59RS0008-01-2020-001643-28
Судья – Степанова М.В.
Дело № 33 – 11540/2021 (2-1359/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Варовой Л.Н.,
судей Братчиковой М.П., Безматерных О.В.,
при секретаре Климовских Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 08 декабря 2021 года дело по апелляционному представлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора на решение Пермского районного суда Пермского края от 16 августа 2021 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пермского муниципального района, администрации Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края о возложении обязанности обеспечить рекультивацию земельного участка, к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Бурмакиной Оксане Олеговне о возложении обязанности по ликвидации части несанкционированной свалки твердых бытовых отходов удовлетворить в части требований.
Возложить на администрацию Пермского муниципального района Пермского края обязанность обеспечить до 31 декабря 2024 года рекультивацию земельного участка с кадастровым номером **12660, государственная собственность на который не разграничена, занятого твердыми бытовыми отходами площадью 22081 кв.м, в границах следующих координат поворотных точек: 1) Х **, Y **; 2) X **, Y **; 3) X **, Y **; 4) X **, Y **; 5) X **, Y **; 6) X **, Y **; 7) X **, Y **; 8) X 2 **, Y **; 9) X **, Y **; 10) X **, Y **; 11) X **, Y **; 12) X **, Y **.
Возложить обязанность на Бурмакину Оксану Олеговну по ликвидации в срок до 1 ноября 2022 года части несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 575 кв.м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером **20, в границах следующих координат поворотных точек: 1) Х **, Y **; 2) X **, Y **; 3) X **, Y **; 4) X **, Y **; 5) X **, Y **.
В остальной части заявленные Пермским межрайонным природоохранным прокурором исковые требования оставить без удовлетворения».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., прокурора Меньтиной А.С., поддержавшей доводы представления, представителя ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по доверенности Ложкиной Е.Н., возражавшей против удовлетворения представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, администрации Пермского муниципального района Пермского края, Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Бурмакиной О.О. с иском о (с учетом уточнения предмета иска в порядке ст.39 ГПК РФ):
- возложении обязанности на администрацию Пермского муниципального района провести рекультивацию земельного участка с кадастровым № **12660, занятого отходами (площадью 22 081 кв. м) в границах следующих координат поворотных точек: 1) Х **, Y **; 2) X **, Y **; 3) X **, Y **; 4) X **, Y **; 5) X **,305, Y **; 6) X **, Y **; 7) X **, Y **; 8) X **, Y **; 9) X **, Y **; 10) X **, Y **; 11) X **, Y **; 12) X **, Y **, установив срок исполнения данных требований до 31.12.2024;
- возложении на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанности по ликвидации части несанкционированной свалки отходов (площадью 7 961 кв.м) на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничено, в границах следующих координат поворотных точек: 1) X **, Y **; 2) X **, Y **; 3) X **, Y **; 4) X **, Y **; 5) X **, Y **; 6) X **, Y **, установив срок исполнения данных требований до 01.11.2023;
- возложении обязанности на Бурмакину Оксану Олеговну ликвидировать часть несанкционированной свалки отходов (площадью 575 кв.м), расположенную на земельном участке с кадастровым номером **20, в границах следующих координат поворотных точек: 1) Х **, Y **: 2) X **, Y **: 3) X **, Y **; 4) X **, Y **; 5) X **, Y **, установив срок исполнения данных требований до 01.09.2022.
Исковые требования мотивированы тем, что на земельных участках с кадастровыми номерами **12660 и **:4 около **** находится закрытая свалка твердых бытовых отходов (далее по тексту – ТБО), которая не включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Данная свалка эксплуатировалась в период с 1993 по 2001 годы. В 2012 году по заказу администрации Пермского района ООО «Камэкопроект» разработало проектную документацию «Разработка проекта рекультивации свалки в районе ****». Согласно актуальным данным ЕГРН земельный участок с кадастровым № **12660 имеет площадь 36 626 кв.м, расположен по адресу: ****; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Земельный участок с кадастровым № **4 имеет площадь 1 355 575,47 кв.м, категория земель и разрешенное использование не установлены. Государственная собственность на указанные земельные участки на сегодняшний день не разграничена. 28.05.2021 работником прокуратуры с участием специалиста Управления Росреестра по Пермскому краю осуществлен выезд на свалку в целях установления границ земельного участка с кадастровым № **4 и местоположения земельных участков, на которых размещены отходы относительно земельных участков с кадастровыми номерами **4 и **45. В ходе осмотра специалистом определены координаты и площадь размещения отходов. Также при осмотре установлено, что навалы отходов обнаружены на земельном участке с кадастровым № **20, примыкающем с восточной стороны к земельному участку с кадастровым № **12660. Общая площадь свалки составляет 30617 кв.м, из них: на земельном участке с кадастровым № **12660 - 22081 кв.м, на земельном участке с кадастровым № **20 - 575 кв.м, а также свалка занимает площадь 7961 кв.м на земельном участке, право государственной собственности на которые не разграничено (с северной стороны от земельного участка с кадастровым номером **12660). Координаты поворотных точек земельного участка, занятого отходами: 1) X **, Y **; 2) X **, Y **; 3) X **, Y **; 4) X **, Y **; 5) X **, Y **; 6) X **, Y **; 7) X **, Y **; 8) X **, Y **; 9) X **, Y **; 10) X **, Y **; 11) X **, Y **; 12) X **, Y **; 13) X **, Y **; 14) X **, Y **; 15) X **, Y **; 160 X **, Y **. Земельный участок с кадастровым № **20 площадью 1934447,54 кв.м (уточненная площадь) входит в состав единого землепользования с кадастровым № **63; земельный участок с кадастровым № **63 принадлежит на праве собственности Бурмакиной О.О. Следовательно, учитывая, что спорный объект загрязнения несанкционированная свалка ТБО частично находится на земельном участке, входящем в состав единого землепользование с кадастровым номером **63, который принадлежит на праве собственности Бурмакиной О.О., на Бурмакину О.О. следует возложить обязанность ликвидировать часть несанкционированной свалки отходов (площадью 575 кв. м), расположенной на земельном участке с кадастровым № **20. Земельный участок с кадастровым № **12660 имеет площадь 36 626 кв.м, сведения о собственниках данного земельного участка в ЕГРН отсутствуют. Поскольку собственность в отношении земельного участка с кадастровым № **12660 не разграничена, обязанность провести рекультивацию земельного участка подлежит возложению на администрацию Пермского муниципального района, являющуюся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района. Земельный участок с кадастровым № **4 площадью 1355030,47 кв.м (декларированная площадь) входит в состав единого землепользования с кадастровым № **45. Помимо этого, земельный с кадастровым № **45 относится к категории земель лесного фонда. Следовательно, учитывая, что спорный объект загрязнения несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, частично находится на земельном участке лесного фонда, возложить обязанность по ликвидации части несанкционированной свалки отходов (площадью 7961 кв. м) на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничено, необходимо на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (л.д. 43-48 т.3).
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласен прокурор, в апелляционном представлении просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований, заявленных к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Судом не дана оценка по ненадлежащему исполнению Министерством переданных ему полномочий по охране лесов, в результате чего на землях лесного фонда образовалась несанкционированная свалка отходов. Суд не дал оценку, в силу каких положений закона он пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на Министерство обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на землях лесного фонда. Необоснованным является вывод суда о том, что управление землями лесного фонда осуществляет Росимущество.
Ответчиком Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края представлены письменные возражения, в которых указано на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении спора судом установлено и следует из материалов дела, что 21.04.2020 при осмотре закрытой свалки ТБО у д.**** Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района помощником Пермского межрайонного природоохранного прокурора установлено, что закрытая свалка ТБО расположена северо-восточнее примерно на 0,4 км от д.**** Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района, западнее примерно на 2 км от п. **** Пермского муниципального района, южнее примерно на 1,2 км от реки Кама. На свалку имеется заезд с автомобильной дороги «Новые Ляды – Троица» (участок Новые Ляды – Сылва). Заезд преграждает металлический шлагбаум, закрытый на замок. От заезда в северную сторону к свалке ведет грунтовая дорога протяженностью около 200 м. Свалка занимает площадь 37 094,17 кв.м. К северу и востоку от свалки расположены сельскохозяйственные поля. По данным публичной кадастровой карты закрытая свалка расположена на территории земельного участка с кадастровым № **4 и земельного участка с кадастровым № **12660 (л.д. 5-6, 7-13 т.1).
28.05.2021 специалистами отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: **** с кадастровым № **12660. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № **12660 состоит на кадастровом учете; вид разрешенного использования - для свалки бытовых отходов, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; площадь участка 36 626 кв.м, погрешность при определении площади составляет 67 кв.м; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения об актуальных зарегистрированных правах, обременениях на земельный участок с кадастровым № **12660 отсутствуют. Земельный участок расположен в следующих координатах: т.1 X **, У **; т.**, У **; т.3 Х **, У **; т.4 Х **, У **; т.5 Х **, У **; т.6 Х **, У **; т.7 Х **, У **. В ходе обследования земельного участка с кадастровым № **12660 установлено, что земельный участок ограждения не имеет, здания, строения, сооружения на земельном участке отсутствуют. На земельном участке складируются отходы. Земельный участок зарос кустарниковой, древесной и травянистой растительностью. Признаков сжигания сухой растительности и размещения нестационарных торговых объектов не выявлено. При обмере земельного участка при помощи высокоточного геодезического оборудования Topeon Hiper SR, полевого контроллера FC-500 (заводской номер 1209-10353, свидетельство о поверке № 1355701 действительно до 19.10.2021), а также изучения информационных ресурсов Управления, в том числе планово-картографического материала, установлено, что общая площадь земельного участка, занятого мусором, составляет 30 617 кв.м, в том числе площадью 22 081 кв.м - за счет земельного участка с кадастровым № **12660, площадью 575 кв.м - за счет земельного участка с кадастровым № **20, площадью 7 961 кв.м - за счет земель, право государственной собственности на которые не разграничено (с северной стороны от земельного участка с кадастровым номером **12660). Координаты поворотных точек земельного участка, занятого отходами, следующие: 1) Х **, Y **; 2) X **, Y **; 3) X **, Y **; 4) X **, Y **; 5) X **, Y **; 6) X **, Y **; 7) X **, Y **; 8) X **, Y **; 9) X **, Y **; 10) X **, Y **; 11) X **, Y **; 12) X **, Y **. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № **4 площадью 1 355 030,47 кв.м (декларированная площадь) входит в состав единого землепользования с кадастровым № **45. При этом в сведениях содержатся координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым № **4. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: **** поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым № **45, установлен вид разрешенного использования - использование лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ, категория земель - земли лесного фонда; площадь участка 162 349006,25 кв.м, погрешность при определении площади земельного участка не определена, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации с 10.08.2004. Права на земельный участок обременены арендой в пользу иных физических и юридических лиц. Земельный участок с кадастровым № **:45 состоит из 144 частей. Из земельного участка с кадастровым № **45 образовано 15 земельных участков. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № **20 площадью 1 934 447,54 кв.м (уточненная площадь) входит в состав единого землепользования с кадастровым № **63. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: **** поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым № **63, установлен вид разрешенного использования - для садоводства, категория - земли с/х назначения, площадью 2 459 782 кв.м, погрешность при определении площади земельного участка составляет 618 кв.м, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок принадлежит на праве собственности Бурмакиной О.О. с 08.05.2020 на основании договора купли-продажи имущества ООО «***» от 31.01.2020 №Л1 (л.д. 54-57 т.3).
Согласно ответу администрации Сылвенского сельского поселения от 16.04.2020 на запрос прокурора, свалка на земельном участке площадью 36 626 кв.м с кадастровым № **12660 в п.**** образована ориентировочно в 1980-1990 годах, когда земельный участок использовался как полигон для размещения ТБО. Примерный объем размещенных отходов 48 150 куб.м, отходы бытовые. На указанную свалку вывозились ТБО из п. **** и с. ****. Ограждение у свалки отсутствует, подъезд перегорожен шлагбаумом, обвалка не произведена, противофильтрационный экран отсутствует. Зарегистрированные права на свалку отсутствуют. Свалка с 2000 года не эксплуатируется (л.д. 14-15 т.1).
Постановлением администрации Пермского района Пермской области от 09.02.1993 № 99 изъяты у Комарихинского лесхоза Лядовского лесничества кв. ** земель площадью 3,6 га, в том числе 1,6 га леса 1-й группы, 2 га нелесной (пашни), и предоставлены Сылвенскому поселковому Совету в постоянное пользование под свалку бытовых отходов (л.д. 17 т.1).
04.03.1993 на основании вышеуказанного постановления составлен акт отвода земельного участка в натуре под свалку бытовых отходов (л.д. 16 т.1).
Постановлением администрации Пермского района Пермской области от 11.10.1993 №745-I в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 09.10.1993 №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» постановлено прекратить с 09.10.1993 деятельность поселковых и сельских Советов народных депутатов и возложить выполнение их функций на администрации поселков и сельсоветов до избрания и начала работы новых органов местного самоуправления (л.д.86 т.1).
Постановлением администрации Пермского района Пермской области от 01.11.1993 №780 постановлено прекратить с 29.10.1993 деятельность районного Совета народных депутатов и возложить выполнение его функций на районную администрацию до избрания и начала работы новых органов местного самоуправления (л.д.87 т.1).
Постановлением Главы муниципального образования Пермского района Пермской области от 16.12.2005 №3853 принято решение ликвидировать Сылвенскую поселковую администрацию (л.д.54-55 т.1).
08.06.2007 Сылвенская поселковая администрация ликвидирована, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 58-60 т.1).
30.11.2005 на учет в налоговом органе поставлена администрация муниципального образования «Сылвенское сельское поселение». 23.10.2006 муниципальное образование «Сылвенское сельское поселение» включено в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации (л.д. 56, 57).
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 26.02.2014 № 629 прекращено у Сылвенского поселкового Совета право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 36 000 кв.м с кадастровым № **12660, разрешенное использование для свалки бытовых отходов (л.д. 18 т.1).
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 26.02.2014 № 659 постановлено отнести земельный участок с кадастровым № **12660 к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д. 19 т.1).
Сведения о собственниках земельного участка с кадастровым № **12660 отсутствуют, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельный участок с кадастровым № **4 имеет площадь 1 355 030,47 кв.м, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о собственниках в ЕГРН отсутствуют. Данный земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым № **45 (единое землепользование) относящегося к категории земель – земли лесного фонда, собственником земельного участка является Российская Федерации, земельный участок обременен арендой (т.1 л.д.80-83).
Земельный участок с кадастровым № **63 площадью 2459782 +/- 618 кв.м; категория земель: земли с/х назначения, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенный по адресу: ****; с 08.07.2021 принадлежит на праве собственности Бурмакиной О.В.; границы земельного участка установлены, в состав единого землепользования с кадастровым № **63 входит земельный участок с кадастровым № **20 (л.д. 59-62, 71 т.3).
Из ответа администрации Пермского муниципального района от 30.04.2020 следует, что земельный участок с кадастровым № **12660 находится в нераспределенном земельном фонде. Использование земельного участка под свалку бытовых отходов осуществлялось с 1993 по 2001 гг. В 2012 году заключен муниципальный контракт с ООО «Камэкопроект» на разработку проекта рекультивации свалки бытовых отходов, размещенной на земельном участке с кадастровым № **12660. Проект рекультивации земельного участка, выполненный ООО «Камэкопроект», утвержден распоряжением администрации Пермского муниципального района от 17.12.2012 № 246-р «Об утверждении проекта». Установить срок завершения работ по рекультивации земельного участка с кадастровым № **12660 не представляется возможным. В 2014 и 2015 гг. между МКУ «Управление благоустройством благоустройством Пермского муниципального района» и ООО «Буматика» были заключены два муниципальных контракта на выполнение работ по организации мероприятий по утилизации и переработке отходов производства и потребления на свалке, расположенной в районе деревни **** Сылвенского сельского поселения. В 2014 году на свалке утилизировано 1400 куб.м отходов на сумму 799,9 тысяч рублей, в 2015 году утилизировано 1250 куб.м отходов на сумму 758 000 рублей. Итого из бюджета Пермского муниципального района на утилизацию отходов на свалке у деревни **** направлено 1 557,9 тысяч рублей. С 2016 года в бюджет Пермского муниципального района средства на выполнение работ по утилизации отходов на свалке, расположенной на земельном участке, не выделялись. На 2020 год и на плановые периоды 2021 и 2022 гг. в бюджете Пермского муниципального района средства на рекультивацию земельного участка не предусмотрены (л.д.20-34).
В проектной документации «Разработка проекта рекультивации свалки в районе д. ****, Сылвенского сельского поселения» (пояснительная записка), разработанной в 2012 году ООО «Камэкопроект», указаны следующие сведения. В административном отношении площадь, занятая свалкой ТБО, находится в 0,5 км к северо-востоку от границ д. **** Сылвенского сельского поселения, в 30 км от административного центра – г. Перми, в 200 м к северу от автотрассы (с. Троица – н. Новыя Ляды). По данным инженерным изысканий площадь, занимая несанкционированной свалкой ТБО (площадь покрытая отходами), составляет 4,275 га, а объем складируемых отходов 48150 куб.м. Твердые бытовые отходы на участке рекультивации несанкционированной свалки представлены следующим образом: полиэтилен, пластик, стеклобой, металлическая тара, проволока, вышедшая из строя бытовая техника, металлолом, доски, бревна, элементы деревянных конструкций, покрышки автомобильные, рубероид, шифер, предметы личной гигиены и др. Большую часть отходов составляют отходы из пластика (50%) (л.д. 27-34 т.1).
Согласно заключению начальника отдела государственного экологического надзора по Пермскому краю Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования С. от 27.07.2020 №АА-07-8096 по итогам исследования и оценки представленных материалов (копии материалов надзорного производства по настоящему иску, копии проектной документации «Разработка проекта рекультивации свалки в районе д. ****, Сылвенского сельского поселения»), свалка твердых коммунальных отходов, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами **12660 и **4, в 0,5 км к северо-востоку от границы д. **** Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района, оказывает негативное влияние на почву, что приводит к деградации (ухудшению) данного компонента окружающей среды. В соответствии с установленными требованиями размещение отходов на указанных участках запрещено. Учитывая значительную площадь (4,3 га) и объемы (45150 куб.м) размещенных отходов на земельных участках, продолжительность нахождения отходов на земле (более 30 лет), деградацию почв от отходов, требуется проведение рекультивации земель (основание проведение рекультивации) (л.д.141-143 т.1).
В экспертном заключении от 26.09.2018, подготовленным СПбГУ по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.07.2018 №АА-09-02-32/15384 о негативном воздействии, испытываемом почвами при несанкционированном размещении отходов, указано, что несанкционированное размещение отходов влечет за собой деградацию почв; при загрязнении почв экотоксикантами – высокими концентрациями токсичных органических веществ (диоксина, полихлорированных бифенилов и т.п.), минеральными формами азота (нитраты), фосфора, серы, мышьяка, а также тяжелыми металлами – цинком, медью, кадмием, свинцом и хромом, деградация почвы практически необратима (л.д. 150-154 т.1).
При рассмотрении спора суд, руководствуясь ст.42 Конституции РФ, положениями ФЗ «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об отходах производства и потребления», законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст.10.1, ст.13, ст.16, ст.42 ЗК РФ, ст.214 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», установив, что свалка твердых коммунальных отходов оказывает негативное влияние на почву, что приводит к деградации (ухудшению) данного компонента окружающей среды, приняв во внимание значительную площадь (4,3 га) и объемы размещенных отходов на земельных участках, продолжительность нахождения отходов на земле (более 30 лет), деградацию почв от отходов, пришел к выводу о необходимости проведения рекультивации в отношении земельных участков, на которых расположена свалка ТБО.
Поскольку несанкционированное размещение отходов площадью 22081 кв.м находится на части земельного участка с кадастровым номером **12660 из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена (в указанных судом координатах поворотных точек), полномочия по распоряжению которыми принадлежат органам местного самоуправления муниципального района, суд пришел выводу о возложении обязанности по рекультивации данной части земельного участка на администрацию Пермского муниципального района, к компетенции которой относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»); установил срок исполнения данных требований до 31.12.2024 года.
Установив, что часть несанкционированной свалки площадью 575 кв.м (координаты поворотных точек судом указаны) расположена в пределах границ земельного участка с кадастровым № **20, входящего в состав единого землепользования с кадастровым № **63, принадлежащего на праве собственности Бурмакиной О.О., суд возложил на Бурмакину О.О. обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в указанной части в срок до 01.11.2022.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований о рекультивации части земельного участка с кадастровым № **4, входящего в состав единого землепользования с кадастровым № **45, суд указал, что данный земельный участок относится к категории земель лесного фонда, в силу норм п.1 ст.8 Лесного кодекса является собственностью РФ; полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъекта определены в ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса РФ. При этом п.2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов. Применительно к рассматриваемой ситуации в указанной части иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в иске к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.
Несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления подлежит устранению в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
В соответствии ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3.4.16 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п Министерство осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и меры по тушению лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.
Принимая во внимание, что в компетенцию Министерства входит, в том числе, охрана лесов, оснований для отказа в иске к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края у суда первой инстанции не имелось.
В связи с этим решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения – об удовлетворении иска (координаты части земельного участка коллегия указывает в соответствии данными Управления Росреестра по Пермскому краю (т.3 л.д.159).
Руководствуясь ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 16 августа 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении требований, заявленных Пермским межрайонным природоохранным прокурором к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В отмененной части принять новое решение, которым возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанность по ликвидации части несанкционированной свалки отходов (площадью 7 961 кв.м) на земельном участке с кадастровым № **4 в границах следующих координат поворотных точек:
1) X **, Y **;
2) X **, Y **;
3) X **, Y **;
4) X **, Y **;
5) X **, Y **;
6) X **, Y **, установив срок исполнения данных требований до 01.11.2023.
В остальной части решение Пермского районного суда Пермского края от 16.08.2021 года оставить без изменения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2021 года