Решение по делу № 2а-242/2021 от 10.08.2021

Дело № 2а-242/2021

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2021 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2021 года с. Ловозеро

Ловозерский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Костюченко К.А.,

при секретаре Попове В.О.,

с участием помощника прокурора Матвеевой Е.О.,

административного ответчика Косованова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области к Косованову Е. А. об установлении административного надзора,

У с т а н о в и л :

ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области (далее – истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить в отношении осуждённого Косованова Е.А. (далее – ответчик), освобождаемого из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор. В обоснование указывает, что ответчик отбывает наказание по приговору Кольского районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК Российской Федерации, и особо тяжкого преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК Российской Федерации, при опасном рецидиве. В период отбывания наказания осуждённый характеризуется удовлетворительно: поощрялся администрацией исправительного учреждения за хорошее поведение и добросовестный труд; допустил 8 нарушений установленного порядка отбывания наказания. Просит установить в отношении ответчика административный надзор сроком на 10 лет, а также на указанный период наложить на него административное ограничение в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, так как ответчик характеризуется удовлетворительно и требует контроля со стороны правоохранительных органов, и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток, так как одно из преступлений он совершил в ночное время.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем, учитывая, что его явка в судебное заседание не признавалась обязательной, суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Ответчик Косованов Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав в обоснование, что Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", введён в действие до его осуждения и не может к нему применяться. Кроме того, полагал срок административного надзора чрезмерным, а запрет на пребывание в ночное время вне места жительства и необходимость явок для регистрации в заявленном истцом количестве помешает его трудоустройству.

Помощник прокурора Матвеева Е.О. просила удовлетворить административное исковое заявление, установив ответчику административный надзор сроком на 08 лет.

Заслушав ответчика, заключение помощника прокурора, изучив материалы дела и личного дела осуждённого, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 173.1 УИК Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "з" ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ № "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" (далее – Закон), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Как установлено в судебном заседании, ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы сроком 09 лет по приговору Кольского районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК Российской Федерации, и особо тяжкого преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК Российской Федерации, при опасном рецидиве.

Таким образом, в силу указанных выше правовых норм в отношении него должен быть установлен административный надзор.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно пункту "д" ч. 3 ст. 86 УК Российской Федерации в редакции, действовавшей в момент совершения ответчиком преступлений, судимость погашается в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

При таких обстоятельствах суд устанавливает в отношении Косованова Е.А. административный надзор сроком на 08 лет.

В силу требований ст. 273 КАС Российской Федерации, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, суд устанавливает срок административного надзора и конкретные административные ограничения.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Согласно ч. 8 ст. 272 КАС Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учётом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Материалами дела установлено, что в период отбывания наказания Косованов Е.А. характеризуется администрацией исправительного учреждения удовлетворительно.

Из характеристики и материалов личного дела осуждённого следует, что наказание Косованов Е.А. отбывает в обычных условиях; поощрялся администрацией ФКУ ИК-23 за хорошее поведение и добросовестное отношение в труду; проходил обучение в ПУ при учреждении по профессиям "Электромонтажник по освещению и осветительным сетям", "Слесарь по ремонту автомобилей", "Столяр строительный" и "Портной", к обучению относился добросовестно; социально-полезные связи поддерживает; исковых обязательств по приговору суда не имеет; вину в совершённых преступлениях признал.

Вместе с тем, мероприятия воспитательного характера ответчик посещает не в полном объёме, правильные выводы для себя делает не всегда; активного участия в общественной жизни учреждения не принимает; на оплачиваемую работу в порядке ст. 103 УИК Российской Федерации не трудоустроен и попыток трудоустроиться не предпринимал, поскольку с соответствующими заявлениями в адрес администрации ИУ не обращался; работы согласно ст. 106 УИК Российской Федерации в полном объёме не выполняет, требует контроля; допустил 8 нарушений установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем 6 раз к нему применялись меры дисциплинарного взыскания в виде выговоров и водворения в штрафной изолятор, и 2 раза проводились профилактические беседы воспитательного характера.

Судом установлено, что Косованов Е.А. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, где и намерен проживать после освобождения из мест лишения свободы.

Учитывая изложенное, принимая во внимание данные, характеризующие личность административного ответчика, его поведение за весь период отбывания наказания, суд находит, что он нуждается в особом контроле со стороны государства, в связи с чем устанавливает в отношении него административный надзор на срок восемь лет с наложением административного ограничения в виде обязанности являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Также суд соглашается с доводами административного истца и считает необходимым установить в отношении ответчика в качестве административного ограничения запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, так как преступления по приговору от ДД.ММ.ГГГГ Косованов Е.А. совершил, в том числе, в ночное время.

Его доводы о том, что Закон был введён в действие после его осуждения, следовательно, не может быть к нему применён, необоснован.

Административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или её отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.

Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 2876-О, от 19 июля 2016 года № 1675-О и другие).

Относительно доводов ответчика о том, что наложенные административные ограничения будут препятствовать его предполагаемому трудоустройству, суд исходит из того, что они носят предположительный характер, поскольку в настоящее время гарантий трудоустройства у ответчика не имеется. Кроме того, в дальнейшем он не лишён возможности в течение срока административного надзора обратиться в суд с заявлением об отмене отдельных ограничений в порядке, установленном ст. 10 Закона, в том числе с учётом характера его трудовых отношений.

Таким образом, с учётом изложенных обстоятельств, установление в отношении ответчика административного надзора с возложением вышеуказанных ограничений будет являться должной мерой для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений и оказания на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Административное исковое заявление ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Косованова Е. А. удовлетворить.

Установить в отношении Косованова Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, у которого срок наказания оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор на срок 08 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

На период административного надзора возложить на Косованова Е. А. административные ограничения в виде:

- обязанности два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.

Срок административного надзора в отношении Косованова Е.А. исчислять со дня его постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Председательствующий: подпись К.А. Костюченко

2а-242/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ловозерского района
ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области
Ответчики
Косованов Евгений Александрович
Суд
Ловозерский районный суд Мурманской области
Судья
Костюченко Кирилл Александрович
Дело на сайте суда
lov.mrm.sudrf.ru
10.08.2021Регистрация административного искового заявления
10.08.2021Передача материалов судье
10.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее