Решение по делу № 33-1379/2023 от 15.05.2023

     КОПИЯ

Гражд. дело № 2-131/2023

89RS0001-01-2022-003655-47

Судья Лисиенков К.В.

Апел. дело № 33-1379/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01.06.2023                                                                    г.Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Байкиной С.В.,

судей коллегии: Рощупкиной И.А., Кайгородовой И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Кречмаровской Ю.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Фанта А.В. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.02.2023 по иску Фанта Алексея Валерьевича к Администрации муниципального образования г. Салехард о заключении договора мены жилого помещения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Фанта А.В. обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Администрацию г. Салехарда обязанность предоставить ему взамен расположенной в аварийном доме квартиры по адресу: <адрес> другое благоустроенное жилое помещение по договору мены, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям города Салехарда, равнозначное по общей площади - 38,4 кв.м, находящееся в черте населенного пункта города Салехард, включив в договор мены в качестве членов семьи супругу Фанта Марину Сергеевну, дочь ФИО3.

В обоснование иска указано, что дом по адресу: <адрес> распоряжением Администрации г. Салехарда от 18.02.2021 №111-р признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением также предусмотрено осуществление выкупа у собственников принадлежащих им жилых помещений, а также долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирных домах. При этом заключением по результатам обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, выполненным 19.01.2021 МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства», физический износ дома в целом равен 65%, техническое состояние цокольного, межэтажного перекрытий и фундамента - недопустимое, чердачного перекрытия и крыши, несущих стен - ограниченно работоспособное. Истец полагал, что обследование технического состояния строительных конструкций и инженерных систем дома не соответствует требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому комиссия после проведения оценки соответствия помещения установленным Положением требованиям признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таких выводов в указанном заключении нет. Кроме того, согласно техническому паспорту на квартиру по адресу: <адрес> физический износ здания по данным технической инвентаризации на 2008 год составил 82%. А в заключении износ здания определен в размере 65%. Таким образом, заключение является некорректным и не отражает фактическое техническое состояние дома, в котором в настоящее время проживать невозможно, он создает угрозу для жизни и безопасности для проживания. В связи с этим истцу должно быть предоставлено другое жилое помещение взамен подлежащего сносу по договору мены.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Глоба Л.Н. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Данилова Т.И. возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что истец не обжаловал в судебном порядке ни заключение межведомственной комиссии, ни распоряжение администрации о признании дома аварийным, ни срок сноса дома. В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации договор мены может быть заключен с собственником жилого помещения только с согласия органа местного самоуправления, однако он такого согласия не давал. Кроме того, для заключения такого договора требуется оценка жилого помещения истца, однако таковая не проводилась.

Истец Фанта А.В., третьи лица Фанта М.С., ФИО3 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. Фанта М.С. направила в суд ходатайство, в котором пояснила, что она и ее дочь ФИО3 исковые требования поддерживают, просила рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением Салехардского городского суда от 02.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением не согласилась представитель истца Глоба Л.Н. В апелляционной жалобе просит о его отмене и о принятии нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований. Указывает, что истец не мог оспаривать распоряжение Администрации г. Салехарда от 11.02.2021 №111-р о признании дома по адресу: <адрес> аварийным, так как указанный дом является многоквартирным. На момент подачи иска Фанта А.В. не получал уведомлений из Администрации об изъятии земельного участка, с постановлением об изъятии земельного участка ознакомился только в суде. При этом ему непонятна цель издания этого постановления. Судом неверно истолкованы положения ч. 2 ст. 28-3 Закона ЯНАО №36-ЗАО, поскольку существуют иные особенности предоставления жилых помещений при сносе многоквартирных домов, включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки. Фанта А.В. не согласен на денежную компенсацию взамен сносимого дома. При этом согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилые помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право только на выплату возмещения. Судом не учтено, что дочь истца является несовершеннолетней, а предоставление возмещения не допускается, если в изымаемом жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане. Предоставление возмещения за жилое помещение или другого жилого помещения осуществляется на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Данилова Т.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец Фанта А.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. (л.д. 15-17 - выписка из Единого государственного реестра недвижимости).

В данном жилом помещении вместе с истцом зарегистрированы по месту жительства его супруга Фанта М.С. и дочь ФИО3 (л.д. 10 - справка о регистрации).

Как следует из технического паспорта на квартиру по адресу: <адрес> физический износ здания по данным технической инвентаризации составляет 82% (л.д. 19).

Согласно заключению специализированной организации МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» от 19.01.2021, составленному по результатам обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> физический износ многоквартирного дома в целом равен 65%. Техническое состояние цокольного, межэтажного перекрытий и фундамента - недопустимое; чердачного перекрытия, крыши и несущих стен - ограниченно-работоспособное (л.д. 19-46).

Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехард от 18.02.2021 №111-р признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома в г. Салехарде, в том числе дом по адресу: <адрес> (л.д. 48-50).

24.03.2022 Администрацией муниципального образования г. Салехард принято постановление №606 об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, в том числе, земельный участок по адресу: <адрес> а также расположенные на нем объекты недвижимого имущества: квартиры №5, 8 (л.д. 63-65).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ч.ч. 7, 8, 8.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 28-3 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», разъяснениями содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, суд первой инстанции исходил из того, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену. И поскольку в данном случае соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого между истцом и органом местного самоуправления не достигнуто, а суд не вправе понудить орган местного самоуправления заключить такое соглашение, при этом в настоящее время стоимость изымаемых у истца принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости (квартира, а также доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: здание, земельный участок) не определена, истцом ни заключение межведомственной комиссии, ни распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, ни срок сноса многоквартирного дома, в судебном порядке не обжаловались, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, содержатся разъяснения о том, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в прядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.

В Ямало-Ненецком автономном округе действует региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2023 годах, утвержденная Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 №346-П во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Дом по адресу: <адрес> не включен в региональную адресную программу, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019.

Указанный жилой дом включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2028 годы, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2020 №112-П.

Между тем, данная Программа не тождественна региональной адресной программе.

Как следует из преамбулы Программы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2020 №112-П, ее целью является расселение на территории Ямало-Ненецкого автономного округа жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также жилищного фонда, физический износ которого составляет более 70%, планируемого к признанию аварийным.

Разделом III Программы (перечень программных мероприятий) предусмотрено, что обеспечение жилищных прав граждан, расселяемых из аварийного жилищного фонда в рамках мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства. Выкуп жилых помещений у собственников путем предоставления возмещений за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, в рамках ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, установлены в соответствии с главой 1 раздела III-I Закона №36-ЗАО.

При этом, согласно разделу IV Программы, источниками финансирования программных мероприятий являются: средства окружного бюджета, передаваемые в виде целевой субсидии НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО»; средства окружного бюджета, передаваемые в виде целевой субсидии ФЖС ЯНАО; средства окружного бюджета, направляемые в форме субсидий бюджетам муниципальных и городских округов в автономном округе на реализацию программных мероприятий; финансовые средства бюджетов муниципальных образований в автономном округе.

Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2023 годах, предусмотрено, что источниками финансирования мероприятий данной программы являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда ЖКХ), средства окружного бюджета и местных бюджетов (раздел VI).

Таким образом, источником финансирования Программы не являются средства Фонда ЖКХ, положения данной программы не предусматривают обязанности органа местного самоуправления предоставить собственнику жилого помещения в аварийном доме другое жилое помещение, предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого, это возможно только в случае заключения соглашения с собственником, так, как это установлено положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», не предусматривает сейчас и не предусматривал ранее (в том числе, на момент издания органом местного самоуправления распоряжения о признании дома по адресу: <адрес> аварийным и постановления об изъятии земельного участка под данным домом для муниципальных нужд) права собственника жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным, на предоставление ему другого жилого помещения взамен изымаемого.

При этом справке от 08.11.2022 №233-СО, выданной Управлением жилищной политики Администрации муниципального образования г. Салехард, Фанта А.В., Фанта М.С. и ФИО3 не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрации г. Салехарда (л.д. 68).

Ссылка представителя истца в апелляционной жалобе на положения законодательства об обеспечении прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки, подлежат отклонению.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации положения указанной статьи применяются к правоотношениям по обеспечению жилищных и иных имущественных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее для целей настоящей статьи - наниматели жилых помещений) в многоквартирных домах, отвечающих критериям, установленным субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки.

Статьей 28-6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, отвечающих критериям, установленным в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» не применяются к жилым помещениям, находящимся в домах, признанных аварийными, соответственно, не применимы и к спорному жилому помещению.

Кроме того, из материалов дела не следует, что жилой дом по адресу: <адрес> включен в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки.

В частности, данный дом не включен в перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, включая многоквартирные дома, утвержденный распоряжением Правительства ЯНАО от 24.03.2022 №224-РП «О комплексном развитии территории жилой застройки в городе Салехарде, расположенной в границах планировочного квартала 01:15:01».

Таким образом, право выбора способа защиты жилищных прав путем получения компенсации за изымаемое жилое помещение либо путем предоставления жилого помещения у Фанта А.В. не имеется. Жилое помещение в собственность взамен изымаемого ему может быть предоставлено только по соглашению, заключенному с органом местного самоуправления. Однако такое соглашение не заключено, в связи с чем истец вправе получить возмещение за изымаемое жилое помещение только в денежной форме, с определением размера возмещения в соответствии с правилами части 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы истца о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> в силу его технического состояния представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц также не является основанием для предоставления истцу по договору мены другого жилого помещения.

Вместе с тем, семья истца не лишена возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им жилого помещения маневренного фонда в соответствии с ч. 3.1 ст. 95, п. 3.1 ч. 3 ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ссылка истца на тот факт, что его дочь не достигла совершеннолетнего возраста, необоснованна, поскольку наличие в семье собственника аварийного жилого помещения несовершеннолетних детей не влечет возникновения у него права на получение другого жилого помещения взамен аварийного.

Доводы истца об отсутствии у него возможности оспаривать распоряжение Администрации г. Салехарда от 11.02.2021 №111-р, о неполучении им уведомлений об изъятии земельного участка также не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции, поскольку при изложенных выше обстоятельствах иного решения кроме как об отказе в удовлетворении иска судом постановлено быть не могло.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.02.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

     КОПИЯ

Гражд. дело № 2-131/2023

89RS0001-01-2022-003655-47

Судья Лисиенков К.В.

Апел. дело № 33-1379/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01.06.2023                                                                    г.Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Байкиной С.В.,

судей коллегии: Рощупкиной И.А., Кайгородовой И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Кречмаровской Ю.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Фанта А.В. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.02.2023 по иску Фанта Алексея Валерьевича к Администрации муниципального образования г. Салехард о заключении договора мены жилого помещения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Фанта А.В. обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Администрацию г. Салехарда обязанность предоставить ему взамен расположенной в аварийном доме квартиры по адресу: <адрес> другое благоустроенное жилое помещение по договору мены, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям города Салехарда, равнозначное по общей площади - 38,4 кв.м, находящееся в черте населенного пункта города Салехард, включив в договор мены в качестве членов семьи супругу Фанта Марину Сергеевну, дочь ФИО3.

В обоснование иска указано, что дом по адресу: <адрес> распоряжением Администрации г. Салехарда от 18.02.2021 №111-р признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением также предусмотрено осуществление выкупа у собственников принадлежащих им жилых помещений, а также долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирных домах. При этом заключением по результатам обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, выполненным 19.01.2021 МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства», физический износ дома в целом равен 65%, техническое состояние цокольного, межэтажного перекрытий и фундамента - недопустимое, чердачного перекрытия и крыши, несущих стен - ограниченно работоспособное. Истец полагал, что обследование технического состояния строительных конструкций и инженерных систем дома не соответствует требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому комиссия после проведения оценки соответствия помещения установленным Положением требованиям признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таких выводов в указанном заключении нет. Кроме того, согласно техническому паспорту на квартиру по адресу: <адрес> физический износ здания по данным технической инвентаризации на 2008 год составил 82%. А в заключении износ здания определен в размере 65%. Таким образом, заключение является некорректным и не отражает фактическое техническое состояние дома, в котором в настоящее время проживать невозможно, он создает угрозу для жизни и безопасности для проживания. В связи с этим истцу должно быть предоставлено другое жилое помещение взамен подлежащего сносу по договору мены.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Глоба Л.Н. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Данилова Т.И. возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что истец не обжаловал в судебном порядке ни заключение межведомственной комиссии, ни распоряжение администрации о признании дома аварийным, ни срок сноса дома. В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации договор мены может быть заключен с собственником жилого помещения только с согласия органа местного самоуправления, однако он такого согласия не давал. Кроме того, для заключения такого договора требуется оценка жилого помещения истца, однако таковая не проводилась.

Истец Фанта А.В., третьи лица Фанта М.С., ФИО3 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. Фанта М.С. направила в суд ходатайство, в котором пояснила, что она и ее дочь ФИО3 исковые требования поддерживают, просила рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением Салехардского городского суда от 02.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением не согласилась представитель истца Глоба Л.Н. В апелляционной жалобе просит о его отмене и о принятии нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований. Указывает, что истец не мог оспаривать распоряжение Администрации г. Салехарда от 11.02.2021 №111-р о признании дома по адресу: <адрес> аварийным, так как указанный дом является многоквартирным. На момент подачи иска Фанта А.В. не получал уведомлений из Администрации об изъятии земельного участка, с постановлением об изъятии земельного участка ознакомился только в суде. При этом ему непонятна цель издания этого постановления. Судом неверно истолкованы положения ч. 2 ст. 28-3 Закона ЯНАО №36-ЗАО, поскольку существуют иные особенности предоставления жилых помещений при сносе многоквартирных домов, включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки. Фанта А.В. не согласен на денежную компенсацию взамен сносимого дома. При этом согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилые помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право только на выплату возмещения. Судом не учтено, что дочь истца является несовершеннолетней, а предоставление возмещения не допускается, если в изымаемом жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане. Предоставление возмещения за жилое помещение или другого жилого помещения осуществляется на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Данилова Т.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец Фанта А.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. (л.д. 15-17 - выписка из Единого государственного реестра недвижимости).

В данном жилом помещении вместе с истцом зарегистрированы по месту жительства его супруга Фанта М.С. и дочь ФИО3 (л.д. 10 - справка о регистрации).

Как следует из технического паспорта на квартиру по адресу: <адрес> физический износ здания по данным технической инвентаризации составляет 82% (л.д. 19).

Согласно заключению специализированной организации МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» от 19.01.2021, составленному по результатам обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> физический износ многоквартирного дома в целом равен 65%. Техническое состояние цокольного, межэтажного перекрытий и фундамента - недопустимое; чердачного перекрытия, крыши и несущих стен - ограниченно-работоспособное (л.д. 19-46).

Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехард от 18.02.2021 №111-р признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома в г. Салехарде, в том числе дом по адресу: <адрес> (л.д. 48-50).

24.03.2022 Администрацией муниципального образования г. Салехард принято постановление №606 об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, в том числе, земельный участок по адресу: <адрес> а также расположенные на нем объекты недвижимого имущества: квартиры №5, 8 (л.д. 63-65).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ч.ч. 7, 8, 8.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 28-3 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», разъяснениями содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, суд первой инстанции исходил из того, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену. И поскольку в данном случае соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого между истцом и органом местного самоуправления не достигнуто, а суд не вправе понудить орган местного самоуправления заключить такое соглашение, при этом в настоящее время стоимость изымаемых у истца принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости (квартира, а также доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: здание, земельный участок) не определена, истцом ни заключение межведомственной комиссии, ни распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, ни срок сноса многоквартирного дома, в судебном порядке не обжаловались, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, содержатся разъяснения о том, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в прядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.

В Ямало-Ненецком автономном округе действует региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2023 годах, утвержденная Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 №346-П во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Дом по адресу: <адрес> не включен в региональную адресную программу, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019.

Указанный жилой дом включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2028 годы, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2020 №112-П.

Между тем, данная Программа не тождественна региональной адресной программе.

Как следует из преамбулы Программы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2020 №112-П, ее целью является расселение на территории Ямало-Ненецкого автономного округа жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также жилищного фонда, физический износ которого составляет более 70%, планируемого к признанию аварийным.

Разделом III Программы (перечень программных мероприятий) предусмотрено, что обеспечение жилищных прав граждан, расселяемых из аварийного жилищного фонда в рамках мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства. Выкуп жилых помещений у собственников путем предоставления возмещений за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, в рамках ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, установлены в соответствии с главой 1 раздела III-I Закона №36-ЗАО.

При этом, согласно разделу IV Программы, источниками финансирования программных мероприятий являются: средства окружного бюджета, передаваемые в виде целевой субсидии НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО»; средства окружного бюджета, передаваемые в виде целевой субсидии ФЖС ЯНАО; средства окружного бюджета, направляемые в форме субсидий бюджетам муниципальных и городских округов в автономном округе на реализацию программных мероприятий; финансовые средства бюджетов муниципальных образований в автономном округе.

Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2023 годах, предусмотрено, что источниками финансирования мероприятий данной программы являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда ЖКХ), средства окружного бюджета и местных бюджетов (раздел VI).

Таким образом, источником финансирования Программы не являются средства Фонда ЖКХ, положения данной программы не предусматривают обязанности органа местного самоуправления предоставить собственнику жилого помещения в аварийном доме другое жилое помещение, предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого, это возможно только в случае заключения соглашения с собственником, так, как это установлено положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», не предусматривает сейчас и не предусматривал ранее (в том числе, на момент издания органом местного самоуправления распоряжения о признании дома по адресу: <адрес> аварийным и постановления об изъятии земельного участка под данным домом для муниципальных нужд) права собственника жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным, на предоставление ему другого жилого помещения взамен изымаемого.

При этом справке от 08.11.2022 №233-СО, выданной Управлением жилищной политики Администрации муниципального образования г. Салехард, Фанта А.В., Фанта М.С. и ФИО3 не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрации г. Салехарда (л.д. 68).

Ссылка представителя истца в апелляционной жалобе на положения законодательства об обеспечении прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки, подлежат отклонению.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации положения указанной статьи применяются к правоотношениям по обеспечению жилищных и иных имущественных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее для целей настоящей статьи - наниматели жилых помещений) в многоквартирных домах, отвечающих критериям, установленным субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки.

Статьей 28-6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, отвечающих критериям, установленным в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» не применяются к жилым помещениям, находящимся в домах, признанных аварийными, соответственно, не применимы и к спорному жилому помещению.

Кроме того, из материалов дела не следует, что жилой дом по адресу: <адрес> включен в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки.

В частности, данный дом не включен в перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, включая многоквартирные дома, утвержденный распоряжением Правительства ЯНАО от 24.03.2022 №224-РП «О комплексном развитии территории жилой застройки в городе Салехарде, расположенной в границах планировочного квартала 01:15:01».

Таким образом, право выбора способа защиты жилищных прав путем получения компенсации за изымаемое жилое помещение либо путем предоставления жилого помещения у Фанта А.В. не имеется. Жилое помещение в собственность взамен изымаемого ему может быть предоставлено только по соглашению, заключенному с органом местного самоуправления. Однако такое соглашение не заключено, в связи с чем истец вправе получить возмещение за изымаемое жилое помещение только в денежной форме, с определением размера возмещения в соответствии с правилами части 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы истца о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> в силу его технического состояния представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц также не является основанием для предоставления истцу по договору мены другого жилого помещения.

Вместе с тем, семья истца не лишена возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им жилого помещения маневренного фонда в соответствии с ч. 3.1 ст. 95, п. 3.1 ч. 3 ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ссылка истца на тот факт, что его дочь не достигла совершеннолетнего возраста, необоснованна, поскольку наличие в семье собственника аварийного жилого помещения несовершеннолетних детей не влечет возникновения у него права на получение другого жилого помещения взамен аварийного.

Доводы истца об отсутствии у него возможности оспаривать распоряжение Администрации г. Салехарда от 11.02.2021 №111-р, о неполучении им уведомлений об изъятии земельного участка также не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции, поскольку при изложенных выше обстоятельствах иного решения кроме как об отказе в удовлетворении иска судом постановлено быть не могло.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.02.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

     КОПИЯ

Гражд. дело № 2-131/2023

89RS0001-01-2022-003655-47

Судья Лисиенков К.В.

Апел. дело № 33-1379/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01.06.2023                                                                    г.Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Байкиной С.В.,

судей коллегии: Рощупкиной И.А., Кайгородовой И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Кречмаровской Ю.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Фанта А.В. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.02.2023 по иску Фанта Алексея Валерьевича к Администрации муниципального образования г. Салехард о заключении договора мены жилого помещения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Фанта А.В. обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Администрацию г. Салехарда обязанность предоставить ему взамен расположенной в аварийном доме квартиры по адресу: <адрес> другое благоустроенное жилое помещение по договору мены, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям города Салехарда, равнозначное по общей площади - 38,4 кв.м, находящееся в черте населенного пункта города Салехард, включив в договор мены в качестве членов семьи супругу Фанта Марину Сергеевну, дочь ФИО3.

В обоснование иска указано, что дом по адресу: <адрес> распоряжением Администрации г. Салехарда от 18.02.2021 №111-р признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением также предусмотрено осуществление выкупа у собственников принадлежащих им жилых помещений, а также долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирных домах. При этом заключением по результатам обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, выполненным 19.01.2021 МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства», физический износ дома в целом равен 65%, техническое состояние цокольного, межэтажного перекрытий и фундамента - недопустимое, чердачного перекрытия и крыши, несущих стен - ограниченно работоспособное. Истец полагал, что обследование технического состояния строительных конструкций и инженерных систем дома не соответствует требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому комиссия после проведения оценки соответствия помещения установленным Положением требованиям признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таких выводов в указанном заключении нет. Кроме того, согласно техническому паспорту на квартиру по адресу: <адрес> физический износ здания по данным технической инвентаризации на 2008 год составил 82%. А в заключении износ здания определен в размере 65%. Таким образом, заключение является некорректным и не отражает фактическое техническое состояние дома, в котором в настоящее время проживать невозможно, он создает угрозу для жизни и безопасности для проживания. В связи с этим истцу должно быть предоставлено другое жилое помещение взамен подлежащего сносу по договору мены.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Глоба Л.Н. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Данилова Т.И. возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что истец не обжаловал в судебном порядке ни заключение межведомственной комиссии, ни распоряжение администрации о признании дома аварийным, ни срок сноса дома. В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации договор мены может быть заключен с собственником жилого помещения только с согласия органа местного самоуправления, однако он такого согласия не давал. Кроме того, для заключения такого договора требуется оценка жилого помещения истца, однако таковая не проводилась.

Истец Фанта А.В., третьи лица Фанта М.С., ФИО3 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. Фанта М.С. направила в суд ходатайство, в котором пояснила, что она и ее дочь ФИО3 исковые требования поддерживают, просила рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением Салехардского городского суда от 02.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением не согласилась представитель истца Глоба Л.Н. В апелляционной жалобе просит о его отмене и о принятии нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований. Указывает, что истец не мог оспаривать распоряжение Администрации г. Салехарда от 11.02.2021 №111-р о признании дома по адресу: <адрес> аварийным, так как указанный дом является многоквартирным. На момент подачи иска Фанта А.В. не получал уведомлений из Администрации об изъятии земельного участка, с постановлением об изъятии земельного участка ознакомился только в суде. При этом ему непонятна цель издания этого постановления. Судом неверно истолкованы положения ч. 2 ст. 28-3 Закона ЯНАО №36-ЗАО, поскольку существуют иные особенности предоставления жилых помещений при сносе многоквартирных домов, включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки. Фанта А.В. не согласен на денежную компенсацию взамен сносимого дома. При этом согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилые помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право только на выплату возмещения. Судом не учтено, что дочь истца является несовершеннолетней, а предоставление возмещения не допускается, если в изымаемом жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане. Предоставление возмещения за жилое помещение или другого жилого помещения осуществляется на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Данилова Т.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец Фанта А.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. (л.д. 15-17 - выписка из Единого государственного реестра недвижимости).

В данном жилом помещении вместе с истцом зарегистрированы по месту жительства его супруга Фанта М.С. и дочь ФИО3 (л.д. 10 - справка о регистрации).

Как следует из технического паспорта на квартиру по адресу: <адрес> физический износ здания по данным технической инвентаризации составляет 82% (л.д. 19).

Согласно заключению специализированной организации МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» от 19.01.2021, составленному по результатам обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> физический износ многоквартирного дома в целом равен 65%. Техническое состояние цокольного, межэтажного перекрытий и фундамента - недопустимое; чердачного перекрытия, крыши и несущих стен - ограниченно-работоспособное (л.д. 19-46).

Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехард от 18.02.2021 №111-р признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома в г. Салехарде, в том числе дом по адресу: <адрес> (л.д. 48-50).

24.03.2022 Администрацией муниципального образования г. Салехард принято постановление №606 об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, в том числе, земельный участок по адресу: <адрес> а также расположенные на нем объекты недвижимого имущества: квартиры №5, 8 (л.д. 63-65).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ч.ч. 7, 8, 8.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 28-3 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», разъяснениями содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, суд первой инстанции исходил из того, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену. И поскольку в данном случае соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого между истцом и органом местного самоуправления не достигнуто, а суд не вправе понудить орган местного самоуправления заключить такое соглашение, при этом в настоящее время стоимость изымаемых у истца принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости (квартира, а также доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: здание, земельный участок) не определена, истцом ни заключение межведомственной комиссии, ни распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, ни срок сноса многоквартирного дома, в судебном порядке не обжаловались, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, содержатся разъяснения о том, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в прядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.

В Ямало-Ненецком автономном округе действует региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2023 годах, утвержденная Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 №346-П во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Дом по адресу: <адрес> не включен в региональную адресную программу, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019.

Указанный жилой дом включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2028 годы, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2020 №112-П.

Между тем, данная Программа не тождественна региональной адресной программе.

Как следует из преамбулы Программы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2020 №112-П, ее целью является расселение на территории Ямало-Ненецкого автономного округа жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также жилищного фонда, физический износ которого составляет более 70%, планируемого к признанию аварийным.

Разделом III Программы (перечень программных мероприятий) предусмотрено, что обеспечение жилищных прав граждан, расселяемых из аварийного жилищного фонда в рамках мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства. Выкуп жилых помещений у собственников путем предоставления возмещений за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, в рамках ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, установлены в соответствии с главой 1 раздела III-I Закона №36-ЗАО.

При этом, согласно разделу IV Программы, источниками финансирования программных мероприятий являются: средства окружного бюджета, передаваемые в виде целевой субсидии НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО»; средства окружного бюджета, передаваемые в виде целевой субсидии ФЖС ЯНАО; средства окружного бюджета, направляемые в форме субсидий бюджетам муниципальных и городских округов в автономном округе на реализацию программных мероприятий; финансовые средства бюджетов муниципальных образований в автономном округе.

Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2023 годах, предусмотрено, что источниками финансирования мероприятий данной программы являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда ЖКХ), средства окружного бюджета и местных бюджетов (раздел VI).

Таким образом, источником финансирования Программы не являются средства Фонда ЖКХ, положения данной программы не предусматривают обязанности органа местного самоуправления предоставить собственнику жилого помещения в аварийном доме другое жилое помещение, предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого, это возможно только в случае заключения соглашения с собственником, так, как это установлено положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», не предусматривает сейчас и не предусматривал ранее (в том числе, на момент издания органом местного самоуправления распоряжения о признании дома по адресу: <адрес> аварийным и постановления об изъятии земельного участка под данным домом для муниципальных нужд) права собственника жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным, на предоставление ему другого жилого помещения взамен изымаемого.

При этом справке от 08.11.2022 №233-СО, выданной Управлением жилищной политики Администрации муниципального образования г. Салехард, Фанта А.В., Фанта М.С. и ФИО3 не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрации г. Салехарда (л.д. 68).

Ссылка представителя истца в апелляционной жалобе на положения законодательства об обеспечении прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки, подлежат отклонению.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации положения указанной статьи применяются к правоотношениям по обеспечению жилищных и иных имущественных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее для целей настоящей статьи - наниматели жилых помещений) в многоквартирных домах, отвечающих критериям, установленным субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки.

Статьей 28-6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, отвечающих критериям, установленным в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» не применяются к жилым помещениям, находящимся в домах, признанных аварийными, соответственно, не применимы и к спорному жилому помещению.

Кроме того, из материалов дела не следует, что жилой дом по адресу: <адрес> включен в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки.

В частности, данный дом не включен в перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, включая многоквартирные дома, утвержденный распоряжением Правительства ЯНАО от 24.03.2022 №224-РП «О комплексном развитии территории жилой застройки в городе Салехарде, расположенной в границах планировочного квартала 01:15:01».

Таким образом, право выбора способа защиты жилищных прав путем получения компенсации за изымаемое жилое помещение либо путем предоставления жилого помещения у Фанта А.В. не имеется. Жилое помещение в собственность взамен изымаемого ему может быть предоставлено только по соглашению, заключенному с органом местного самоуправления. Однако такое соглашение не заключено, в связи с чем истец вправе получить возмещение за изымаемое жилое помещение только в денежной форме, с определением размера возмещения в соответствии с правилами части 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы истца о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> в силу его технического состояния представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц также не является основанием для предоставления истцу по договору мены другого жилого помещения.

Вместе с тем, семья истца не лишена возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им жилого помещения маневренного фонда в соответствии с ч. 3.1 ст. 95, п. 3.1 ч. 3 ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ссылка истца на тот факт, что его дочь не достигла совершеннолетнего возраста, необоснованна, поскольку наличие в семье собственника аварийного жилого помещения несовершеннолетних детей не влечет возникновения у него права на получение другого жилого помещения взамен аварийного.

Доводы истца об отсутствии у него возможности оспаривать распоряжение Администрации г. Салехарда от 11.02.2021 №111-р, о неполучении им уведомлений об изъятии земельного участка также не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции, поскольку при изложенных выше обстоятельствах иного решения кроме как об отказе в удовлетворении иска судом постановлено быть не могло.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.02.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33-1379/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Фанта Алексей Валерьевич
Ответчики
Администрация МО город Салехард
Другие
Глоба Любовь Николаевна
Информация скрыта
Фанта Марина Сергеевна
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
15.05.2023Передача дела судье
01.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2023Передано в экспедицию
01.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее