66RS0012-01-2018-002155-13
Дело № 12-280/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 28 ноября 2018 года
Судья Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Третьякова О.С., при секретаре Крашенинниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Акционерного общества «Горвнешблагоустройство» на постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу Чебатковой Е.В. № 03-05-08/112-2018 от 27.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Постановлением заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу Чебатковой Е.В. № 03-05-08/112-2018 от 27.08.2018 АО «Горвнешблагоустройство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Горвнешблагоустройство» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитники Гаркуша Т.С., Степанов Ю.А., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали в полном объеме. Пояснили, что оспаривают наличие в действиях АО «Горвнешблагоустройство» события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Дополнили, что полигон осуществляет свою деятельность с 1963 года, в связи с чем при предоставлении характеристики объекта размещения отходов за 2014 год АО «Горвнешблагоустройство» было указано * куб.м., учитывая проектную вместимость после реконструкции 1999 года и ранее размещенные отходы.
Должностное лицо - заместитель начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, государственного инспектора по Уральскому федеральному округу Чебаткова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав защитников, проверив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Таким образом, при установлении события административного правонарушения по признакам данной статьи КоАП РФ административный орган обязан исследовать вопрос и доказать наличие фактов сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и подтвердить данные обстоятельства соответствующими доказательствами.
При этом объективная сторона правонарушения включает в себя несколько различных деяний: сокрытие, умышленное искажение и несвоевременное сообщение полной и достоверной информации. Субъектами правонарушения являются лица, обязанные сообщать указанную в статье информацию в отношении перечисленных в ней объектов окружающей природной среды. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
Как следует из материалов дела, с 23.05.2018 по 20.06.2018 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу на основании приказа № 838 от 15.05.2018 была проведена плановая документарная и выездная проверка по соблюдению АО «Горвнешблагоустройство» требований природоохранного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других документов по охране окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что АО «Горвнешблагоустройство» эксплуатирует полигон ТКО и ПО на основании проектной документации «Расширение полигона ТБО г. Каменск-Уральский» 1999 года, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы. В соответствии с характеристикой объекта размещения отходов полигон ТБО АО «Горвнешблагоустройство» по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году, общая вместимость полигона составляет * куб.м./* т. (0,237 кооэф); размещено всего * куб.м./* т. (0,237 кооэф), однако в проекте «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Каменска-Уральского Свердловской области» 1999 года указана вместимость полигона * куб.м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Горвнешблагоустройство» протокола об административном правонарушении от 20.08.2018.
Постановлением от 27.08.2018 АО «Горвнешблагоустройство» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за то, что 02.07.2018 в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании Приказа и.о. заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу Валеева П.Р. № 838 от 16.05.2018, с изменениями, внесенными приказом 28.05.2018 № 918, а также в соответствии с актом проверки от 02.07.2018 № 307, обнаружено что в нарушение ст. 1, абз. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17,18 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 №792 «Об утверждении ведения государственного кадастра отходов», допустило искажение экологической информации в представленных характеристиках объектов размещения отходов за 2014 год.
АО «Горвнешблагоустройство» является юридическим лицом и осуществляет эксплуатацию полигона ТБО, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск – Уральский, ул. Ленина, №2и; ул. Ленина, № 2д; ул. Ленина, № 2ж; с северной стороны автодороги г. Каменск – Уральский – Курган, с северной стороны территории полигона ТБО в районе автодороги г. Каменск – Уральский – г. Курган. Приказом Росприроднадзора от 27.07.2015 №609 полигон ТКО и ПО включен в ГРОО под номером №
Полигон АО «Горвнешблагоустройство» функционирует с 1963 года. В 1999 году был разработан проект «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Каменска-Уральского Свердловской области». По результатам рассмотрения представленных проектных материалов было получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта. Согласно вышеуказанному заключению вместимость полигона составляет * куб.м.
В характеристике объекта размещения отходов полигона АО «Горвнешблагоустройство», составленной по результатам проведенной инвентаризации объекта в 2014 году на полигоне размещено: * куб. м. неуплотненных отходов при вместимости полигона - * куб.м. неуплотненных отходов.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» определен порядок ведения государственного кадастра отходов, который предусматривает порядок ведение Росприроднадзором, в том числе государственного реестра объектов размещения отходов с 01.08.2014.
Согласно п.п. 17,18 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 не подлежат включению в ГРОРО:
объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
скотомогильники.
ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2010, регистрационный № 17520).
Рнвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами Рё индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, РЅРµ реже РѕРґРЅРѕРіРѕ раза РІ пять лет (РїСѓРЅРєС‚ 4 Правил инвентаризации).
Согласно пункту 5 Правил инвентаризации источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.
Пунктом 6 Правил инвентаризации предусмотрено, что по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.
Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.
Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
В рамках проведения Департаментом проверки, АО «Горвнешблагоустройство» представлена характеристика объекта размещения отходов полигона, составленная по результатам проведенной в 2014 году инвентаризации.
В протоколе об административном правонарушении №03-05-08/112-2018 от 20.08.2018 отражено, что АО «Горвнешблагоустройство» допустило искажение информации о вместимости полигона ТБО в части указания в характеристике в 2014 году недостоверных сведений, а именно: в пункте 9 характеристики объекта вместимость полигона составляет * куб.м./* т (кооэф 0,237), размещено всего - * куб.м/* (кооэф 0,237). Вместе с тем, исходя из проектных решений, вместимость полигона согласно проекта «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Каменска-Уральского Свердловской области» от 1999 года составляет * куб.м.
При этом в представленном проекте 1999 года содержатся сведения о проектной вместимости полигона (1 192 500 куб. м), самостоятельно полученные АО «Горвнешблагоустройство» в результате умножения объема ТБО (* куб. м), рассчитанный на полный срок эксплуатации (15 лет согласно проекту) на коэффициент 0,3 (коэффициент уплотнения отходов при захоронении в полигоне согласно проекту).
С учетом того обстоятельства, что в характеристике за 2014 год указаны аналогичные сведения о вместимости полигона АО «Горвнешблагоустройство», но без коэффициента уплотнения, с учетом фактически поступающих отходов в разуплотненном виде и с учетом ранее размещенных отходов (с 1963 по 1999 годы), что подтверждено материалами дела и показаниями должностного лица, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «Горвнешблагоустройство» состава административного правонарушения.
Какого-либо несоответствия действительности сведений о вместимости полигона, которые были изложены в проекте «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Каменска-Уральского Свердловской области» 1999 года и характеристике объекта размещения отходов полигона ТБО АО «Горвнешблагоустройство» за 2014 год, судом не установлено.
При этом суд отмечает, что аналогичные сведения о вместимости содержатся в характеристиках объекта размещения отходов полигона ТБО г. Каменска-Уральского АО «Горвнешблагоустройство» за 2010 - 2013 года.
Пунктом 1.1 Рнструкции РїРѕ проектированию, эксплуатации Рё рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем Р РѕСЃСЃРёРё 02.11.1996, предусмотрено, что РІ состав проекта полигона РІС…РѕРґРёС‚, РІ том числе раздел «расчет емкости».
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Суд не находит в действиях общества ни сокрытия, ни тем более умышленного искажения информации. Доказательств умышленного искажения обществом информации административным органом не представлено.
Таким образом, вывод должностного лица о совершении обществом данного административного правонарушения является необоснованным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При установленных судом обстоятельствах, постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу Чебатковой Е.В. № 03-05-08/112-2018 от 27.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении АО «Горвнешблагоустройство» подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Р• РЁ Р Р›:
Постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу Чебатковой Е.В. № 03-05-08/112-2018 от 27.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Горвнешблагоустройство» - отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения путем подачи жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского.
Судья О.С. Третьякова