Решение по делу № 2-939/2018 от 09.07.2018

Дело №2-939/2018     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Губаха 10 сентября 2018 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Астафьевой О.А.,

с участием истца Г.Н.В.,

при секретаре Смирновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Н.В. к администрации городского округа «Город Губаха» о признании права собственности на дом и земельный участок в силу приобретательной давности,

у с т а н о в и л :

Г.Н.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха» о признании права собственности на жилой <адрес> края и земельный участок по указанному адресу в силу приобретательной давности.

Свои требования истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она приобрела указанные жилой дом и земельный участок у М.В.И., что подтверждается распиской о передаче денежных средств. В дальнейшем намеревались оформить договор купли продажи в установленном порядке, однако через день после передачи денежных средств у М.В.И. умерла сожительница, что послужило для прежнего собственника поводом для злоупотребления спиртными напитками. Позже выяснилось, что М.В.И. проживал в <адрес> края и умер ДД.ММ.ГГГГ. Со слов соседей установлено, что родственников у М.В.И. нет. С момента взаимной передачи денег, документов и ключей, истец постоянно жила в доме, пользовалась земельным участком как своим собственным, обрабатывала огород, поправляла забор, ремонтировала дом, оплачивала жилищно-коммунальные услуги, задолженности не имеет, все соседи знают, что она купила указанный дом и земельный участок и пользуется им как своим собственным. Другим способом, кроме как по судебному решению, признать право собственности на дом и земельный участок у нее нет.

В судебном заседании истец Г.Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что земельным участком и домом она пользуется постоянно, открыто, добросовестно и непрерывно на протяжении более 15 лет, обрабатывает земельный участок. Просит признать за ней право собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.

Ответчик Администрация городского округа «Город Губаха» в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв, согласно которому относительно удовлетворения исковых требований о признании права собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> не возражает. Однако, заявила ходатайство, в случае признания судом права собственности на земельный участок и жилой дом, указать в решении суда обязанность истца провести кадастровые работы в отношении указанного участка и жилого дома путем подготовки межевого и технического планов в части установления границ объектов.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, показания свидетеля Свидетель №1, находит исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> и расположенный на нем жилой дом являлись собственностью М.В.И., который умер ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ л.д.23-24).

М.В.И. ДД.ММ.ГГГГ продал жилой дом по вышеуказанному адресу Г.Н.В. за 8 000 000 руб., что подтверждается распиской (л.д.6), однако договор купли-продажи заключен не был.

Право собственности М.В.И. на жилой дом по адресу: <адрес> подтверждается договором о купле-продаже от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного нотариусом от ДД.ММ.ГГГГ в реестре (л.д.9) и справкой Муниципального предприятия «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Данное обстоятельство подтверждается также сообщением ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на жилой дом по адресу <адрес> отсутствуют (л.д.41), кадастровый номер указанного жилого дома значится (л.д.8).

Из свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок по <адрес> принадлежал В.И.Г. (л.д.11), который продал жилое домовладение по данному адресу М.В.И. Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42), в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах на земельный участок по адресу: <адрес> отсутствуют, кадастровый номер данного земельного участка согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ значится (л.д.7).

Согласно Выписке из ЕГРН на жилой дом по адресу: <адрес> следует, что год постройки дома значится 1956 год (л.д.8).

После смерти М.В.И. на данное недвижимое имущество никто из наследников в наследство не вступил, на спорные жилой дом и земельный участок никто не претендовал.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (п.1). Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (абз.3 п.3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество, в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).

Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.

Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.

В таких случаях, в соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, а в соответствии с частью 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации - если к тому же прошел и срок исковой давности для ее истребования.

В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.

При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).

Иной подход ограничивал бы применение положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу только случаями его самовольного завладения и побуждал бы давностного владельца к сокрытию непротивоправного по своему содержанию соглашения с собственником, что, в свою очередь, противоречило бы требованию закона о добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий. Таких ограничений статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу указанных положений закона при наличии одновременно нескольких предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности или нескольких способов защиты гражданских прав гражданин или юридическое лицо вправе по своему усмотрению выбрать любое из них.

Иное означало бы не предусмотренное законом ограничение гражданских прав.

Обращаясь в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности, истец Г.Н.В. указала, что владение ею спорным жилым домом и земельным участком по адресу: <адрес>. началось в 1997 году, являлось добросовестным, поскольку осуществлялось по соглашению с его собственником (расписка от ДД.ММ.ГГГГ л.д.6) и без перерыва продолжалось истцом, поскольку она открыто, ухаживала за домом и насаждениями, следила за сохранностью этого имущества, несла бремя его содержания на протяжении более 15 лет.

Согласно сообщению нотариуса Поливаевой К.М. от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело к имуществу М.В.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ не открывалось (л.д.49). Данный факт подтверждается выпиской реестра наследственный дел с сайта Федеральной нотариальной палаты (л.д. 13).

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснила, что Г.Н.В. купила дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, но оформить надлежащим образом данное имущество не успела, поскольку хозяин имущества уехал. Г.Н.В. уже более 20 лет ухаживает за данным домом, обрабатывает земельный участок.

Из совокупности исследованных доказательств следует, что владение спорным недвижимым имуществом: жилым домом и земельным участком по адресу: <адрес> истцом Г.Н.В. осуществлялось открыто, как своим собственным, никакое иное лицо в течение всего времени владения данным имуществом не предъявляло своих прав на данный дом и земельный участок и не проявляло к ним интереса как к своему собственному. В порядке наследования никто из родственников данное имущество в собственность после смерти М.В.И. в установленном законом порядке не оформил.

Иные основания для приобретения права собственности на спорный дом и земельный участок, как указывает истец, отсутствуют, договор купли-продажи в надлежащей - нотариальной форме между Г.Н.В. и М.В.И. заключен не был, несоблюдение такой формы договора влечет его ничтожность, договор не порождает юридических последствий, переход права собственности не зарегистрирован. Собственником данного недвижимого имущества до настоящего времени значится умерший в 2003 году М.В.И. Дом самовольной постройкой не является.

Так как спорное недвижимое имущество: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, не признаны по решению суда поступившими в муниципальную собственность, то в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации они могут быть приобретены в собственность в силу приобретательной давности.

Поскольку истец Г.Н.В. с 1997 года и по настоящее время, то есть в течение более пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным жилым домом и земельным участком, а специальное основание для начала течения срока приобретательной давности, предусмотренное пунктом 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствует, то налицо основания для признания Г.Н.В. приобретшей право собственности на это имущество в силу приобретательной давности в соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации (п.1). Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п.2).

Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Соответственно решение суда в силу указанных норм является основанием для регистрации права собственности истца на указанный жилой дом и земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В своем отзыве ответчик Администрация городского округа «Город Губаха» заявила ходатайство, в котором просит в случае признания судом права собственности на земельный участок и жилой дом за Г.Н.В., указать в решении суда обязанность истца провести кадастровые работы в отношении указанного участка и жилого дома путем подготовки межевого и технического планов в части установления границ объектов. Суд считает, что поскольку в рамках настоящего дела Администрацией городского округа «Город Губаха» исковые требования к Г.Н.В. заявлены не были, соответственно, какие - либо дополнительные обязанности на истца возложены быть не могут.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать за Г.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 38,2 кв.м. с кадастровым и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ул.<адрес>ю 813 кв.м. с кадастровым .

Решение суда является основанием для регистрации права собственности Губахинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.09.2018 года.

Судья: О.А.Астафьева

2-939/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
gubacha.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее