Дело № 2а-5460/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Щербаковой С.О.,
с участием представителя административного истца Кравцова Э.В.,
представителя административного ответчика прокуратуры Камчатского края Федорук И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению информационного агентства «Камчатский регион» к прокурору Камчатского края Князеву А.Г., и.о.начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края Нестерюку С.И., прокуратуре Камчатского края о признании незаконным неисполнение обязанности по предоставлению информации, возложении обязанности предоставить запрошенную информацию,
УСТАНОВИЛ:
Информационное агентство «Камчатский регион» обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд с административным исковым заявлением к прокурору Камчатского края Князеву А.Г., и.о.начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края Нестерюку С.И. о признании незаконным неисполнение обязанности по предоставлению информации, запрошенной информационным агентством 28 мая 2019 года, возложении обязанности на административных ответчиков предоставить запрошенную информацию. В обоснование иска указано на то, что 28 мая 2019 года в адрес прокурора Камчатского края Князева А.Г. был направлен запрос СМИ о предоставлении информации, в котором на основании статьи 29 Конституции Российской Федерации, статей 3, 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статей 4,6,8,18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статей 38,39, 40 Закона РФ «О средствах массовой информации», были поставлены вопросы: 1. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации ответственность за открытое использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации? 2. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации ответственность за скрытое использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации? 3. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации ответственность за хранение (без целей реализации) специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации? Письмом от 05 июня 2019 года за подписью и.о. начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края Нестерюка С.И. административному истцу дан ответ, в соответствии с которым в предоставлении ответов на заданные вопросы отказано. Полагая указанный ответ незаконным, противоречащим положениям статьи 29 Конституции Российской Федерации, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 августа 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура Камчатского края.
В судебном заседании представитель административного истца информационного агентства «Камчатский регион» Кравцов Э.В. административный иск поддержал, дополнительно пояснил, что запрос о предоставлении информации в прокуратуру Камчатского края был направлен редакцией СМИ и в соответствии со статьей 40 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» прокурор Камчатского края Князев А.Г. и его подчиненные не имели права отказывать редакции в предоставлении испрашиваемой информации. Отказ в предоставлении информации возможен только в случае, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Отказом в предоставлении ответа на поставленные вопросы были нарушены права информационного агентства «Камчатский регион» на получение информации.
Представитель административного ответчика прокуратуры Камчатского края Федорук И.Ю. поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление. Пояснила, что обращение информационного агентства «Камчатский регион» от 28 мая 2019 года было зарегистрировано в прокуратуре Камчатского края 29 мая 2019 года. При рассмотрении обращения прокуратура руководствовалась как Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», так и Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поскольку испрашиваемая информационным агентством «Камчатский регион» информация не содержала сведения о нарушении законов, ответом от 05 июня 2019 года заявителю было сообщено, что оснований для организации проведения органами прокуратуры проверки не имеется. Также сообщено о том, что обращение не содержит вопросов, относящихся к непосредственной деятельности прокуратуры края и ее должностных лиц, а консультирование по вопросам правоприменения не относится к полномочиям прокурора, установленным Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Обращение административного истца от 28 мая 2019 года рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом, по существу поставленных в обращении вопросов 05 июня 2019 года дан мотивированный ответ, нарушений прав и законных интересов административного истца допущено не было. Более того, административный истец не указывает на то, какие его права и законные интересы были нарушены.
Административные ответчики прокурор Камчатского края Князев А.Г., и.о.начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края Нестерюк С.И. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Об оспариваемом бездействии административных ответчиков истцу стало известно из ответа от 05 июня 2019 года. С настоящим иском административный истец обратился в суд 19 июня 2019 года, таким образом, срок обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом пропущен не был.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 38 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон РФ «О средствах массовой информации») граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Как следует из статьи 39 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что предоставление государственными органами информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Частью 1 статьи 19 указанного Федерального закона установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Согласно частям 2 и 3 указанной статьи, поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (пункт 1.1. указанной Инструкции).
Согласно пункту 1.9 Инструкции обращение - изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.
Предложение – рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах; заявление – просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба – просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; ходатайство – просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод.
С учетом изложенного, подлежащими рассмотрению органами прокуратуры являются обращения, содержащие сведения о нарушениях прав и свобод заявителей, прав и свобод других лиц, нарушении законов, либо вопросы, относящиеся к непосредственной деятельности прокуратуры или ее должностных лиц.
Анализируя приведенные административным истцом доводы и представленные прокуратурой Камчатского края документы, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Как следует из материалов дела 28 мая 2019 года информационным агентством «Камчатский регион» прокурору Камчатского края Князеву А.Г. был направлен запрос редакции СМИ о предоставлении информации исх. №54, содержащий следующие вопросы: 1. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации ответственность за открытое использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации? 2. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации ответственность за скрытое использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации? 3. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации ответственность за хранение (без целей реализации) специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации?
29 мая 2019 года указанный запрос редакции был зарегистрирован в прокуратуре Камчатского края.
Ответом от 05 июня 2019 года исх. №15-6616-2019 за подписью и.о. начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края Нестерюка С.И. заявителю сообщено, что обращение от 28 мая 2019 года не содержит сведений о нарушении законов, в связи с чем оснований для организации проведения органами прокуратуры проверки не имеется, также не содержит вопросов, относящихся к непосредственной деятельности прокуратуры края и ее должностных лиц, а консультирование по вопросам правоприменения не относится к полномочиям прокурора, установленным Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Суд соглашается с таким выводом должностного лица, поскольку направленный административным истцом в адрес ответчика запрос объективно не содержит сведений о нарушении прав и свобод заявителя, прав и свобод других лиц, нарушении законов, либо вопросов, относящихся к деятельности прокуратуры Камчатского края или ее должностных лиц; в нем ставится вопрос о проведении аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информации, а именно заявитель просит его проконсультировать по вопросу о том, предусмотрена ли законодательством Российской Федерации ответственность за использование и хранение специальных технических средств.
В силу приведенных выше правовых норм и с учетом характера поставленных в обращении вопросов у прокурора Камчатского края не возникло обязанности по направлению в адрес редакции СМИ каких-либо разъяснений.
На основании изложенного следует вывод о том, что прокуратурой Камчатского края запрос информационного агентства «Камчатский регион» о предоставлении информации от 28 мая 2019 года рассмотрен в установленном законом порядке и с соблюдением установленного срока.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также отсутствие доказательств нарушения прав административного истца оспариваемыми действиями административных ответчиков, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░.░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░