Решение по делу № 33-970/2024 от 28.05.2024

Дело                                                                                       Председательствующий - судья ФИО9

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                           <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего     ФИО20,

судей                                     Плиевой И.М. и Дзаитова М.М.,

при секретере судебного заседания ФИО12

        рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к войсковой части 3718 о признании несовершеннолетних детей членами семьи военнослужащего и нахождении на иждивении.

        Заслушав доклад судьи ФИО20, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    ФИО7 обратился в суд с иском к ФСВНГ России, войсковой части 3718 о признании несовершеннолетних детей членами семьи военнослужащего и нахождении на иждивении.

В обоснование иска указано, что истец с 2011 г. проходит службу по контракту в войсковой части 3718 ФСВНГ России.

    Распоряжением администрации МО «Малгобекский муниципальный район» Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ он назначен опекуном (попечителем) над несовершеннолетними племянниками: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без выплаты денежных средств.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 выдано удостоверение о назначении его опекуном.

    Основанием для назначения опеки (попечительства) явился отказ родителей несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО5 от детей, что подтверждается нотариально заверенными письменными заявлениями об отказе от 9 августа и ДД.ММ.ГГГГ

    Истец указывает, что несовершеннолетние дети зарегистрированы и проживают с ним и с его семьей в домовладении по адресу: <адрес>, с.<адрес>, Малгобекский муниципальный район, <адрес>, которое находится в его пользовании по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

    Утверждает, что опекаемые им дети находятся на его полном иждивении, он оказывает им моральную и материальную помощь.

    Просит суд установить факт нахождения ФИО3, ФИО21 P.P., ФИО2 Р., ФИО1 Р. на его иждивении, а также признать их членами его семьи.

     Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 Р., ФИО2 Р., ФИО4, ФИО5, ФИО13

    Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

    На указанное решение суда представителем войсковой части 3718 ФИО15 подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить судебное постановление ввиду его незаконности и необоснованности, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

    ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия вынесла определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи с наличием основания, предусмотренного п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление от истца ФИО7, в котором он просит исключить из числа ответчиков ФСВНГ России, в связи с чем судебная коллегия исключила из числа лиц, участвующих в деле, ФСВНГ России, надлежащим ответчиком по делу является войсковая часть 3718.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении иска.

Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ названное апелляционное определение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО6.

Истец ФИО7, его представитель ФИО14 в судебном заседании исковые требования к войсковой части 3718 поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

    Представитель войсковой части 3718 ФИО15 иск не признал и просил в его удовлетворении отказать по доводам, приведенным в возражениях на исковое заявление.

    Третьи лица ФИО1 Р., ФИО2 Р., ФИО4, ФИО5, ФИО13, ФИО6, представитель органа опеки и попечительства администрации Малгобекского муниципального района в суд не явились, о причинах неявки не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

    Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО7 с 2011 г. проходит службу по контракту в войсковой части 3718.

Приказом командира войсковой части 3718 от ДД.ММ.ГГГГ заместитель командира 2 огневого взвода-командира 1 миномета минометного взвода ФИО7 освобожден от занимаемой военной должности с ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением администрации МО «Малгобекский муниципальный район» Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ истец назначен опекуном (попечителем) над несовершеннолетними племянниками: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без выплаты денежных средств.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 выдано удостоверение о назначении его опекуном. ФИО16 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

В указанном жилом помещении совместно с истцом проживают следующие лица: супруга ФИО13, дочери ФИО16 и ФИО17, сын ФИО18, а также подопечные - племянники ФИО3, ФИО6, ФИО2 Р. и ФИО1 Р.

Ранее истец с семьей и племянниками проживал и был зарегистрирован в том же населенном пункте по <адрес>.

Вступившим в законную силу решением Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и проживающие с ним лица признаны утратившими право пользования жилым помещением по <адрес>, с.<адрес> и сняты с регистрационного учета по данному адресу.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией Российской Федерации определены права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

    В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей.

В соответствии с абз. 5 п. 5 ст. 2 данного Федерального закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" лица, находящиеся на иждивении военнослужащего, фактически уравниваются в правах на социальные гарантии с членами его семьи, если иное не установлено другими федеральными законами.

Законодательное определение понятия лица, находящегося на иждивении, дано в ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Согласно данной норме члены семьи военнослужащего считаются состоящими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В п. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ закреплен принцип заботы о благосостоянии и развитии детей, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Пунктом 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ установлено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ).

Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что к членам семьи военнослужащего относятся прямо указанные в п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" лица: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащего. Члены семьи военнослужащего считаются состоящими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом Семейным кодексом Российской Федерации установлена прямая обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, заботиться о их благосостоянии и развитии.

Родителями несовершеннолетних опекаемых являются отец ФИО4 (брат истца) и мать ФИО5, которые родительских прав в отношении детей не лишены и являются трудоспособными.

Таким образом, у несовершеннолетних племянников истца ФИО21 имеются трудоспособные родители, на которых в силу ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ возложена прямая обязанность по содержанию своих несовершеннолетних детей.

В связи с указанным обстоятельством истцом подано в Малгобекский городской суд исковое заявление о взыскании с ФИО4 и ФИО19 алиментов на опекаемых несовершеннолетних детей.

    В исковом заявлении истец ФИО7 (дядя несовершеннолетних) приводит доводы о том, что он является опекуном и взял на себя обязательства по содержанию несовершеннолетних детей брата и оказывает им помощь, которая является для них основным и постоянным источником средств к существованию, родители детей подписали нотариально заверенные письменные заявления от 9 августа и ДД.ММ.ГГГГ об отказе от своих несовершеннолетних детей.

В обоснование указанных доводов истцом в материалы дела представлены сведения о своих доходах, а также доходах членов своей семьи, сведения о создании отцом детей новой семьи (свидетельство о заключении брака).

Однако утверждения истца о том, что несовершеннолетние ФИО6, ФИО3, ФИО21 P.P., ФИО2 Р., ФИО1 Р. должны быть признаны членами семьи военнослужащего ФИО7, поскольку находятся на его иждивении, и он несёт расходы по их содержанию, а их родители их не содержат, противоречит положениям Семейного кодекса РФ об обязанности родителей содержать своих несовершеннолетних детей.

Указанные обстоятельства, в том числе фактическое неосуществление родителями детей какой-либо трудовой деятельности, отсутствие у них своего дохода, самостоятельного правового значения в настоящем случае не имеют, так как для возложения на ответчика обязанности признать подопечных племянников истца членами семьи военнослужащего с целью распространения на них социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", следует принять во внимание положения Семейного кодекса РФ об обязанности родителей содержать своих несовершеннолетних детей.

Таким образом, поскольку у несовершеннолетних ФИО21 имеются трудоспособные родители, на которых в силу ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ возложена прямая обязанность по содержанию своих детей, то утверждение истца об их нахождении на иждивении военнослужащего, является незаконным.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные в дело доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, судебная коллегия находит исковые требования ФИО7 о признании несовершеннолетних детей членами семьи военнослужащего и нахождении их на его иждивении не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

    Исковое заявление ФИО7 к войсковой части 3718 о признании несовершеннолетних детей членами семьи военнослужащего и нахождении на иждивении оставить без удовлетворения.

Председательствующий

        Судьи

33-970/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Галаев Ахметхан Зелимханович
Ответчики
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, войсковая часть 3718
Другие
Оздоева Э.К.
КУСОВ З.В.
Орган опеки и попечительства администрации Малгобекского муниципального района РИ
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Коригова Мовлатхан Алихановна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
29.05.2024Передача дела судье
18.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2024Передано в экспедицию
13.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее