Дело № 2-4422/2023
УИД 44RS0001-01-2023-004362-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Шершневой М.А., при секретаре судебного заседания Киселёвой А.Д., с участием посредством видеоконференц-связи истца Гагарина А.В., представителя ответчиков Ивановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гагарина Алексея Владимировича к УМВД России по г. Костроме, Российской Федерации в лице МВД РФ о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гагарин А.В. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным иском, просил взыскать с Российской Федерации за счет средств казны РФ в лице УМВД России по г. Костроме компенсацию морального вреда в размере 12000 руб. Свои требования мотивировал тем, что <дата> в отделе № 1 СУ УМВД России по г. Костроме было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, по которому истец является потерпевшим. <дата> истец обратился к следователю отдела № 1 СУ УМВД России по г. Костроме в рамках уголовного дела с ходатайством в порядке гл. 15 УПК РФ. Не получив уведомления о результатах рассмотрения своего ходатайства, 14.06.2022 истец обратился с жалобой в порядке ст. 124 УПК РФ в прокуратуру г. Костромы. <дата> постановлением прокуратуры г. Костромы жалоба оставлена без удовлетворения. Не согласившись с ответом прокуратуры г. Костромы <дата> обратился в Ленинский районный суд г. Костромы с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ о признании действий сотрудников отдела № 1 СУ УМВД России по г. Костроме незаконными. <дата> постановлением Ленинского районного суда г. Костромы жалоба удовлетворена частично. Суд признал бездействие сотрудников отдела № 1 СУ УМВД России по г. Костроме, выразившееся в неуведомлении истца как потерпевшего по уголовному делу о результатах рассмотрения ходатайства незаконным. Незаконным бездействием ответчика, выражающимся в том числе при непринятии каких-либо мер на протяжении длительного периода времени, нарушаются личные неимущественные права гражданина, приобретенные им от рождения и гарантированные Конституцией РФ. Таким образом, полагает, что невыполнение и ненадлежащее выполнение сотрудниками органа уголовного преследования своей процессуальной обязанности при рассмотрении ходатайства от <дата>, признание судом их действий (бездействия) незаконными, привели к необоснованному затягиванию по уведомлению окончательного решения по ходатайству и, как следствие, к нарушению нематериальных благ.
В судебном заседании истец Гагарин А.В. просил удовлетворить исковое заявление в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчиков УМВД России по г. Костроме, МВД России по доверенности Иванова О.В. возражала против удовлетворения исковых требований, дополнительно пояснила, что признание незаконным бездействия сотрудников УМВД России по г. Костроме, связанное с неуведомлением истца о результатах рассмотрения ходатайства, не подтверждает виновное причинение должностным лицом морального вреда истцу, не свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав либо о посягательстве на принадлежащие истцу нематериальные блага, и, соответственно, не влечет безусловное право на возмещение причиненного морального вреда. Истец реализовал свое право на защиту своих прав и законных интересов, его жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ была удовлетворена судом.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 53 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, если в предусмотренном законом порядке установлены незаконность действий (бездействия) государственных органов, вина должностных лиц этих органов, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Реализуя указанные принципы, законодатель в п. 1 ст. 1070 ГК РФ установил, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (п. 2 указанной статьи).
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда гражданину моральный вред причинен в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, в иных случаях, предусмотренных законом.
За иные незаконные действия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда государство несет ответственность по правилам ответственности за виновные действия, закрепленным ст. 1069 ГК РФ.
Тем самым государство принимает на себя ответственность за незаконные действия каждого должностного лица или органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, с наличием которых закон связывает возникновение права на возмещение вреда, включая фактические действия (противоправное поведение) либо бездействие, в частности несовершение государственным органом или должностным лицом тех действий, относящихся к сфере их публично-правовых (властных) обязанностей, которые они должны были совершить в соответствии с законом.
Однако применение норм ст. 1069 ГК РФ, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 №149-О-О предполагает не только наличие общих условий деликтной (т.е. внедоговорной) ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя), но и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
Особенности органа дознания и его процессуальной деятельности учтены в законе при регламентации условий наступления ответственности за бездействие, допущенное при проведении проверки заявления о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ (Федеральный закон от 30.04.2010 №68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок").
Бездействие сотрудников полиции при проведении проверки заявления о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ является основанием для защиты неимущественных интересов лица как заявителя в случае нарушения его права на разумный срок уголовного судопроизводства и только при условии отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности - основания, предусмотренного п. 3 ч.1 ст. 24 УПК РФ.
В силу изложенного сам по себе факт признания в порядке ст. 125 УПК РФ незаконным бездействия (действия, решения), допущенного должностными лицами органа дознания при проверке заявления о преступлении, выразившегося в отказе в возбуждении уголовного дела, не может быть признан в качестве безусловного основания для компенсации морального вреда.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Костромы от <дата> жалоба Гагарина А.В. удовлетворена частично, признано бездействие сотрудников отдела № 1 СУ УМВД России по г. Костроме в неуведомлении Гагарина А.В. о результатах рассмотрения его ходатайства незаконными.
Из вышеназванного постановления следует, что ходатайство Гагарина А.В. рассмотрено следователем, в чьем производстве на тот момент находилось уголовное дело, о чем вынесено постановление от <дата> о частичном отказе в удовлетворении. Следователем постановлено удовлетворить ходатайство в части ознакомления Гагарина А.В. с постановлениями о возбуждении уголовного дела и признании его потерпевшим, а в части проведения дополнительного осмотра места в его удовлетворении отказано. В деле также содержится уведомление от <дата>, согласно которому заявителю направлено указанное постановление. Вместе с тем, по судебному запросу сведений о почтовой отправке указанных документов заявителю отделом № 1 СУ УМВД России по г. Костроме не представлено.
Таким образом, разрешая спор, учитывая, что судом при рассмотрении жалобы Гагарина А.В. в порядке, предусмотренном УПК РФ, установлено нарушение прав истца должностными лицами государственного органа, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом, учитывая степень вины нарушителя прав истца и иные заслуживающие внимания обстоятельства, исходя их принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны РФ в пользу Гагарина А.В. компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. Законных оснований для взыскания с МВД России большей суммы суд в данном случае не усматривает, поскольку каких-либо заслуживающих внимания обстоятельств, которые бы могли служить основанием к увеличению размера компенсации морального вреда стороной истца не представлено. В связи с этим, исковые требования Гагарина А.В. подлежат частичному удовлетворению.
Из разъяснений, содержащихся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 №13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", явствует, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (п. 1 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ).
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам ст. 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (п. 3 ст. 125 ГК РФ, ст. 6, подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ).
При этом по смыслу разъяснений, приведенных в абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 №13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса РФ, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ", при рассмотрении требований, исполнение которых в случае удовлетворения иска, будет производиться за счет средств бюджетов РФ суд самостоятельно определяет надлежащего ответчика по заявленным истцом требованиям и также самостоятельно определяет надлежащие формулировки в резолютивной части решения.
Учитывая вышеприведенные нормативные положения, подлежащие применению к спорным отношениям, суд считает, что компенсация морального вреда в данном случае подлежит взысканию с ответчика - МВД России, а требования истца к ответчику - УМВД России по г. Костроме подлежат отклонению, поскольку в данном случае главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности является МВД России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░