Решение по делу № 2-719/2018 от 01.02.2018

Дело № 2-719/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» мая 2018 года                                                                                город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Кудрявцевой А.А.,

с участием истца Смирнова И.В.,

представителя ответчика администрации города Твери по доверенности Цветковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Смирнова И.В. к администрации города Твери, администрации Заволжского района в городе Твери, Правительству Тверской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение площадью 36 кв.м. в пользу Смирнова И.В., нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на внеочередное предоставление жилья с 08 июня 2004 года, с учетом срока не предоставления жилья вне очереди с 08 июня 2004 года, зачете срока не предоставления жилья с 17 августа 1989 года после увольнения из рядов вооруженных сил в 1989 году, с учетом срока не предоставления жилья вне очереди с 08 июня 2004 года (13 лет), как срок службы в рядах вооруженных сил для установления коэффициента предоставляемой площади жилья, применяемого в расчете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим – гражданам и иным лицам», в соответствии с Федеральным законом № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года и произвести расчет, установив площадь жилого помещения к взысканию для истца и его семьи с учетом разовости предоставления жилья,

установил:

Смирнов И.В. обратился в Центральный районный суд города Твери с исковым заявлением к администрации г. Твери, администрации Заволжского района г. Твери, Правительству Тверской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение площадью 36 кв.м. в пользу Смирнова И.В., нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на внеочередное предоставление жилья с 08 июня 2004 года.

В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Центрального районного суда г. Твери от 11.04.2012 года по делу №2-97/2012 признан недействующим приказ главы администрации Заволжского района г. Твери от 04.02.2010 №17 в части снятия Смирнова И.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списков. На администрацию г. Твери и администрацию Заволжского района г. Твери возложена обязанность включить Смирнова И.В. в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещения, тем самым восстановить его нарушенное право. В остальной части требований Смирнову И.В. отказано.

Постановлением Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012 по делу №44-г-67 решение Центрального районного суда г. Твери от 11.04.2012 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21.06.2012 по делу №33-2189 отменены в части отказа во включении Смирнова И.В. в список граждан, полномочия по обеспечению жилыми помещениями которых за счёт средств федерального бюджета переданы Тверской области. Обязаны администрация г. Твери и администрация Заволжского района г. Твери, Правительство Тверской области включить Смирнова И.В. в список граждан, полномочия по обеспечению жилыми помещениями которых за счёт средств федерального бюджета переданы Тверской области, с учётом постановки его на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилья с 08.06.2004.

Постановлением Президиума Тверского областного суда от 14.01.2013 было отказано в удовлетворении заявления Правительства Тверской области о разъяснении постановления Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012 № 44 - г - 67/12.

Определением Президиума Тверского областного суда от 22.04.2013 было отказано в удовлетворении заявления администрации Заволжского района г. Твери об исправлении описки в Постановлении Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012 № 44 - г - 67/12.

Определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11.12.2013 № 33 - 4664/2013 отменено решение Центрального районного суда г. Твери от 02.07.2013 по гражданскому делу №2-2301/2013, которым отказано в удовлетворении заявления Смирнова И.В. об оспаривании действий старшего судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Касаткина А.Н. по вынесению постановления от 13.06.2013 об отказе в удовлетворении жалобы и действий судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Сидоровой Т.Б. по вынесению постановлений от 27.05.2013 об окончании исполнительных производств №№ 18123/12/42/69, 18124/12/42/69, 18125/12/42/69, принято новое решение. Признано незаконным и отменено постановление старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской области Касаткина А.Н. от 13.06.2013 по жалобе Смирнова И.В. от 10.06.2013 на постановление судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской области Сидоровой Т.Ю. об окончании исполнительных производств №№ 18123/12/42/69, 18124/12/42/69, 18125/12/42/69. Признано незаконным и отменено постановление судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Тверской области Сидоровой Т.Ю. об окончании исполнительных производств №№ 18123/12/42/69, 18124/12/42/69, 18125/12/42/69.

Постановлениями судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Сидоровой Т.Ю. от 24.02.2014 были возобновлены исполнительные производства №№ 18123/12/42/69, 18124/12/42/69, 18125/12/42/69.

Постановлениями судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Лебедевой С.О. были окончены исполнительные производства: № 18124/12/42/69 от 03.06.2014 в отношении администрации г. Твери, № 18123/12/42/69 от 04.06.2014 в отношении администрации Заволжского района г. Твери, № 18125/12/42/69 от 04.06.2014 в отношении правительства Тверской области.

Возбуждённые 23.11.2012 исполнительные производства №№ 18123/12/42/69, 18124/12/42/69, 18125/12/42/69 были фактически окончены 03.06.2014 и 04.06.2014 без предоставления истцу жилых помещений или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Меры воздействия к должникам не применялись. Смирнов И.В. не согласен с окончанием исполнительных производств.

Окончание исполнительных производств №№ 18123/12/42/69, 18124/12/42/69, 18125/12/42/69 основано на изданных главой администрации Заволжского района в городе Твери приказах № 166 от 03.08.2012, № 28 от 21.02.2013, № 90 от 22.05.2013, № 101 от 30.05.2013, которые не имеют устанавливающих порядок исполнения постановлений, в результате переиздания не основаны на решении Центрального районного суда города Твери от 11.04.2012 и лишь отчасти соответствует постановлению Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012 и в итоге основаны на определении Президиума Тверского областного суда от 22.04.2013, которым отказано администрации Заволжского района г. Твери в удовлетворении заявления об исправлении описки в постановлении Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012, в редакции администрации Заволжского района г. Твери - без учёта права истца на льготное обеспечение жилым помещением. Определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11.12.2013 № 33 - 4664/2013 не отражено в выше указанных приказах.

В соответствии с письмом от 12.12.2017 администрации Заволжского района г. Твери (исходящий № АП 32 - 76/01 - и, от 11.12.2017) номер Смирнова И.В. в списке граждан, полномочия по обеспечению жилыми помещениями которых за счёт средств федерального бюджета переданы Тверской области: внеочередников Заволжского района - 1, первоочередников - 295. В другие формируемые отдельные списки истец не включен, в том числе в список граждан которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Списки и очередь не одно и тоже.

Смирнов И.В. считает, что администрация Заволжского района г. Твери действовала (бездействовала) не в соответствии с законом и законными требованиями судебных инстанций.

Главой администрации г. Твери не было издано приказа или постановления во исполнение решения Центрального районного суда г. Твери от 11.04.2012, постановления Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012 и определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11.12.2013. Администрация города Твери письмами от 28.08.2017 (исходящий № ЛП05 - 138/01 - и, от 28. 08.2017) и от 08.11.2017 года (исходящий № 05 - 3548/06 - и, от 07.11.2017) известила о не включении Смирнова И.В. администрацией города Твери в формируемые отдельные списки, в том числе за счёт средств федерального бюджета в связи, с чем истцу отказано в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья вне очереди. А ведь исполнительное производство № 18124/12/42/69 в отношении администрации города Твери окончено раньше, чем в отношении других должников – 03.06.2014, что привело к нарушению жилищных прав истца.

Из постановления Президиума Тверского областного суда от 22 октября 2012 года: «защита жилищных прав в силу пункта 1 части 3 статьи 11 Жилищного Кодекса Российской Федерации осуществляется, в том числе путём признания жилищного права», «обязанность включения истца в формируемые отдельные списки граждан по категориям, в том числе полномочия по обеспечению жилыми помещениями которые за счёт средств федерального бюджета переданы Тверской области лежит на администрациях г. Твери и Заволжского района г. Твери».

Согласно письму Правительства Тверской области от 30 августа 2017 года (уведомление от 28.08.2017, входящий № 036/С - 05 - 6646/ОГ) и письму администрации города Твери от 19 сентября 2017 года (исходящий № 05 - 3548/03 - и, от 18.09.2017), на обращение истца к правительству Тверской области от 22 августа 2017 года (входящий № 036/С - 05 - 6646/ОГ), Смирнову И.В. отказано в реализации жилищных прав Правительством Тверской области и администрацией города Твери.

Из постановления Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012: «жилые помещения жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма по правилам статьи 2 Закона Тверской области от 17.04.2006 № 39 - 30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» (в редакции от 17.04.2004.) предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт».

Администрация г. Твери и правительство Тверской области не предоставляют истцу жилых помещений, в связи, с чем Симрнов И.Ю. считает действия (бездействие) правительства Тверской области незаконными.

Обращение истца от 19.09.2017 (входящий № 036/С - 05 - 6646/2/ОГ) к председателю правительства Тверской области, губернатору Тверской области - в соответствии с письмом от 30.09.2017 (уведомление от 25.09.2017, входящий № 036/С - 05 - 6646/2/ОГ) правительства Тверской области направлено на рассмотрение в министерство социальной защиты населения Тверской области, которое в ответном письме от 06.10.2017 (исходящий № 08/1872ЮГ/692, от 04.10.2017) сделало расчёт субсидии на строительство или приобретение жилого помещения - в одно действие, без учёта срока не предоставления Смирнову И.В. жилья, исходя из 18 м. кв., а не из 36 м. кв. Министерство социальной защиты населения Тверской области путает единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета и законодательно не запрещённую возможность субсидировать отдельные категории граждан за счёт бюджетов Тверской области. Смирнов И.В. не имел и не имеет благоустроенных жилых помещений и к нему изначально применимы меры социальной защиты, а не поддержки. Фактически истец не включен в отдельные формируемые списки администрациями г. Твери, в связи с чем он и не обеспечен жильём. Применяемая схема мер социальной поддержки в виде субсидии министерства социальной защиты населения Тверской области не прозрачна, действует не в соответствии с законом, предполагает отказ от прав, а он недействителен. Информация Министерства об отказе Смирнова И.В. не имеет точной даты произошедшего события, корректной регистрации - она недостоверна и не является мерой по обеспечению жильём и повышению благосостояния. Истец отвергает обвинение в отказе. У Министерства нет прав истца и прав не обеспечивать жильём. В результате Смирнов И.В. не смог завести семью и продлить свой род, проводя годы в судебных заседаниях, получая вместо жилья обвинения от лиц обязанных судебными инстанциями. А ведь могли применить в расчётном действии субсидии среднестатистическую семью из трёх человек, но работают против создания истцом семьи, повышения благосостояния и предоставления Смирнову И.В. благоустроенного жилого помещения.

Министерство социальной защиты населения Тверской области входит в состав обязанного правительства Тверской области в связи, с чем истец считает действия (бездействие) самоизбранного правительства Тверской области незаконными.

Исходя из конституционного принципа верховенства федерального закона Российской Федерации, альтернативой предоставления жилых помещений в натуре является единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, которая выплачивается единовременно, не является доходом и не облагается государственной пошлиной. Права и льготы истца, уточнённые постановлением Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012, в порядке статей 14 - 21 федерального закона от 12.01.1995 № 5 - ФЗ «О ветеранах», предусматривают предоставление Смирнову И.В. жилого смещения в размере 36 квадратных метров в натуре или в виде единовременной денежной выплаты в форме (виде) денежной суммы перечисленной на счёт истца в банке.

Используемая Министерством социальной защиты населения Тверской области в расчётном действии субсидия на строительство или приобретение жилого помещения, возможна для истца в соответствии с Федеральным законом № 76 - ЭЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 (в редакции от 28.13.2013 № 405 - ФЗ), в соответствии с которым денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим федеральным законом вне очереди предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди. Включив срок не обеспечения жилым помещением в расчёт субсидии и выплатив её истцу в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, министерство социальной защиты населения Тверской области в лице правительства Тверской области передало бы Смирнову И.В. право обеспечить себя жилым помещением.

Из постановления Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012: «Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе».

Длительное не обеспечение жилыми помещениями унижает человеческое достоинство и ухудшает здоровье Смирнова И.В. В этом году истцу исполняется 50 лет. Прошли 28 полных лет с увольнения его в запас из рядов Вооружённых Сил - все 28 лет без жилья, из них 13 лет истец имеет право на внеочередное предоставление жилья.

Определением судьи Центрального районного суда города Твери от 06.02.2018 исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело.

При подготовке дела к судебному разбирательству, определением судьи от 06.02.2018 в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство социальной защиты населения Тверской области и государственное казенное учреждение социальной защиты населения Тверской области г. Твери.

Определением суда от 28.03.2018 в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».

Также, в ходе производства по делу истец уточнил исковые требования, просив суд признать имеющийся у него статус военнослужащего и зачесть срок не предоставления жилья с 17.08.1989 (28 лет) после увольнения из рядов вооруженных сил в 1989 г., с учетом срока не предоставления истцу жилья вне очереди с 08.06.2004 (13 лет), как срок службы в рядах вооруженных сил для установления коэффициента предоставляемой площади жилья, применяемого в расчете, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 №76 «Об утверждении правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим – гражданам и иным лицам, в соответствии с федеральным законом №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998» и произвести расчет, установив площадь жилого помещения к взысканию для истца и его семьи, с учетом разовости предоставления жилья.

Уточненные исковые требования Смирнов И.В. мотивировал тем, что в соответствии с постановлением Президиума Тверского областного суда от 22.10.2012 №44-г-67 по делу №2-97/2012, на основании ст. 23.2 федерального закона РФ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» норма площади предоставления жилья составляет 23 кв.м. на истца и 18 кв.м. на каждого члена его семьи. В связи с неоправданно длительным не предоставлением жилья истцу не удалось создать семью. Смирнов И.В. имеет желание создать полную семью, но не имеет возможности включить их в расчет предоставляемой площади жилья к взысканию. Не имея более чем достаточной для полной семьи жилой площади, создать семью истец не может, 20.04.2018 Смирнову И.В. исполнилось 50 лет. Истец крайне нуждается в предоставлении жилого помещения и имеет желание реализовать свои права. В соответствии с федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», федеральным законом №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998, в соответствии с которым денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений, либо жилые помещения вне очереди предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами РФ, а именно постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 №76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим – гражданам и иным лицам, в соответствии с ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Смирнов И.В. обращается в суд для признания имеющегося у него статуса военнослужащего для применения коэффициента в расчете площади жилого помещения ко взысканию, исходя из нормы площади предоставления жилья в размере 36 кв.м. на истца, с учетом срока не предоставления жилья вне очереди в течение более 13 лет (с 08.06.2004) и реального срока не предоставления жилья более 28 лет (с 17.08.1989). Смирнов И.В. считает, что суд, учитывая длительность не предоставления жилья и его возраст, учтет желание истца и его право иметь полную семью при установлении (расчете) площади жилья ко взысканию, используя постановление Правительства РФ от 03.02.2014 №76, поскольку именно длительное необеспечение истца жильем и невозможность реализовать свои права привели к тому, что Смирнов И.В. не смог создать семью и продлить свой род.

Определением суда от 28.03.2018 указанные уточненные исковые требования приняты к производству суда, заявление об уточнении исковых требований принято к производству суда.

В судебном заседании истец Смирнов И.В. поддержал заявленные требования с учетом их уточнения по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований, просил суд удовлетворить заявленные им требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Твери Цветкова А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, пояснив, что истцу гарантировано право на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения, от реализации которого истец уклоняется, бездействие администрации г. Твери в рамках спорных отношений отсутствует.

Представитель ответчика администрации Заволжского района в г. Твери, извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с занятостью в другом судебном процессе, представил в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление в котором указал, что Смирнов И.В. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 08.06.2004. Подпунктом 3 пункта 1 федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ предусмотрена такая мера социальной поддержки ветеранов боевых действий, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 закона. В соответствии с п.6 ст. 23.2 закона, форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Постановлением администрации Тверской области от 14.11.2006 №275-па такой формой определена субсидия на строительство или приобретение жилого помещения. Такая форма предоставления мер социальной поддержки как «предоставление жилого помещения» не предусмотрена.

Представитель ответчика Правительства Тверской области, извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дел в его отсутствие в связи с занятостью представителей. В указанном ходатайстве представитель ответчика указал, что поддерживает ранее обозначенную позицию по делу и возражения относительно удовлетворения искового заявления.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области, извещенные судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в указанных ходатайствах указали, что оставляют заявленные истцом требования на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства социальной защиты населения Тверской области, извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в ходе производства по делу ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения по заявленным требованиям, в которых указал, что Смирнов И.В. является ветераном боевых действий, органами местного самоуправления признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит на учете с 08.06.2004. По информации ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» г. Твери, Смирнову И.В. предлагалась субсидия на строительство или приобретение жилого помещения в 2013 г. Однако Смирнов И.В. отказался от предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии. О своем желании получить субсидию на строительство или приобретение жилого помещения Смирнову И.В. следует сообщить в ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» г. Твери.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» г. Твери, извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в ходе производства по делу представил суду письменные пояснения относительно заявленных истцом требований, в которых указал, что в силу ст.ст. 16, 23.2 федерального закона от 13.01.1995 №5-ФЗ, постановления администрации Тверской области от 14.11.2006 №275-па, предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, осуществляется в форме субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Субсидия или единовременная денежная выплата предоставляются в пределах лимитов финансовых средств, утвержденных в федеральном бюджете для Тверской области. Размер субсидии или единовременной денежной выплаты для вышеуказанной категории граждан определяется исходя из общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В настоящее время размер субсидии или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий составляет 675 594 рубля в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.06.2017 №925/пр. Согласно свидетельству серии А №771265 от 09.06.1999 Смирнов И.В. является ветераном боевых действий и органом местного самоуправления признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. ТОСЗН г. Твери истцу неоднократно предлагалась субсидия на строительство или приобретение жилого помещения, однако истец отказывался от предоставленной меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии. О своем желании получить в 2018 г. субсидию на строительство или приобретение жилого помещения Смирнову И.В. следует сообщить в ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» г. Твери.

Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав истца Смирнова И.В., представителя ответчика администрации города Твери по доверенности Цветкову А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления располагает достаточно широкой свободой усмотрения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П). Однако, внося изменения в содержание таких мер, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, произвольно отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.

При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт "г" подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ).

Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.

Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (пункт 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").

Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 990-О-О).

Как следует из материалов гражданского дела и не оспаривалось сторонами в ходе производства по делу, Смирнов И.В. является ветераном боевых действий на территории Афганистана, имеющим льготы в соответствии с п.1 ст. 16 Закона «О ветеранах».

Постановлением главы администрации Заволжского района в г. Твери от 08.06.2004 №357 Смирнов И.В. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и внесен в единый список на получение жилой площади за №2542, список первоочередников за №955.

Приказом главы администрации Заволжского района в г. Твери от 04.02.2010 №17 «Об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Смирнов И.В. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключен из отдельного списка и из списка лиц, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, со ссылкой на п.5 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с предоставлением земельного участка для строительства дома.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 11.04.2012 по гражданскому делу по иску Смирнова И.В. к администрации г. Твери, Правительству Тверской области, Министерству социальной защиты населения Правительства Тверской области, администрации Заволжского района г. Твери о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности включить в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, о признании приказа главы администрации Заволжского района г. Твери от 04.02.2010 №17 недействующим в части снятия Смирнова И.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из списков постановлено: признать приказ главы администрации Заволжского района г. Твери от 04.02.2010 №17 недействующим в части снятия Смирнова И.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из списков, обязать администрацию г. Твери, администрацию Заволжского района г. Твери включить Смирнова И.В. в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, тем самым восстановить его нарушенное право, в остальной части требований Смирнова И.В. отказать.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21.06.2012 решение Центрального районного суда г. Твери от 11.04.2012 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Смирнова И.В. и администрации Заволжского района г. Твери – без удовлетворения.

Постановлением президиума Тверского областного суда от 22.10.2012 решение Центрального районного суда г. Твери от 11.04.2012, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21.06.2012 отменены в части включения Смирнова И.В. в список граждан, полномочия по обеспечению жилыми помещениями которых переданы Тверской области. На администрации г. Твери и Заволжского района г. Твери, правительство Тверской области возложена обязанность включить Смирнова И.В. в список граждан, полномочия по обеспечению жилыми помещениями которых за счет средств федерального бюджета переданы Тверской области, с учетом постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилья, с 08.06.2004.

Приказом главы администрации Заволжского района г. Твери от 03.08.2012 №166 п. 2.2. приказа главы администрации Заволжского района г. Твери от 04.02.2010 №17 отменен, Смирнов И.В. восстановлен в едином общем списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, номер очереди 1924-а, и в списке первоочередников, номер очереди 461-а.

Согласно положениям статьи 23.2 федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч.1).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч.2).

В силу пункта 3 части 3 статьи 23.2 федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки определяется общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе для ветеранов боевых действий.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (ч. 3.2. ст. 23.2.).

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.4 ст. 23.2.).

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст. 23.2.).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 23.2.).

Во исполнение приведенных выше норм, постановлением администрации Тверской области от 14.11.2006 №275-па утвержден порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области.

В силу пункта 2 порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области, реализация на территории Тверской области государственных полномочий по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на соответствующий год в федеральном бюджете и передаваемых в областной бюджет Тверской области в виде субвенций на указанные цели.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определена в виде субсидии или единовременной денежной выплаты.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 20 Порядка размер субсидии или единовременной денежной выплаты для ветеранов боевых действий рассчитывается как произведение 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Тверской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Смирнову И.В. предлагалась субсидия на строительство или приобретение жилого помещения, однако до настоящего времени истец свое право на получение субсидии не реализовал.

В исковом заявлении, уточненном исковом заявлении истец просит суд возложить на ответчиков обязанность предоставить жилое помещение площадью 36 кв.м.

Между тем, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 федерального закона «О ветеранах», предоставление субвенций по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки общей площадью жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации осуществляется для категорий лиц, в число которых входят: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Смирнов И.В. к перечисленным категориям лиц не относится, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Форма предоставления мер социальной поддержки как «предоставление жилого помещения» постановлением администрации Тверской области от 14.11.2006 N 275-па не предусмотрена.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении жилого помещения общей площадью жилья 36 квадратных метров, у суда не имеется.

Разрешая заявленные истцом требования о зачете срока не предоставления жилья с 17.08.1989 после увольнения из рядов вооруженных сил с учетом срока не предоставления жилья вне очереди с 08.06.2004 как срок службы в рядах вооруженных сил для установления коэффициента предоставляемой площади жилья, применяемого в расчете, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 №76, установив площадь жилого помещения ко взысканию для истца и его семьи, с учетом разовости предоставления жилья, суд исходит из следующего.

Как следует из постановления Правительства РФ от 03.02.2014 № 76, утвержденные Правила определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Смирнов И.В. состоит в едином общем списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем, истцу, как указывалось ранее, в рамках предоставления субвенции подлежит выплата субсидии или единовременной денежной выплаты, которая рассчитывается в соответствии Порядком предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области как произведение 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Тверской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Также следует отметить, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3 ч. 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ).

Кроме того, факт предоставления субсидии на улучшение жилищных условий только льготной категории граждан подтверждается Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 г. N 614, согласно которым субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.

Таким образом, субвенции, направляемые из федерального бюджета, являются целевыми межбюджетными трансфертами, предназначенными для обеспечения того объема и целевой направленности расходных обязательств, которые предусмотрены федеральным законодательством.

В этой связи, возложение на ответчиков обязанности по предоставлению субсидии на состав семьи, на которых льготы, предусмотренные ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ не распространяются, не может быть признано законным.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

        решил:

Исковые требования Смирнова И.В. к администрации города Твери, администрации Заволжского района в городе Твери, Правительству Тверской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение площадью 36 кв.м. в пользу Смирнова И.В., нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на внеочередное предоставление жилья с 08 июня 2004 года, с учетом срока не предоставления жилья вне очереди с 08 июня 2004 года, зачете срока не предоставления жилья с 17 августа 1989 года после увольнения из рядов вооруженных сил в 1989 году, с учетом срока не предоставления жилья вне очереди с 08 июня 2004 года (13 лет), как срок службы в рядах вооруженных сил для установления коэффициента предоставляемой площади жилья, применяемого в расчете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим – гражданам и иным лицам», в соответствии с Федеральным законом № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года и произвести расчет, установив площадь жилого помещения к взысканию для истца и его семьи с учетом разовости предоставления жилья оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

        Судья                                                                                                 Е.А. Степанова

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2018 года.

2-719/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов И. В.
Ответчики
Администрация Заволжского района г. Твери
Администрация г. твери
Правительство Тверской области
Другие
Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области
Суд
Центральный районный суд г. Тверь
Судья
Степанова Екатерина Александровна
Дело на странице суда
centralny.twr.sudrf.ru
01.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2018Передача материалов судье
06.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2018Судебное заседание
28.03.2018Судебное заседание
16.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2018Дело оформлено
10.08.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее