляра продолжительность осуществления работ с применением веществ не ниже 3 класса опасности в течение рабочего дня и уровень их концентрации не влияет на определение права на досрочное пенсионное обеспечение, достаточным является применение в работе вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Полагает, что в ходе рассмотрения дела не доказана занятость истца на работах с веществами не ниже 3 класса опасности. Согласно заключению эксперта от 15 сентября 2023 г. представленными документами не подтверждается соответствие характера работы и условий труда Кобяковой С.В. в период работы с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. требованиям позиции Списка № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2 1991 г.) «маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности». В заключении от 31 января 2024 г. эксперт указал на то, что по имеющимся и дополнительно представленным документам не представляется возможным определить соответствие характера работы и условий труда Кобяковой С.В. в период работы с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. требованиям позиции «маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», поскольку документально не доказано фактическое использование Кобяковой С.В. в своей работе порошковых красок, содержащих вещества не ниже 3 класса опасности. В спорный период работы на рабочем месте маляра проводилась аттестация рабочего места в 2010 г. и специальная оценка условий труда в 2015 г. Согласно карте аттестации рабочего места маляра, утвержденной 8 декабря 2010 г., условия труда на рабочем месте маляра по факторам производственной среды и трудового процесса отнесены к 3.1 классу условий труда (вредный) по тяжести трудового процесса. Из протокола лабораторных испытаний воздушной среды от 6 сентября 2010 г. № 93 следует, что на рабочем месте оценивались следующие химические факторы, значения которых зафиксированы ниже пределов обнаружения этих веществ: оксид углерода, толуол, ксилол. В экспертном заключении от 31 января 2024 г. указано на то, что данные в протоколе для толуола и ксилола указывают на то, что эти вещества приборами и методиками, указанными в протоколе для их измерений, не были обнаружены, так как находятся вне пределов обнаружения веществ. Учитывая то, что значения толуола и ксилола, отраженные в протоколах измерений, менее предела обнаружения и фактически не обнаружены, их наличие на рабочем месте маляра не может считаться доказанным. Обращает внимание на то, что экспертом отмечено, что указание в карте аттестации сведений о праве на досрочное пенсионное обеспечение является ошибочным, поскольку применение малярами вредных веществ не ниже 3 класса опасности не подтверждено. Отсутствие контроля вредных веществ в воздухе рабочей зоны маляра указывает на то, что при выполнении трудовых обязанностей Кобякова С.В. не применяла краски и растворители, содержащие вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Досрочное пенсионное обеспечение маляра зависит от использования красок и растворителей, содержащих вещества не ниже 3 класса опасности, а не от наличия вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Поскольку напыление краски происходит в камере напыления проходного типа, а при отверждении порошковых материалов возможные вредные вещества выделяются в закрытых печах без присутствия маляра, считает необоснованными ссылки суда на ГОСТ 9.410-88 «Покрытия порошковые полимерные. Типовые технологические процессы». Согласно акту документальной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 7 ноября 2022 г. № 218, санитарно-эпидемиологическому заключению № от 30 июня 2010 г. в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» в спорный период использовались краски, соответствующие санитарно-эпидемиологическому заключению от 30 июня 2010 г., которые безопасны, не обладают кожно-раздражающим и сенсибилизирующим действием и имеют вещества 4 класса опасности. Считает, что судом не было учтено, что санитарно-эпидемиологическое заключение от 30 июня 2010 г. представлено ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» по запросу контролирующего органа в целях проведения проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, следовательно, сомнения суда относительно данного документа ошибочны. К тому же, считает, что достоверность информации, содержащейся в письме от 10 мая 2023 г. № 615, судом не проверена, противоречия не устранены.
В возражениях на апелляционную жалобу истцом выражено согласие с постановленным решением.
Истец Кобякова С.В. и её представитель Вяткин И.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В адрес суда от представителя истца Кобяковой С.В. - Вяткина И.Н. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие истца Кобяковой С.В.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОПФР в Курганской области – Симонова Е.С., действующая на основании доверенности, на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации, ГПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, возражений на неё, на основании ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Из материалов дела следует, что 21 ноября 2022 г. истец Кобякова С.В., <...> 1972 года рождения, обратилась в ОПФР в Курганской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением ОПФР в Курганской области № от 30 января 2023 г. истцу в бесспорном порядке в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, был зачтен ряд периодов, а также истцу отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, среди прочего, периода работы с 30 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. в должности маляра в цехе полимерных покрытий в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» так как актом документальной проверки от 7 ноября 2022 г. № 218 не подтвержден факт занятости на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Указано на наличие у Кобяковой С.В. стажа на соответствующих видах работ – 7 лет 6 месяцев 14 дней. Кобяковой С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях в связи с отсутствием необходимой продолжительности требуемого стажа на соответствующих видах работ (требуется не менее 10 лет, в наличии 7 лет 6 месяцев 14 дней) (том 1 л.д. 19).
Во изменение решения № от 30 января 2023 г. пенсионным органом 16 марта 2023 г. принято решение об отказе в установлении пенсии, согласно которому истцу в бесспорном порядке в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, был зачтен ряд периодов, а также истцу отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, среди прочего, периода работы с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. в должности маляра в цехе полимерных покрытий в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» так как актом документальной проверки от 7 ноября 2022 г. № 218 не подтвержден факт занятости на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Указано на наличие у Кобяковой С.В. стажа на соответствующих видах работ – 7 лет 6 месяцев 13 дней. Кобяковой С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях в связи с отсутствием необходимой продолжительности требуемого стажа на соответствующих видах работ (требуется не менее 10 лет, в наличии 7 лет 6 месяцев 13 дней) (том 1 л.д. 20).
Не согласившись с вышеуказанным решением пенсионного органа с учетом его изменения, с отказом во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, периода её работы с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. в должности маляра в цехе полимерных покрытий в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» Кобякова С.В. обратилась с иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периода её работы с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. в должности маляра в цехе полимерных покрытий в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»,
исходя из доказанности факта занятости истца на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В целях реализации положений ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Согласно подп. «б» п. 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2 1991 г.);
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 1991 г., право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (код 23200000-134500).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами (абз. 1 п. 4).
В соответствии с п. 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, времени нетрудоспособности.
Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки Кобяковой С.В. (том 1 л.д. 14-18), среди прочего, следует, что 16 января 2006 г. она была принята на работу в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» в цех полимерных покрытий на должность маляра, 12 августа 2017 г. была уволена по собственному желанию на основании п. 3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В целях определения условий труда истца, её занятости, определением Курганского городского суда Курганской области от 28 июля 2023 г. назначена экспертиза, проведение которой поручено Главному управлению по труду и занятости населения Курганской области (том 3 л.д. 120-121).
Из экспертного заключения условий труда Главного управления по труду и занятости населения Курганской области № 117-ЭТД от 15 сентября 2023 г. (том 1 л.д. 136-138) следует, что соответствие характера работы и условий труда Кобяковой С.В. в период ее работы с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. в должности маляра в цехе полимерных покрытий в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» требованиям позиции «маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» 23200000-13450 раздела ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 1991 г. представленными документами не подтверждается. Постоянная занятость Кобяковой С.В. в течение полного рабочего дня в условиях, дающих право для назначения досрочной трудовой пенсии по Списку № 2, не подтверждается, поскольку не подтверждено соответствие характера и условий труда требованиям профессии и показателям, предусмотренным Списком № 2 1991 г.
В связи с предоставлением в материалы дела дополнительных доказательств по ходатайству стороны ответчика в целях определения условий труда истца, его занятости, определением Курганского городского суда Курганской области от 27 ноября 2023 г. назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручено Главному управлению по труду и занятости населения Курганской области (том 4 л.д. 112-114).
Согласно заключению Главного управления по труду и занятости населения Курганской области № 014-ЭТД от 31 января 2024 г., выполненному с посещением АО «Курганские прицепы» для ознакомления с условиями труда маляров, определить соответствие характера работы и условий труда Кобяковой С.В. в период ее работы с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. в должности маляра в цехе полимерных покрытий в ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» требованиям позиции «маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» 23200000-13450 раздела ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 1991 г. не представляется возможным, поскольку документально не подтверждено фактическое использование Кобяковой С.В. в своей работе порошковых красок, содержащих вещества не ниже 3 класса опасности. Постоянная занятость Кобяковой С.В. в течение полного рабочего дня в условиях, дающих право для назначения досрочной трудовой пенсии по Списку № 2, не подтверждается, поскольку не подтверждено соответствие характера и условий труда требованиям профессии и показателям, предусмотренным Списком № 2 1991 г. Также экспертом по результатам рассмотрения отчета о проведении специальной оценки условий труда в части правильности его выполнения на рабочем месте маляра (карта СОУТ № 4) и оценки качества её выполнения нарушений и несоответствий требованиям трудового законодательства и законодательства по специальной оценке условий труда не установлено.
Как следует из анализа обоих экспертных заключений, эксперт пришел к выводу о том, что не представляется возможным определить соответствие характера работы и условий труда истца в спорный период требованиям позиции «маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» 23200000-13450 раздела ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 1991 г. Не подтверждена, по мнению эксперта, и её постоянная занятость в течение полного рабочего дня в условиях, дающих право для назначения досрочной трудовой пенсии по Списку № 2 1991 г.
При этом, судебная коллегия отмечает, что выводы эксперта в данной части являются неокончательными.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Стягин А.В. подтвердил выводы, изложенные им в заключениях, а также, среди прочего, пояснил, что с достоверностью не может утверждать, то истцом при работе в спорный период точно не использовались порошковые краски, так как им производилось исследование лишь представленных документов. Указывает, что ему не было представлено документов, какие именно были использованы краски, и в какое время. Пояснил, что в случае отсутствия документов он может только предполагать (протокол судебного заседания от 26 марта 2024 г. – том 4 л.д. 144-148).
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 раздела II).
Из руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 15 постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии» обращено внимание судов на то, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами, платежными ведомостями о повышенной оплате труда, дополнительных отпусков и т.п.).
В силу положений ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалы дела представлена карта аттестации № 4 рабочего места маляра покрасочного участка цеха полимерных покрытий ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы», утвержденная 8 декабря 2010 г. (том 1 л.д. 26-28, 29), из содержания которой следует, что условия труда на рабочем месте маляра по результатам аттестации по факторам производственной среды и трудового процесса отнесены к классу 3.1 (вредный 1 степени). Фактор, по которому был установлен класс 3.1 - тяжесть трудового процесса. В строке 040 предусмотрены гарантии и компенсации: дополнительный отпуск (в рабочих днях) - 12 дней; досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2 раздел XXXIII «Общие профессии», позиция 23200000-13450. На рабочем месте маляра на момент проведения аттестации находится оборудование: установка электростатического напыления «Декор-2001», предназначенная для ручного нанесения полимерных порошковых покрытий в электростатическом поле, ручной электростатический распылитель «Старт 50» для нанесения порошковых красок. Также на рабочем месте маляра были измерены и оценены следующие вредные производственные факторы: химический, биологический, аэрозоли ПФД, акустические факторы (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук), и другие факторы. По химическим факторам, имеющимся в воздухе рабочей зоны на рабочем месте маляра, фактический уровень концентрации составил: оксид углерода - менее 5 мг/м3 (ПДК - 20 мг/м3), толуол - менее 8 мг/м3 (ПДК - 150 мг/м3), ксилол - менее 25 мг/м3 (ПДК - 150 мг/м3).
Также в материалах дела имеется акт № 128 документальной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленных страхователем ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» (том 1 л.д. 21-25), в ходе проверки первичных документов ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы», подтверждающих профессию маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, из которого следует, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды с 28 июля 2005 г. по 28 июня 2009 г. предоставлены достоверно и обоснованно за 3 застрахованных лиц (т.к. использовались лакокрасочные материалы, содержащие вещества не ниже 3 класса опасности), с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. предоставлены недостоверно и необоснованно на 12 застрахованных лиц. Страхователю ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» рекомендовано предоставить в ОПФР по Курганской области корректирующие формы сведения индивидуального (персонифицированного) учета с 30 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. без кода ДПО на 12 застрахованных лиц, работающих в качестве маляра.
ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» на указанный акт № 218 документальной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 21 декабря 2022 г. были принесены возражения, из содержания которых следует, что условия труда маляров и используемые ими материалы и сырье в период с 16 января 2006 г. по 2015 г. не менялись, представленные документы, а также сведения на застрахованных лиц за спорные периоды работы с указанием льготного кода, перечисленные взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам с достоверностью подтверждают факт работы 12 застрахованных лиц в спорный период времени с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, что предусмотрено Списком от 26 января 1991 г. № 10 раздел «Общие профессии» (код позиции 23200000-13450), дающим гарантию работникам на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации оценивая в комплексе все представленные в материалы дела доказательства, экспертные заключения Главного управления по труду и занятости населения Курганской области № 117-ЭТД от 15 сентября 2023 г. и № 014-ЭТД от 31 января 2024 г. приходит к выводу о занятости истца в течение полного рабочего дня в спорные периоды на соответствующих видах работ.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, не усматривая при этом правовых оснований не согласиться с ними.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Закона о страховых пенсиях.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о страховых пенсиях правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В соответствии с п. 10 указанных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17(1) настоящих Правил.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).
Согласно подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в общей части индивидуального лицевого счета указываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 – 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 – 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, в том числе о периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).
В соответствии со ст. 28 Закона о страховых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Фонд о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из выписки из лицевого счета застрахованного лица Кобяковой С.В. (том 1 л.д. 77-111, 124-131) следует, что в системе государственного пенсионного страхования она зарегистрирована 30 июля 1998 г. С 16 января 2005 г. по 30 ноября 2015 г. Кобяковой С.В. её работодателем АО «Курганские прицепы» отражена с кодом особых условий труда 27-2, код позиции 23200000-13450.
В справке АО «Курганские прицепы» № 1174 от 8 августа 2022 г., уточняющей характер работы, указано, что Кобякова С.В. в период с 16 января 2006 г. по 12 августа 2017 г. работала в цехе полимерных покрытий по профессии маляр в особых условиях постоянно, работа с 16 января 2006 г. по 7 декабря 2010 г. предусмотрена Списком № 2 раздел XXXIII позиция 23200000-13450, класс вредности 3.1; период с 8 декабря 2010 г. по 30 ноября 2015 г., карта аттестации № 4 от 8 декабря 2010 г., Список № 2 раздел XXXIII позиция 23200000-13450, класс вредности 3.1, дополнительные тарифы: дополнительный отпуск 12 рабочих дней, продолжительность рабочей недели не более 40 часов. Отвлечения от работы соответствуют сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В качестве основания выдачи справки указаны следующие документы: личная карточка формы Т-2, книги приказов с 2006 г. по 2015 г., ведомости начисления заработной платы с 2006 г. по 2015 г., оборудование по нанесению полимерных покрытий инвентарные № 30006, 30007, 30013, 30014, ввод в эксплуатацию 2003 г., штатное расписание, журнал по технике безопасности за 2006-2015 гг., порошковая эпоксидная и полиэфирно-эпоксидная краска ГОСТ 12.1.005-88.
Представитель третьего лица АО «Курганские прицепы» в судебном заседании пояснила, что работодателем истца Кобяковой С.В. АО «Курганские прицепы» не были представлены сертификаты на используемую в процессе работы в спорный период краску, так как они были ликвидированы по истечении времени. Право работника на льготное пенсионное обеспечение подтверждается проведенной на рабочем месте маляра аттестацией рабочих мест. Полагала необходимым удовлетворить заявленные Кобяковой С.В. исковые требования (протокол судебного заседания от 26 марта 2024 г. – том 4 л.д. 144-148).
Таким образом, из совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, по мнению судебной коллегии, следует, что работодатель АО «Курганские прицепы» подтверждает как работу истца с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, так и полную занятость на данной работе в спорный период.
Проанализировав совокупность представленных в материалы дела доказательств, в том числе заключения судебных экспертиз и документы, выданные в установленном порядке работодателем, показания эксперта в судебном заседании, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, принимая во внимание, что в силу истечения сроков хранения документации в ходе судебного разбирательства не представилось возможным установить конкретные краски и их состав, используемые Кобяковой С.В. в работе в спорный период времени, однако, на рабочем месте истца осуществлялись замеры опасных веществ в воздухе, а также учитывая, что полная занятость истца в оспариваемые периоды подтверждена представленными в дело документами (лицевыми счетами, уточняющей характер работы истца справкой), доказательств отвлечения на иные работы, которые не дают право на досрочное пенсионное обеспечение, материалы дела не содержат, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда о том, что характер работы истца в спорный период работы с 29 июня 2009 г. по 30 ноября 2015 г. в должности маляра цеха полимерных покрытий соответствовал условиям, дающим право на досрочное назначение пенсии, и данный период подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
По мнению судебной коллегии, доводы апеллянта сводятся к несогласию с выводами суда о доказанности работы истца в спорный период с вредными веществами не ниже 3 класса опасности, были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки представленных в дело доказательств судебная коллегия не усматривает.
Оспариваемое решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, оснований для изменения либо отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом распределены верно в соответствии с правилами ст.ст. 88, 98 ГПК Российской Федерации. В данной части постановленное решение не оспаривается, ввиду чего судебной коллегий не ревизуется.
В силу изложенного решение суда является правильным и изменению либо отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июня 2024 г.