дело № 5-107/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п. Чегдомын 18 сентября 2018 года
Судья Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края Рамзина С.Н., рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерного общества «Хабаровские энергетические системы», имеющего юридический адрес: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 26А,
УСТАНОВИЛ:
В период с 01 августа 2018 года по 03 августа 2018 года при проведении Дальневосточным управлением Ростехнадзора внеплановой выездной проверки установлено, что Акционерное общество «Хабаровские энергетические системы» (далее - АО «ХЭС») допустило нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в нарушении обязательных требований действующего законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, п. 411 «б» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116).
В ходе проверки установлено, что АО «ХЭС» эксплуатируется опасный производственный объект Котельная № 1, расположенная по адресу: п. Чегдомын Верхнебуреинского района ул. Софийская, 11, на котором в нарушение требований промышленной безопасности эксплуатируются тепловые электроустановки в отсутствие заключений промышленной безопасности о соответствии требований промышленной безопасности водогрейных котлов КВ-ТС-10-150ПВ зав. № 044 рег. № 2584, КВ-ТС-10-150ПВ зав. № 043 рег. № 2583.
В отношении АО «ХЭС» государственным инспектором Биробиджанского отдела государственного энергетического надзора и надзора с опасными производственными объектами Дальневосточного управления Ростехнадзора Исаевым С.В. составлен протокол № 11-52 от 24.08.2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Представитель АО «ХЭС» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных пояснениях от 17.09.2018 г. указал, что свою вину юридическое лицо в совершении данного правонарушения не признает, т.к. АО «ХЭС» водогрейные котлы в котельной № 1 не устанавливало, они были переданы Министерством ЖКХ Хабаровского края по акту приема-передачи имущества от 21.04.2017, в 2017 году ООО «ЭСКО» проводило техническое освидетельствование котлов, в которых дефектов не выявлено, и срок проведения экспертизы промышленной безопасности установлен в 2018 году. Далее 12.07.2018 в заключениях ООО «ПСП «Стройстальконструкция» указано, что водогрейные котлы не соответствуют требованиям промышленной безопасности. В целях устранения замечаний АО «ХЭС» заключило договор с ООО «Хабаровский завод реставрации труб» № 592/18 от 10.09.2018 на выполнение строительно-монтажных работ со сроком выполнения работ до 17.10.2018. Таким образом, с даты предоставления объектов в эксплуатацию ОА «ХЭС» ими предпринимались все меры в целях проведения экспертизы и получения положительных заключений промышленной безопасности. Просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях АО «ХЭС» состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ или освободить от административной ответственности в силу малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель Дальневосточного управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Неявка лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.
Согласно Единому государственному реестру юридических лиц АО «ХЭС» осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха; распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
На основании концессионного соглашения от 21.04.2017 года эксплуатируется объект теплоснабжения – Котельная № 1, расположенная по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, ул. Софийская, д.14, кадастровый номер 27:05:0601094:291 (л.д. 27-32).
На основании распоряжения Дальневосточного управления Ростехндзора № Р-А71-781 от 26.07.2018 г. государственным инспектором Биробиджанского отдела государственного энергетического надзора и надзора с опасными производственными объектами Дальневосточного управления Ростехнадзора Исаевым С.В. в период с 01.08.2018 г. по 03.08.2018 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «ХЭС», по результатам которой был составлен акт № А-А71-781 от 03.08.2018 г., согласно которому АО «ХЭС» эксплуатируются водогрейный котел КВ-ТС-10-150ПВ зав. № 044 рег. № 2584 и водогрейный котел КВ-ТС-10-150ПВ зав. № 043 рег. № 2583 при отсутствии заключения промышленной безопасности о соответствии требований промышленной безопасности, что является нарушением обязательных требований, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, п. 411 «б» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 (л.д. 10-14, 15-18).
Согласно заключениям № 470/18-1, № 470/18-2 экспертизы промышленной безопасности от 12.07.2018 г. технические устройства – котел водогрейный КВ-ТС-10-150ПВ зав. № 044 рег. № 2584, котел водогрейный КВ-ТС-10-150ПВ зав. № 043 рег. № 2583, находящиеся в эксплуатации АО «ХЭС», не соответствует требованиям промышленной безопасности (л.д. 33-37, 49-52).
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Диспозиция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – ФЗ-116) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, и закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с пп. 1 пункта 5 Приложения 2 ФЗ-116 опасные производственные объекты, осуществляющие теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более, отнесены к III классу опасности.
Согласно абз. 11 п. 1 ст. 9 ФЗ-116 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 9 ФЗ-116 работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 13 ФЗ-116 технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Согласно п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 7 ФЗ-116 обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.
Согласно п. «б» 411 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116, оборудование под давлением, используемое на ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности, если иная форма оценки его соответствия не установлена техническими регламентами, в случае истечения срока службы, расчетного ресурса или при превышении количества циклов нагрузки оборудования, указанных в технической документации или в заключении экспертизы промышленной безопасности.
Как установлено в судебном заседании, АО «ХЭС» эксплуатируется опасный производственный объект теплоснабжения – Котельная № 1, расположенная по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, ул. Софийская, д. 14, кадастровый номер 27:05:0601094:291, на котором в нарушение требований промышленной безопасности эксплуатируются тепловые электроустановки (водогрейные котлы КВ-ТС-10-150ПВ зав. № 044 рег. № 2584, КВ-ТС-10-150ПВ зав. № 043 рег. № 2583) в отсутствие заключений промышленной безопасности о соответствии требованиям промышленной безопасности.
Факт совершения и виновность АО «ХЭС» в инкриминируемом ему правонарушении установлены на основе следующих доказательств: протокола № 11-52 об административном правонарушении от 24.08.2018; копии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки опасного производственного объекта АО «ХЭС» № Р-А71-781 от 26.07.2018; копии акта проверки от 03.08.2018 № А-А71-781; копии предписания № П-А71-781 от 03.08.2018; копии концессионного соглашения от 21.04.2017 г., копии заключения № 470/18-1 экспертизы промышленной безопасности от 12.07.2018 г. технического устройства – котел водогрейный КВ-ТС-10-150ПВ зав. №044 рег. № 2584; копии заключения № 470/18-2 экспертизы промышленной безопасности от 12.07.2018 г. технического устройства – котел водогрейный КВ-ТС-10-150ПВ зав. № 043 рег. № 2583.
Таким образом, в действиях АО «ХЭС» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, - нарушение требований промышленной безопасности.
Довод АО «ХЭС» об отсутствии в их действиях состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ ввиду принятия мер в целях проведения экспертизы и получения положительных заключений промышленной безопасности судом не состоятелен, поскольку данные меры были приняты лицом после выявления правонарушения (л.д. 57-64).
Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридического лица от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно положениям ст. 3.12 КоАП Российской Федерации административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей.
С учетом изложенного, исходя из санкции ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие отягчающих обстоятельств, учитывая, что обществом приняты меры к устранению выявленных нарушений, считаю, что назначение наказания в виде административного приостановления деятельности, в данном случае, не отвечает целям и задачам административного судопроизводства, а приостановление деятельности, напротив может повлечь срыв отопительного сезона и наступление негативных последствий, в связи с чем считаю, целесообразным применить наказание за совершенное правонарушение в виде административного штрафа.
Оснований для освобождения АО «ХЭС» от административной ответственности в силу малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, наличия угрозы охраняемым общественным отношениям, наличия возможных последствий, которые могли наступить в результате несоблюдения требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, не имеется.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, а также учитывая имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, учитывая, что АО «ХЭС» допустило нарушения при эксплуатации социально значимого объекта, полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
На основании ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Хабаровские энергетические системы» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа: наименование получателя платежа: УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное управление Ростехнадзора л/с 04221А20000), ИНН 2721168170, КПП 272101001, ОКТМО 08701000, р/с 40101810300000010001, Отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001, КБК 49811645000016000140, назначение платежа: оплата штрафа за нарушение законодательства РФ о промышленной безопасности.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить АО «ХЭС», что в случае неуплаты административного штрафа в установленный законодательством срок, она может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья С.Н. Рамзина