Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2023 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.Г. Супонькиной, с участием истца Белоновской Е.С., представителя ответчиков УФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по доверенностям Жадик А.И., представителя ответчика ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> по доверенности Есиповой Л.В., третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Герасименко Н.А., Бандурина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоновской Елены Сергеевны к УФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным направление для прохождения на ВВК, приказа № от 30.03.20023г., возложении обязанности,
установил:
Белоновская Е.С. обратилась в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском к УФСИН России по <адрес> о признании незаконным направление для прохождения на ВВК, приказа № от 30.03.2023г., возложении обязанности. В обоснование иска указала, что неоднократное обращение к начальнику колонии ФСИН ИК-13 Трусикову, а также в прокуратуру за № В014147-22 от 30.12.2022г. и № В02359-23 от 02.03.2023г. о проверке законности в порядке ст.21 «О прокуратуре» - результативного ответа не получено. Одни отписки. Суть такова: 23.12.2022г. начальником отдела кадров Герасименко было выдано безосновательно направление на ВВК, указав решение нач. ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от ДАТА №, тогда как согласно законодательства в основании указывается причина, а именно: (поступление на службу, выход на пенсию, нахождение на больничном более 4-ёх месяцев в случае выявления заболевания), а не рекомендательное письмо. Истец воспитывает двух несовершеннолетних детей. А суть в том, что согласно ФЗ № «О новых трудовых гарантиях с несовершеннолетними детьми», она обратилась с рапортом о предоставлении ей сокращённой рабочей недели. Тут и началось психологическое давление со стороны начальника отдела охраны Бандурина. Не зная каким образом от нее избавиться, безосновательно посылают на ВВК и не исключает, что это дело рук начальника отдела охраны Бандурина, так как он прямым текстом истцу говорил, что козыри у него в руках и может повлиять на ВВК и что она может не доработать до пенсии по выслуге лет. Таким образом, пользуясь своим положением, что хотят то и творят. На основании изложенного, просила: Признать направление на ВВК незаконным; Обязать руководство УФСИН принять соответствующие меры к начальнику отдела кадров Герасименко и к начальнику отдела охраны Бандурину.
Определением Кировского районного суда г.Хабаровска от 06.06.2023г. по данному гражданскому делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России.
В ходе судебного разбирательства по делу судом в протокольной форме от 20.06.2023г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен старший инспектор ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> Герасименко Н.А.
Определением Кировского районного суда г.Хабаровска от 20.06.2023г. по данному делу изменен процессуальный статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России на соответчика. Привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора зам.начальника учреждения – начальник отдела охраны ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> Бандурин А.Д.
05.07.2023г. на основании определения суда, изложенного протокольно, процессуальный статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес>, изменен на соответчика.
В судебном заседании истец Белоновская Е.С. заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в иске, дополнительно пояснила, что в ФСИН России она служит с 2010г., на протяжении всего времени она не находилась на больничных по какому-либо заболеванию, травм, операций не переносила. И вдруг, безосновательно направляет истца на ВВК. Она одна воспитывает двух несовершеннолетних детей, а также ухаживает за больной матерью, перенесшей ишемический инсульт. В соответствии с ФЗ № 372-ФЗ от ДАТА «О новых трудовых гарантиях с несовершеннолетними детьми» и ст.93 ТК РФ обратилась с рапортом о предоставлении ей сокращенной рабочей недели, без привлечения ее к работе в выходные, праздничные дни и ночное время. Ей было отказано, нарушая ее права. Обратившись в суд с иском о заключении дополненных соглашений, о предоставлении сокращенной рабочей недели, исковые требования были удовлетворены, 14.06.2023г. решением Хабаровского районного суда <адрес>, которое вступило в законную силу. Несмотря на решение, начальник отдела охраны ФСИН ИК-13 Бандурин продолжал ставить истца в ночные смены. Отношение к ней со стороны Бандурина предвзято оказывает психологическое давление. Пытаясь ее уволить, применяет всякие неправомерные действия. Так, 23.12.2022г. повел истца чуть-ли не под конвоем в отдел кадров, ничего не говоря, и с подачи начальника отдела охраны ФСИН ИК-13 Бандурина ст.инспектором ФСИН ИК-13 Герасименко было выдано противоречащее законодательству РФ направление на ВВК, указав в основании – решение начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России № от 01.12.2022г., тогда как согласно ст.67 ФЗ № 197-ФЗ «О службе в УИС РФ» в основании должна указываться причина, а именно, если сотрудник был освобожден от служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более 4-х месяцев в течение года – он может быть направлен на медицинское освидетельствование в ВВК, для решения вопроса о его годности в УИС. Для прохождения до направления на ВВК нужно пройти ряд диагностических исследований. Что касается истца, на протяжении 12-ти лет службы в УИС, она вообще не находилась на больничных, тем более больше 4-х месяцев по какому-либо заболеванию или по причине каких-либо травм. Операций никаких не переносила. Злоупотребляя служебными полномочиями, начальник отдела охраны ФСИН ИК-13 Бандурин умышленно, намеренно, использует противоправные действия, чтобы истца уволить, к тому же прямым текстом говорит, что обращаясь к истцу, что может повлиять на результат ВКК. По поводу противоречащего законодательству РФ направления на ВВК, обращалась к начальнику колонии ФСИН ИК-13 Трусикову. Он взял у нее рапорт – положил в стол, сказав, что разберется, но не разобравшись пошел на поводу у начальника отдела охраны Бандурина и ст.инспектора отдела кадров Герасименко. Истец испытывает стресс, унижение, ненужность, страх потерять работу, т.к. она одна воспитывает двух несовершеннолетних детей. Доводы ее доказаны, а доводы ответчика несостоятельны. На основании изложенного просила признать незаконным направление на ВВК; Признать действия начальника охраны ФСИН ИК-13 Бандурина и ст.инспектора Герасименко неправомерными; Признать приказ № от 30.03.2023г. и приказ №-К от 19.05.2023г. о дисциплинарном взыскании незаконными, противоречащими законодательству России.
Протокольным определением судом приняты в качестве увеличения исковых требований к первоначально заявленным истцом требованиям о признании направления на ВВК незаконным и возложении обязанности на руководство УФСИН принять соответствующие меры к начальнику отдела кадров Герасименко и к начальнику отдела охраны Бандурину требование о признании незаконным приказа № от 30.03.2023г. как связанного с предметом и основанием заявленных первоначально исковых требований. В части требований истца о признании незаконным приказа №-К от 19.05.2023г. о дисциплинарном взыскании разъяснено об отсутствии оснований для принятия в рамках рассматриваемого дела, а также право на обращение с самостоятельным иском в суд по данному требованию.
В ходе судебного разбирательства по делу ответчиком ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> представлен отзыв на иск, где указали, что с доводами истца не согласн, считали их необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с указанием от ДАТА исх.№, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России просит направить Белоновскую Е.С. на освидетельствование ВВК в целях определения годности к службе по состоянию здоровья. 23.12.2022г. Белоновской Е.С. группой кадров и работы с личным составом ФКУ ИК-13 выдано направление № от 23.12.2022г. на освидетельствование военно-врачебной комиссией. Ссылаясь на ст.13 ФЗ от ДАТА N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", ст.12 ФЗ от ДАТА N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - ФЗ №), что сотрудник обязан: проходить ежегодно в порядке, установленном федеральным исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, профилактические медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также, но направлению уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование, в том числе на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения). Неисполнение указания ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, повлекло за собой нарушение ст.47, 49 ФЗ №, Приказа Министерства юстиции РФ от ДАТА N 202 "Об утверждении дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы РФ". Также указали, что в соответствии с п.3 ст.67 ФЗ от ДАТА 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органа исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию сотрудник, получивший увечье или иное повреждение здоровья (заболевание), направляется по окончании лечения или в зависимости от определившегося исхода увечья или иного повреждения здоровья (заболевания). С учетом изложенного, а также руководствуясь ст.ст.35,149 ГПК РФ, просили в удовлетворении иска Белоновской Е.С. о признании незаконным направления на ВВК отказать.
Представитель ответчиков УФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по доверенностям Жадик А.И. в судебном заседании возражала против иска истца в обоснование поясняв, что обращение Белоновской Е.С. от 29.12.2022г. поступившее в УФСИН России по <адрес> из прокуратуры <адрес> по вопросам направления на медицинское освидетельствование, предоставления сокращенной рабочей недели рассмотрено. С учетом поступившего в ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> письма из ЦМиСР ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от 01.12.2022г. о направлении истца на освидетельствование ВВК на предмет годности к дальнейшему прохождению службы в должности младшего инспектора отдела охраны, Белоновской Е.С. 23.12.2022г. было вручено направление на медицинское освидетельствование. Также указала, что в силу положений ст.93 ТК РФ в целях реализации права истцу необходимо обратиться по месту прохождения службы с соответствующим рапортом с приложением документов, являющихся основанием для установления неполного рабочего времени (свидетельство о рождении ребенка, не реализации права одного из родителей на работу при условиях неполного рабочего времени, медицинское заключение) для определения совместно с работодателем срока неполного рабочего времени, режима рабочего времени и времени отдыха, с учетом интересов службы. В связи с чем просила в удовлетворении заявленного истцом иска отказать.
Представитель ответчика ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> по доверенности Есипова Л.В. в судебном заседании возражала против иска истца, в обоснование ссылаясь на ранее представленный в материалы дела отзыв, просила в удовлетворении требований истца отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Герасименко Н.А., Бандурин Д.А. в судебном заседании возражали против иска, указав об отсутствии нарушений прав истца с их стороны, исполнение ими требований закона и локальных распорядительных актов, в связи с чем отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17 и 18; статья 46, части 1 и 2; статья 52). Из приведенных конституционных положений следует, что правосудие как таковое должно обеспечивать эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА N 2-П).
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, и обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст.11 Трудового кодекса РФ нормы настоящего кодекса могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.
Порядок и условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регулируются Законом Российской Федерации от ДАТА № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом Российской Федерации от ДАТА № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее-Федеральный закон № 197-ФЗ).
Статьей 9 Федерального закона № 197-ФЗ установлены квалификационные требования к должностям в уголовно-исполнительной системе, в том числе, которых требования к состоянию здоровья как граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительной системе, так и на сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 1 пункта 17 статьи 12 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник обязан проходить по направлению уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование. По результатам прохождения освидетельствования военно-врачебной комиссией (далее - ВВК) в отношении сотрудника согласно требованиям приказа ФСИН России от ДАТА №, выносится заключение о категории его годности к дальнейшему прохождению службы.
Кроме того, согласно статьи 14 Федерального закона № 197-ФЗ, в случае несоответствия требованиям к состоянию здоровья, установленным федеральным органом уголовно-исполнительной системы сотрудник не может находиться на службе в уголовно-исполнительной системе.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДАТА N 197-ФЗ сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан соблюдать внутренний служебный распорядок учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с учетом поступившего в ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> письма из ЦМиСР ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России (далее - ЦМиСР) исх.№ от 01.12.2022г. о направлении истца на освидетельствование ВВК на предмет годности к дальнейшему прохождению службы в должности младшего инспектора отдела охраны, Белоновской Е.С. 23.12.2022г. было вручено направление № на медицинское освидетельствование.
С письмом ЦМиСР истец была письменно ознакомлена, о чем имеется ее личная подпись и не оспаривается стороной истца.
29.12.2022г. Белоновская Е.С. обратилась в прокуратуру <адрес> с обращением по вопросам направления на медицинское освидетельствование, предоставления сокращенной рабочей недели, которое было перенаправлено в УФСИН России по <адрес>.
Из ответа УФСИН России по <адрес> от ДАТА №/ТО/4-167 Белоновской Е.С. сообщено, что согласно ст.14 ФЗ № 197-ФЗ сотрудник обязан проходить по направлению уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование. По результатам прохождения освидетельствования военно-врачебная комиссия (ВВК) в отношении сотрудника согласно требованиям приказа ФСИН России от ДАТА №, выносится заключение о категории его годности к дальнейшему прохождению службы. Ссылаясь на ст.14 ФЗ № 197-ФЗ указали, что в случае несоответствия требованиям к состоянию здоровья, установленным федеральным органом уголовно-исполнительной системы сотрудник не может находиться на службе в уголовно-исполнительной системе. С учетом поступившего в ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> письма из ЦМиСР ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России (далее - ЦМиСР) исх.№ от 01.12.2022г. о направлении истца на освидетельствование ВВК на предмет годности к дальнейшему прохождению службы в должности младшего инспектора отдела охраны, Белоновской Е.С. 23.12.2022г. было вручено направление № на медицинское освидетельствование. С письмом ЦМиСР истец была письменно ознакомлена, о чем имеется ее личная подпись. Со ссылкой на ст.93 ТК РФ указано, что в целях реализации права истцу необходимо обратиться по месту прохождения службы с соответствующим рапортом с приложением документов, являющихся основанием для установления неполного рабочего времени (свидетельство о рождении ребенка, не реализации права одного из родителей на работу при условиях неполного рабочего времени, медицинское заключение) для определения совместно с работодателем срока неполного рабочего времени, режима рабочего времени и времени отдыха, с учетом интересов службы. Также разъяснено, что при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполняемого им объеме работ. Дополнительно сообщили, что на рапорта истца от 12.11.2022г. и 02.12.2022г. по вопросу применения ФЗ от ДАТА № 372-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» истцу ранее (26.12.2022г.) был лично получен ответ подготовленный старшим юрисконсультом юридической группы учреждения под роспись.
Из ответа прокуратуры <адрес> от ДАТА № на обращение от 02.03.2022г. Белоновской Е.С. о неполучении ответа на обращение от 30.12.2022г. следует, установлено, что 23.01.2023г. обращение истца № ВО-14147 в соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ от ДАТА № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», п.3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. приказом Генерального прокурора РФ от ДАТА №, направлено для рассмотрения в Хабаровскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях. 31.01.2023г. вышеуказанное обращение, с целью всестороннего рассмотрения доводов истца, направлено в контролем в УФСИН России по <адрес>, а также в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае по компетенции. Проведенной проверкой установлено, что 21.02.2023г. УФСИН России по хабаровскому краю и 03.03.2023г. Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в адрес истца направлены ответы, а также разъяснено право на обжалование в случае с их несогласием. В связи с чем, истец вправе обратиться в указанные органы за получением копий ответов. С учетом изложенного, в ходе проверки оснований для вмешательства органов прокуратуры не установлено.
ДАТА начальником ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> издан Приказ №, в соответствии с которым прапорщика внутренней службы Белоновскую Е.С., младшего инспектора отдела охраны ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> направить на освидетельствование «ВВК №» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России для определения годности к службе по состоянию здоровья, с 31.03.2023г.
Из рапорта начальника ВВК филиала «Военно-врачебная комиссия №» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от 20.06.2023г. на имя врио.начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России следует, что по запросу юридической службы ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России сообщает, что в период с 09.01.2023г. по настоящее время сотрудник ФКУ ИК-13 Белоновская Е.С. для прохождения медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией филиала «ВВК №» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России не явилась. Информация о явке сотрудника для прохождения ВВК фиксируется в журнале регистрации в день явки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДАТА N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от ДАТА N 197-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, положениями настоящего Федерального закона, Законом Российской Федерации от ДАТА N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от ДАТА N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДАТА N 197-ФЗ).
Статьей 67 Федерального закона от ДАТА N 197-ФЗ предусмотрена возможность освобождения сотрудника от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью на основании заключения (листка освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации, осуществляющей медицинское обеспечение сотрудника, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Если сотрудник был освобожден от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев, он может быть направлен на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию для решения вопроса о его годности к дальнейшему прохождению службы в уголовно-исполнительной системе либо о продолжении лечения. При этом сотрудник может быть зачислен в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы (часть 2 указанной статьи).
Время нахождения сотрудника на лечении в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при исполнении служебных обязанностей, не ограничивается. На медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию сотрудник, получивший увечье или иное повреждение здоровья (заболевание), направляется по окончании лечения или в зависимости от определившегося исхода увечья или иного повреждения здоровья (заболевания) (ч. 3 ст. 67 Федерального закона от ДАТА, N 197-ФЗ).
При этом пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДАТА N 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник не может находиться на службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе, в случаях несоответствия требованиям к состоянию здоровья сотрудников, установленным федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Статьей 9 Федерального закона от ДАТА N 197-ФЗ установлены квалификационные требования к должностям в уголовно-исполнительной системе, в числе которых требования к состоянию здоровья как граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительной системе, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Частью 5 названной статьи определено, что по результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительной системе, и сотрудников военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе по следующим категориям: А - годен к службе в уголовно-исполнительной системе; Б - годен к службе в уголовно-исполнительной системе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к службе в уголовно-исполнительной системе; Г - временно не годен к службе в уголовно-исполнительной системе; Д - не годен к службе в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от ДАТА N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (п.1); Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть выражено в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство (п.3).
Тем самым указание причины направления на ВВК считается недопустимым.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании суду показала, что работает в должности начальника ВВК, врача-эксперта ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, является председателем комиссии. Ей позвонили из Центра медико-социальной реабилитации и спросили о необходимости оповещения работодателя Белоновской Е.С., в связи с выявленным у последней заболевания. Исходя из формулировки диагноза ФИО9 указала, что оповещение работодателя истца необходимо, поскольку формулировка диагноза Белоновской Е.С. относится к п.57 Расписания болезней, утвержденного Приказом ФСИН России от 13.12.2019г. № и подлежит проверке на ВВК. Никаких заинтересованностей в увольнении Белоновской Е.С. со службы при обращении к ней (ФИО9) никто не высказывал.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть первая статьи 73 Трудового кодекса РФ, предусматривающая обязанность работодателя перевести работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением, направлена на охрану здоровья работника. В медицинском заключении, выдаваемом на основании медицинского обследования пациента, в том числе комиссионного, должна содержаться комплексная оценка состояния здоровья пациента, включая обоснованные выводы о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе.
При этом в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ врачебной комиссией медицинской организации может быть проведена экспертиза профессиональной пригодности, по результатам проведения которой оформляется медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ.
Таким образом реализация права на охрану здоровья работников в процессе трудовой деятельности обеспечивается возложением на работодателя обязанности по созданию безопасных условий труда и проведению мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников. К таким мероприятиям относится и обязательный периодический медицинский осмотр работников, который проводится по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. В рамках проведения периодических медицинских осмотров работников осуществляется, в частности, динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявление медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ. В случае выявления медицинских противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ работник направляется в медицинскую организацию для проведения экспертизы профессиональной пригодности. Врачебная комиссия медицинской организации на основании результатов обязательного медицинского осмотра выносит решение о пригодности либо непригодности работника по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ, в том числе о признании работника временно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в соответствии с законом, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором. Работодатель вправе прекратить действие трудового договора вследствие отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в соответствии с законом, либо вследствие отсутствия у работодателя соответствующей работы. При этом обязанность доказать невозможность выполнения работником определенной работы в связи с медицинским заключением и законность его последующего увольнения возлагается на работодателя.
Таким образом, по мнению суда, ответчиком не нарушены права истца в части выдачи направления № от 23.12.2022г. на ВВК и издании приказа № от 30.03.2023г. о направлении на военно-врачебную комиссию. Основания для направления на ВВК соответствуют требованиям ч.3 ст.67 Федеральный закон от ДАТА N 197-ФЗ (ред. от ДАТА) "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", поскольку в судебном заседании установлено на основании представленной медицинской документации истца наличие у неё подозрения на заболевание, относящиеся к 57 статье расписаний болезней, утвержденных Приказом ФСИН России от 13.12.2019г. №, тогда как издание приказа о направлении на ВВК не противоречит положениям Федерального закона от 19.07.2018г. № 197-ФЗ. Кроме того, в соответствии с п.7 ч.2 ст.49 названного Федерального закона отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации является грубым нарушением служебной дисциплины, а ч.3 ст.67 данного закона трактует также медицинским освидетельствованием прохождение военно-врачебной комиссии. В свою очередь п.3 ч.3 ст.4 Федерального закона от ДАТА N 197-ФЗ (ред. от ДАТА) "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что исполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону является для сотрудника обязательным.
Поскольку в судебном заседании не установлено нарушение ответчиками прав и законных интересов Белоновской Е.С., в связи с чем не имеется, по мнению суда, оснований для понуждения ответчиков к принятию мер по отношению к начальнику отдела охраны ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> Бандурину А.Д. и старшему инспектору отдела кадров ФКУ ИК-13 УФСИН России Герасименко Н.А., исполнявших законные требования работодателя в соответствии с требованиями Федерального закона от ДАТА N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
Доводы истца о том, что решение начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от 01.12.2022г. №, послужившее основанием для выдачи направления N № от 23.12.2022г., не соответствует предусмотренным законом основаниям для направления на военно-врачебную комиссию, не свидетельствуют об обоснованности иска, поскольку направление на медицинское освидетельствование было выдано уполномоченный лицом в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такому направлению.
При этом, как установлено, 20.10.2022г. Управление организации медико-санитарного обеспечения направило начальникам медико-санитарных частей ФСИН России указания, согласно которым в соответствии с пунктом 3 заседания коллегии ФСИН России под председательством директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы ФИО10 от 29.09.2022г. № начальникам медико-санитарных частей ФСИН России поручено: при обращении сотрудника УИС за медицинской помощью и выявлении у него заболевания, препятствующего прохождения службы в УИС, уведомлять об этом кадровое подразделение по месту службы сотрудника.
Доводы Белоновской Е.С. о немеренном целенаправленном принуждении её к прохождению ВВК для целей последующего увольнения являются процессуальной позицией истца, основаны на её субъективной оценке фактических обстоятельств дела, проверены судом и не нашли своего подтверждения в судебном заседании, иные доводы истца основаны на ошибочном толковании норм материального права
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Белоновской Елены Сергеевны к УФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным направление для прохождения на ВВК, приказа № от 30.03.2023г., возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.07.2023г.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник документа подшит в дело № 2-996/2023, находится в Кировском районном суде г.Хабаровска.
Секретарь судебного заседания А.Г. Супонькина