КОПИЯ
Дело №
42RS0№-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Мухиной И.Г.
При секретаре Краевой Е.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес>
04 октября 2022 года
Дело по иску Абдуллаева О. Ш. к Администрации <адрес> о возложении обязанности на органы местного самоуправления изъятия для муниципальных нужд жилого помещения путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Абдуллаев О.Ш. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о возложении обязанности на органы местного самоуправления изъятия для муниципальных нужд жилого помещения путем выкупа. Требования мотивированы тем, что многоквартирный жилой дом по <адрес> является аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную программу по переселению граждан на 2013-2017 гг. Истцу принадлежит <адрес> указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с закрытием программы ответчиком отказано истцу в предоставлении жилья, с данным решением он не согласен. Просит изъять путем выкупа в муниципальную собственность жилое помещение по <адрес>2, предоставить истцу выкупную стоимость 2 065 702,4 руб.
Истец Абдуллаев О.Ш. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил представителя.
Представитель Администрации <адрес> не явился, извещен о судебном заседании, ранее исковые требования не признал.
В судебном заседании представитель истца Борзых И.П., действующий по доверенности, поддержал требования.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст.45 Устава г.Новокузнецка Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117 "О принятии Устава города Новокузнецка в новой редакции"Администрация города и ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов и Главы города.
В пределах своих полномочий Администрация города осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п.1 ст.32 ЖК РФ Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно п.2 ст.32 ЖК РФ Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно п.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно п.9 ст.32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.9 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.
Судом установлено, что жилой многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на 2013-2017 гг.», утвержденной Постановлением коллегии администрации КО от ДД.ММ.ГГГГ №, что следует из ответа Управления по учету и приватизации Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Абдуллаева О.Ш.
Также, из ответа следует, что программа закрыта, в связи с чем, предоставление жилья ему не представляется возможным.
Так, согласно правоустанавливающим документам жилое помещение по <адрес>2 приобретено истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно данному договору (л.д.35) он заключен на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ о результатах торгов по продаже арестованного имущества (л.д.50-56).
Указанное жилое помещение, на которое решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, обращено взыскание в пользу ПАО Сбербанк (л.л. 37-49), ранее принадлежало Ной Е.В. Из решения суда следует, что Ной Е.В. в ходе рассмотрения дела поясняла, что в связи с признанием дома аварийным ей предлагалась взамен квартира Администрацией <адрес>, от которой она отказалась ввиду наличия задолженности перед кредиторами. Получить компенсацию путем перечисления денежных средств за аварийную квартиру не удалось.
Также, в материалы дела представлен ответ Администрации <адрес> на запрос суда, из которого следует, что в 2017 году Ной Е.В. как собственнику квартиры по <адрес>2 было предложено переселение в благоустроенное жилое помещение, но получен отказ. Соглашение о выкупе не подписывалось.
Как указано выше, к порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном жилом доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ.
При этом, суд также учитывает, что выкуп аварийного жилья носит компенсационный характер и гарантирует собственникам те же условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями. Соответственно, такая процедура выкупа аварийного жилья, в том числе путем предоставления иного жилого помещения распространяется на тех лиц, которые на момент признания жилого помещения аварийным являлись собственниками этих помещений и приобрели право на получение выкупной стоимости за жилое помещение.
На момент признания многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> аварийным таким правом обладала собственник <адрес> – Ной Е.В., которой в рамках адресной программы по переселению должна была быть выплачена выкупная стоимость жилого помещения для приобретения жилья взамен аварийного, поскольку она как собственник аварийного жилья приобрела такое право. Отказавшись от получения жилья взамен аварийного, в отсутствии соглашения о выкупе данное право на настоящий момент утрачено этим собственником, поскольку Региональная адресная программа по переселению граждан из указанного дома закрыта в 2017 году ввиду завершения процедуры переселения.
Следовательно, правовых оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения истцу, который стал собственником жилья аварийного в ноябре 2019 года, путем выплаты выкупной цены в рамках Региональной адресной программы на 2013-2017 гг. не имеется, поэтому исковые требования истца суд признает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>2, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.10.2022.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░