77RS0018-02-2022-019838-26
Дело № 2а-173/23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Москва 30 января 2023 года
Никулинский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Шайхутдиновой А.С.,
при секретаре Галочкиной Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Колесовой Д.И. к Одинцовскому РОСП ГУФССП России по Московской области, судебному приставу-исполнителю Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области Широковой О.А., ГУФССП России по Московской области о признании постановлений незаконными, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление об отказе в удовлетворении заявления от 23.12.2022 года; обязать провести повторный расчет задолженности по алиментам; отменить постановление об определении задолженности по алиментам от 27.10.2022 года и 20.10.2022 года. В обосновании указано, что 18.05.2022 года Одинцовским РОСП возбуждено исполнительное производство №81641/22/50026-ИП предметом исполнения которого является взыскание алиментов на несовершеннолетних детей с Колесовой Д.И. в пользу Колесова Н.А. в размере ½ заработка или иных доходов. 20.10.2022 года, на основании исполнительного листа, выданного в соответствии с решением Одинцовского городского суда об изменении размера алиментов, возбуждено исполнительное производство №194414/22/50026-ИП. Впоследствии данные исполнительные производства объединены в сводное. 27.10.2022 года в рамках исполнительного производства №81641/22/50026-ИП вынесено постановление об определении задолженности по алиментам, в соответствии с которым задолженность за период с 13.01.2022 года по 03.07.2022 года составила 1 489 092,63 руб. 20.10.2022 года в рамках исполнительного производства №194414/22/50026-ИП вынесено постановление об определении задолженности по алиментам, в соответствии с которым задолженность составила 167 015, 26 руб за период с 04.07.2022 года по 20.10.2022 года. Не соглашаясь с постановлениями о расчете задолженности по алиментам, истец указывает, что единственным доходом Колесовой Д.И. в период с 13.01.2022 года по 03.07.2022 года являются поступления ООО «СК Альто-Эссетс» в сумме 240 000 руб от сдачи в аренду 4 парковочных мест, расположенных по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, д.6 корп.3. Иные денежные средства, в том числе и учтённые приставом при расчете задолженности, не являются доходом истца. В нарушение Методологических рекомендаций, пристав не предприняла мер для установления места работы должника, не затребовала сведения о доходах и отчислениях из налоговых и пенсионных органов. Ссылаясь на несоответствие расчета задолженности по алиментам требованиям нормативных правовых актов, истцом подано настоящее административное исковое заявление.
Представители истца на судебном заседании требования поддержали.
Судебный пристав-исполнитель Широкова О.А. на судебное заседание явилась, в удовлетворении требований просила отказать.
Представитель заинтересованного лица Колесова Н.А. на судебное заседание явился, в удовлетворении требований просил отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ГУФССП России по Московской области на судебное заседание не явился, извещался судом.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ, административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229 «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Порядок взыскания алиментов и определения задолженности по алиментным обязательствам регулируется ст. 102 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа, выданного Одинцовским городским судом, 18.05.2022 года возбуждено исполнительное производство №81641/22/50026-ИП, предмет исполнения алименты на содержание детей в размере ½ дохода должника; взыскатель Колесов Н.А., должник Колесова Д.И.
Постановлением от 27.10.2022 года судебный пристав-исполнитель произвел расчет задолженности по алиментам за период с 13.01.2022 года по 03.07.2022 года, размер задолженности по состоянию на 27.10.2022 года составил 1 489 092,63 руб.
На основании исполнительного листа, выданного Одинцовским городским судом, 20.10.2022 года возбуждено исполнительное производство №194414/22/50026-ИП, предмет исполнения алименты на содержание детей в размере ½ дохода должника; взыскатель Колесов Н.А., должник Колесова Д.И.
Постановлением от 20.10.2022 года судебный пристав-исполнитель произвел расчет задолженности по алиментам за период с 04.07.2022 года по 20.10.2022 года, размер задолженности по состоянию на 20.10.2022 года составил 167 015,26 руб.
20.12.2022 года Колесова Д.И. обратилась в Одинцовский РОСП с заявлением о перерасчете задолженности по алиментам. Не соглашаясь с представленным расчетом, Колесова Д.И. сослалась на поступление дохода только от сдачи в аренду парковочных мест в сумме 240 000 руб, а также отсутствие иного дохода.
Постановлением от 23.12.2022 года в удовлетворении ходатайства Колесовой Д.И. отказано.
Как пояснил судебный пристав-исполнитель Широкова О.А., расчет задолженности по алиментам производился исходя из представленных Колесовой Д.И. в рамках апелляционного производства сведений, в соответствии с которыми в период с апреля по май 2022 года у нее были денежные средства для содержания детей в размере 52 842,18 Евро. В подтверждении представлена выписка о наличии на счете в иностранном банке ABANCA денежной суммы в указанном размере.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Согласно п. 5.1 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:
1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
б) в связи с террористическим актом;
в) в связи со смертью члена семьи;
г) в виде гуманитарной помощи;
д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
17) социальное пособие на погребение.
Невозможность обращения взыскания на суммы перечисленных пособий означает, что они не могут учитываться в расчете размера алиментов.
Виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 названного Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации (статья 82 Семейного кодекса Российской Федерации).
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2021 года №1908.
Согласно указанному Перечню, удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которую получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) форме, в том числе с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки (подпункт «а» пункта 1).
Удержание алиментов также производится с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в связи с осуществлением трудовой и экономической деятельности (подпункт «п» пункта 2 Перечня).
В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В соответствии с частью 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
В ходе рассмотрения настоящего спора истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что полученные и имеющиеся на счете в банке ABANCA денежные средства в сумме 52 842,18 Евро не являются доходом Колесовой Д.И. и не подлежат учету при расчете задолженности по алиментам. Происхождение денежных средств из источников, не учитываемых при взыскании алиментов, истцом не подтверждено.
Оценив, в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель Одинцовского РОСП при вынесении оспариваемых постановлений действовала в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», без нарушения прав административного истца, а, следовательно, оснований для удовлетворения требований Колесовой Д.И. не имеется, основания для повторного расчета задолженности по алиментам судом не установлены.
Таким образом, в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31.01.2023 ░░░░
7