Решение по делу № 2-820/2018 от 17.08.2018

Дело № 2-820/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Осинники                        06 ноября 2018 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мартыновой Ю.К.,

при секретаре Меркуловой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиновьева Владимира Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении досрочной страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Зиновьев В.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных исковых требований, просит признать решение УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 23.05.2018 года №404035/2018 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в его специальный стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2 период работы с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» (04 месяца 14 дней); период прохождения учебы с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год в СПТУ № 60 г. Осинники по профессии «Электрослесарь подземный и по ремонту оборудования» (10 месяцев 03 дня); период прохождения службы по призыву в рядах Советской армии с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года (2 года 04 дня); обязать ответчика установить (назначить) ему досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 11. 07.2017 года.

Требования мотивированы тем, что 03.05.2018 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. 23.05.2018 года решением УПФР г. Осинники (межрайонное) №404035/2018 ему было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности специального страхового стажа. По мнению ответчика, его специальный стаж на дату обращения составил 22 года 7 месяцев 02 дня, при необходимых 25 годах. При этом, в специальный стаж, ответчиком не включены следующие периоды его работы: с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» (04 месяца 14 дней); с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год период обучения в СПТУ № 60 г.Осинники (10 месяцев 03 дня); с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года период службы в рядах Советской армии (2 года 04 дня). С указанным решением пенсионного органа он не согласен, поскольку действовавшее в период прохождения им службы в Советской армии и обучения в СПТУ № 60 г.Осинники правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, в случае, если указанные периоды следовали, либо предшествовали работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав на пенсионное обеспечение. Период его работы с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» (04 месяца 14 дней), вообще не поименован ответчиком в вынесенном им решении. Однако, указанный период подлежит включению в специальный стаж, поскольку является работой с тяжелыми условиями труда, дающими право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР № 10 от 1956 года. С учетом спорных периодов его специальный стаж составит 25 лет 9 месяцев 23 дня.

В судебном заседании истец Зиновьев В.В. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить. Просит назначить досрочную страховую пенсию по Списку № 2. Дал пояснения, аналогичные доводам измененного искового заявления. Также пояснил, что при обращении в УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, не указывал основания, по которым пенсия должна быть ему назначена. Заявление о назначении пенсии оформлял специалист УПФР в г. Осинники, его не спрашивали, по какому основанию пенсия должна быть ему назначена.

Представитель истца - Паянок Е.М., участвующий в деле на основании ордера, в судебном заседании измененные исковые требования поддержал. Просит назначит Зиновьеву В.В. пенсию по Списку № 2, включить периоды работы в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования, обучения и службы в армии в специальный стаж. Полагает, что в спорный период работы истца с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь», он занимал должность, которая предусмотрена Списком № 2, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 1956 г., в разделе открытые горные работы. Спорные периоды обучения в СПТУ и период службы в Советской Армии, также подлежат включению в специальный стаж истца по Списку № 2. Кроме того, вся трудовая деятельность Зиновьева В.В. связана с работами с тяжелыми условиями труда. Именно по этому основанию все условия соблюдены. Зиновьев В.В. обращаясь в УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии не указывал, по какому основанию, какому списку, какой статье Федерального закона «О страховых пенсиях» ему необходимо назначить досрочную страховую пенсию. Считает, что УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) необоснованно принял решение о необходимости исчислять специальный стаж истца для назначения пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Полагает, что имеются все основания для назначения пенсии по Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР № 10 от 1956 года. Также пояснил, что на дату обращения в УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное), и в настоящее время, стец не достиг 55-тилетнего возраста.

Представитель ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) Фролова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании измененные исковые требования не признала. Суду пояснила, что Зиновьев В.В. обратился в УПФР в г.Осинники Кемеровской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии 03.05.2018 года, на дату обращения ему было 47 полных лет. Предполагается, что истец просил назначить ему досрочную страховую пенсию по выслуге лет, за работу в течение полного рабочего дня на подземных горных работах, то есть в соответствии со ст. 30.1.11 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. В назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимого специального 25-летнего стажа работы. Назначить ему пенсию по какому-либо другому основания Зиновьев В.В. не просил. Из специального стажа истца были исключены период прохождения им военной службы в Советской армии по призыву и период обучения в СПТУ № 60 г. Осинники. Поскольку включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрено действующим законодательством. Период работы Зиновьева В.В. с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» не включен в специальный стаж истца, поскольку оценка пенсионных прав истца осуществлялась применительно к ст. 30.1.11 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. Спорный период, в соответствии с действующим пенсионным законодательством, не подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанной выше статье. Однако, указанный период мог быть учтен при назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях». Оценка пенсионных прав истца по указанному основания не проводилась. Кроме того, назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», возможно в случае соблюдения всех необходимых условий, а именно достижение 55 летнего возраста, наличие стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, и наличие страхового стажа не менее 25 лет. Истец указанным требования также не соответствует. На основании изложенного, просит отказать Зиновьеву В.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим    выводам.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно пп.1, 2, 3, 5 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.

Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно п.2,3 ст.30 Федерального закона от 28.12. 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

При этом ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрен порядок определения, перерасчета размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размеров страховых пенсий.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что с 01.01.2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который предусматривая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии, и закрепляя в качестве условия назначения пенсии – достижение пенсионного возраста, устанавливает также порядок сохранения ранее приобретенных прав, в том числе и права на досрочное назначение трудовой пенсии независимо от возраста для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию разных факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

В соответствии с ст.36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 1 января 2015 года не применяется Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Таким образом, нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий не противоречащие Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, подлежат применению и после 01.01.2015 г.

Суд, разрешая заявленные исковые требования, применяет нормы ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как не противоречащие Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, учитывая при этом, что нормы п.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ аналогичны нормам п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», изданного в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утв. Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах.

В соответствии с п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 в целях реализации статьей 30 и 31 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет» (далее - Список № 481).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем в соответствии с п. 5 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 № 5 понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а также работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24.07.2002 года № 555, утвержденным Постановлением Правительства РФ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Судом установлено, что 03.05.2018 года Зиновьев В.В. обратился в УПФР г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (л.д.33-34). Истец и его представитель утверждают, что при обращении за назначением пенсии, Зиновьев В.В. не указывал, по какому основанию ему должна быть назначена досрочная страховая пенсия, а просил назначить пенсию по любому из подходящих оснований.

Представителем ответчика представлены сведения, из программы по учету обращений граждан, из которой усматривается, что Зиновьев В.В. просит назначить досрочную страховую пенсию по ст. 30.1.11 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. (л.д.69,70).

Кроме того, представитель УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) суду пояснила, что с учетом возраста заявителя, его трудового стажа, оценка его пенсионных прав для назначения досрочной страховой пенсии могла осуществляться только в соответствии со ст. 30.1.11 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г., дающей право на пенсию независимо от возраста при занятости в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах не менее 25 лет.

Судом установлено, что форма заявления является типовой, она не содержит оснований по которым заявитель просит назначить пенсию. В судебном заседании, истец утверждал, что все документы при обращении к ответчику за него заполнял специалист Фонда. Представленные ответчиком сведения из программы по учету обращений граждан, заполнены на компьютере, личной подписи истца не содержат.

Решением УПФР г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 23.05.2018 года №404035/2018 Зиновьеву В.В. было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа по пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с разъяснением права на обжалование данного решения в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ и (или) в суд (л.д.14-15).

Согласно решения об отказе в установлении пенсии УПФР в г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 23.05.2018 №404035/2018, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 20.11.1998 года.

Специальный стаж Зиновьева В.В. на дату обращения за установлением досрочной страховой пенсии, засчитанный ответчиком составляет 22 года 7 месяцев 2 дня.

В специальный стаж Зиновьева В.В. помимо иных периодов работы не засчитан период прохождения им службы в Советской армии по призыву с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года (2 года 04 дня); период обучения в СПТУ № 60 г. Осинники с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год (10 мес. 3 дня). Указанные периоды не включены в специальный стаж, поскольку, по мнению ответчика, нормы ранее действующего законодательства не давали права на досрочную трудовую пенсию независимо от возраста при занятости на подземным работах не менее 25 лет, периоды службы в Советской Армии и обучения в училищах не засчитываются в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию (л.д.14-15).

Кроме того, в специальный стаж не засчитан период работы Зиновьева В.В. в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года (04 месяца 14 дней). При этом, как усматривается из решения УПФР г. Осинники (межрайонное), указанный период ответчиком вообще не поименован, по указанному периоду отсутствует суждение УПФР г. Осинники (межрайонное) о причинах не включения спорного периода в специальный стаж.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, период работы Зиновьева В.В. с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» (04 месяца 14 дней) не поименован в решении УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 23.05.2018 года №404035/2018. Учтен как обычные условия труда.

Вышеуказанное решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии истец считает незаконным. Просит включить период работы с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» (04 месяца 14 дней), период прохождения учебы с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год в СПТУ № 60 г. Осинники по профессии «Электрослесарь подземный и по ремонту оборудования» (10 месяцев 03 дня), период прохождения службы по призыву в рядах Советской армии с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года (2 года 04 дня), в специальный стаж по Списку № 2.

Судом установлено, что в период с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года Зиновьев В.В. работал в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь», что подтверждается отметкой в трудовой книжке (л.д.21). Согласно архивной справки № 7174 от 10.10.2018 года, Зиновьев В.В. принят на работу 14.07.1988 года электрослесарем дежурным по ремонту оборудования 3 разряда поверхностным на участок «Водоотлив» (приказ № 352к от 08.07.1988 года). Уволен 28.11.1988 года (приказ № 566к от 21.11.1988 года) (л.д.78).

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

- мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам (п. 2);

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 537 от 18.07.2002 (пп. "б" п. 1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяются «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях», утвержденные Постановлением Кабинета Министров РСФСР № 10 от 26.01.1991 года. При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании как ранее действовавших нормативных правовых актов, так и действующих на момент обращения лица за назначением досрочной трудовой пенсии.

В пп. «а» пункта 1 раздела «Горные работы» Списка № 2 «Производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» указаны «Слесари (электрослесари) дежурные и по ремонту оборудования, механизмов, водяных и воздушных магистралей, занятые на шахтах, в разрезах и карьерах».

Судом установлено, что в период с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года Зиновьев В.В. работал в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь». Работа в указанный период подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.21-27), архивными справками (л.д.20,71,78), приказом о приеме на работу (л.д.79).

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, свидетельствующих о том, что деятельность в качестве электрослесаря (слесаря) по ремонту, обслуживанию электроустановок на участке «Водоотлив» шахты «Высокая», поименована как Списком № 2 от 26 января 1991 года, так и Списком № 2 от 22 августа 1956 года, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований о возложении на ответчика обязанности включения спорного периода работы истца 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в специальный стаж, дающий право на получение трудовой пенсии на льготных условиях. Указанный период подлежит включению в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.

Разрешая спор в части включения в специальный стаж периода обучения, суд руководствуется п.п. «з» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, в соответствии с которым кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

При этом п. 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), период, указанный в подпункте «з», приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В специальный стаж истец просит включить период обучения в СПТУ № 60 г. Осинники с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год. При этом, как усматривается из решения УПФР г. Осинники (межрайонное) от 23.05.2018 года №404035/2018, период обучения истца в СПИУ № 60 г. Осинники, разбит на период обучения с 01.09.1987 года по 07.02.1988 года и период производственной практики с 08.02.1988 года по 08.071988 года. Оба указанных периода не включены в специальный стаж истца.

Согласно сведений трудовой книжки, Зиновьев В.В. обучался в СПТУ № 60 с 01.09.1987 года по 04.07.1988 года (л.д.21).Указанное обстоятельство также подтверждается справкой ГПОУ «Осинниковский политехнический техникум (л.д.18). После окончания обучения, Зиновьев В.В. с 14.07.1988 года принят на работу в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» (л.д.21).

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что период работы истца с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь», подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 11. П. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит выводу, что период обучения в СПТУ № 60 г. Осинники с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год, также подлежит включению в специальный стаж истца по Списку №2, поскольку иное толкование Закона противоречит нормам международного права, закрепленных в Европейской Конвенции от 04.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», а также Основному Закону Российской Федерации - Конституции РФ, которая закрепила, что высшей ценностью Российской Федерации являются человек, его права и свободы.

        Кроме того, Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590 предусматривало включение    прохождения периода обучения в училищах специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

    По мнению суда, период обучения в СПТУ № 60 г. Осинники, необходимо включать в специальный стаж полностью, без разделения на период теоретических занятий и практики, поскольку, обучение профессии состоит из практических и теоретических занятий, и является единым учебным процессом. В период прохождения практики, обучающиеся самостоятельно выполняют работы, характерные для конкретной специальности и соответствующие необходимому уровню квалификации.

В силу п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г.№ 590, утратившего силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из трудовой книжки Зиновьева В.В. следует, что он по окончании СПТУ № 60 г.Осинники 14.07.1988 года был принят на работу слесарем дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь». 18.11.1988 года истец был уволен по п. 3 ст. 29 КЗоТ РСФСР, в связи с прохождением военной службы в Советской армии по призыву (л.д.21).

Согласно военному билету (л.д.19), справке № 77 Военного комиссариата Кемеровской области от 12.07.2018 года (л.д.16), Зиновьев В.В. проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года.

На момент призыва Зиновьева В.В. на службу в составе Вооружённых Сил действовало постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались, в том числе, служба в составе Вооружённых Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт «к»).

Абзацем 14 пункта 109 названного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооружённых Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что период прохождения службы мог быть включён при определённых условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 1992 г., который не предусматривал включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы в армии по призыву.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-11 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 187 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретённых прав.

В абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учётом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Из приведённого выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учётом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Статьёй 3 Закона СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего в период прохождения Зиновьевым В.В. службы в армии по призыву и утратившего силу с 1 марта 1993 г., было установлено, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооружённых Сил СССР.

Учитывая, что период прохождения службы по призыву в рядах Вооружённых Сил СССР, являвшейся для истца законодательно установленной обязанностью, начался у Зиновьева В.В. в момент действия нормативных актов, предусматривавших включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости такого периода, и длился этот период непрерывно в силу установленной обязанности истца по прохождению действительной военной службы в рядах Вооружённых Сил, суд считает, что спорный период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года подлежит включению в специальный стаж на соответствующих видах работ, поскольку период, предшествующий службе истца в рядах Советской Армии, включен судом в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

        В связи с изложенным, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, в специальный стаж истца подлежат включению периоды работы с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» (04 месяца 14 дней); период с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год обучение в СПТУ № 60 г. Осинники; период службы в рядах Советской армии с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года (2 года 04 дня).

    Таким образом, все спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ. Поскольку Зиновьев В.В. не просил включить в специальный стаж истца по указанному основанию больше никакие периоды кроме спорных, а УПФР в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) оценка пенсионных прав по указанному основанию не производилась. Всего специальный стаж истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ составляет: 04 месяца 14 дней - работа с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» + (10 месяцев 03 дня) период прохождения учебы с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год в СПТУ № 60 г. Осинники + 2 года 04 дня период прохождения службы по призыву в рядах Советской армии с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года = 3 года 2 месяца 21 день.

    Специальный стажа истца, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии со ст. 30.1.11 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. (то есть подземной работы) согласно решения УПФР в г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) составляет 22 года 7 месяцев 2 дня, и в соответствии с действующим законодательством, при подсчете специального стажа подлежит прибавлению к работе с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком № 2.

    С учетом включения спорных периодов (3 года 2 месяца 21 день), стаж истца составляет 25 лет 9 мес. 23 дня.

    Однако, учитывая, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия может быть назначена по достижении 55 лет, а Зиновьев В.В. на 11.07.2017 года имел <данные изъяты>, право на установление досрочной страховой пенсии по указанному основанию на 11.07.2017 года он не приобрел. Иных требований истцом не заявлялось. На основании изложенного, Зиновьеву В.В. следует отказать в установлении досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с 11.07.2017 года.

Специальный стаж истца на дату обращения в УПФР г. Осинники (межрайонное) (03.05.2018 года) в соответствии с пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 22 года 7 месяцев 2 дня, что является не достаточным для установления Зиновьеву В.В. досрочной страховой пенсии в соответствии с пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Периоды работы, засчитанные в специальный стаж истца в соответствии с пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с действующим законодательством, не могут суммироваться с работами, предусмотренными Списком № 2.

На основании изложенного, суд считает, что решение ГУ УПФ РФ в г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 23.05.2018 года №404035/2018 об отказе в установлении истцу пенсии по старости по п.п.11 п. 1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. необходимо признать незаконным в части, обязав ответчика зачесть в специальный стаж Зиновьева В.В. в календарном исчислении периоды работы в должности слесаря дежурного и по ремонту оборудования с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года, службы в армии с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года и период обучения в СПТУ № 60 г. Осинники с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная истцом при подаче иска (л.д.13).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Требования Зиновьева Владимира Викторовича удовлетворить частично.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 23.05.2018 года №404035/2018 об отказе в досрочном назначении Зиновьеву Владимиру Викторовичу страховой пенсии по старости признать незаконным в части отказа во включении в специальный стаж по Списку № 2 периодов работы в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» (04 месяца 14 дней) с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года, периода обучения в СПТУ № 60 г. Осинники с 01.09.1987 года по 04.07.1988 года, периода прохождения службы в рядах Советской армии с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года (2 года 04 дня).

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж Зиновьева Владимира Викторовича в календарном исчислении период работы в должности слесаря дежурного по ремонту оборудования 3-го разряда поверхностного на участке «Водоотлив» на шахте «Высокая» производственного объединения «Южкузбассуголь» (04 месяца 14 дней) с 14.07.1988 года по 28.11.1988 года; период обучения в СПТУ № 60 г. Осинники с 01.09.1987 года по 04.07.1988 год; период службы в рядах Советской армии с 09.12.1988 года по 13.12.1990 года (2 года 04 дня), в стаж, необходимый для назначения пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (Список № 2) с момента возникновения права.

Зиновьеву Владимиру Викторовичу в удовлетворении требований об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости по пп.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с 11.07.2017 года, отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) в пользу Зиновьева Владимира Викторовича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение     изготовлено 09 ноября 2018 года.

Судья                                                                          Ю.К.Мартынова

2-820/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Зиновьев В. В.
Зиновьев Владимир Викторович
Ответчики
ГУ УПФ РФ
Суд
Осинниковский городской суд Кемеровской области
Судья
Мартынова Ю.К.
Дело на сайте суда
osinnikovsky.kmr.sudrf.ru
17.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2018Передача материалов судье
17.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2018Подготовка дела (собеседование)
06.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2018Судебное заседание
02.10.2018Судебное заседание
06.11.2018Судебное заседание
09.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2019Дело оформлено
27.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее