Решение по делу № 33-3686/2019 от 22.05.2019

Дело № 33-3686/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 20 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего     Алексеевой Г.Ю.,

    

судей                 Головиной Е.Б., Титовой М.Г.,

при секретаре     Филиппове Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года, которым частично удовлетворены исковые требования Столярова М.М. к Правительству Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения администрации Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств и обязании предоставить бюджетное средства, а также оказано в удовлетворении исковых требований Козловой Л.И. к Правительству Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения администрации Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств и обязании предоставить бюджетное средства.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения представителя Правительства Ленинградской области Яровой И.А., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Столярова М.М. – Стрижовой С.М., действующей на основании доверенности, и адвоката Малышевой Л.В., действующей на основании ордера, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила :

Столяров М.М. обратился в суд с иском к Администрации Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения администрации Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств, оформленного Выпиской из Протокола заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 14.02.2018 № 1, обязании предоставить ему бюджетные средства, предусмотренные подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, на основании Постановления мэра города Волхова от ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете по улучшению жилищных условий составом семьи 5 человек, основание: «В виде исключения». Согласно Выписке из Протокола заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 14.02.2018 № 1 ему отказано в предоставлении бюджетных средств по основаниям принятия его на учет в нарушение п. 15.1 Правил от 23.11.1987 № 481/10. Считает вышеприведенное решение органа исполнительной власти незаконным, указывая, что являюсь нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит на учете по улучшению жилищных условий, а потому имеет право на получение бюджетных средств в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Администрация Ленинградской области на Правительство Ленинградской области.

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве 3-го лица привлечена Козлова Л.И., которая заявила самостоятельные требования к ответчикам Правительству Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, в которых, ссылаясь на те же обстоятельства что и Столяров М.М., просила признать ее, нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать незаконным Решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области об отказе в выдаче бюджетных средств; обязать Правительство Ленинградской области предоставить ей бюджетные средства, предусмотренные подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.

Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года исковые требования Столярова М.М. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ Правительства Ленинградской области, оформленный протоколом заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, на получение Столяровым М.М. бюджетных средств в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 14.02.2018 № 1, обязал Правительство Ленинградской области в установленном законом порядке предоставить Столярову М.М. на состав семьи из пяти человек (он, жена, две дочери и внук) бюджетные средства в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 14.02.2018 № 1, отказав в удовлетворении остальной части требований, а также в удовлетворении требований к Администрации Волховского муниципального района.

В удовлетворении требований Козловой Л.И. суд отказал.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Ленинградской области Яровая И.А., действующая на основании доверенности, просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу Столяров М.М. указывает на необоснованность изложенных в жалобе доводов, просит оставить решение суда без изменения.

Проверив дело, выслушав объяснения явившихся лиц и определив о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Столяров М.М. является инвалидом первой группы по зрению бессрочно.

Распоряжением мэра города Волхова от ДД.ММ.ГГГГ Столяров М.М. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 5 человек (он, жена, две дочери и внук), основание: в «виде исключения» (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Столяров М.М. обратился с заявлением в Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области о включении его и члена его семьи супруги Козловой Л.И. в список граждан – получателей мер социальной поддержки по жилищному обеспечению в виде единовременной денежной выплаты (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с действующим законодательством Администрация Волховского муниципального района <адрес> сформировала пакет необходимых документов и направила их в Правительство Ленинградской области для принятия ращения о выделении денежных средств.

Как следует из Протокола заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ Столярову М.М. отказано в предоставлении бюджетных средств в связи с тем, что он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в нарушение п. 15.1 Правил, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и президиума Ленинградского областного Совета профессиональных союзов от 23.11.1987 № 481/10 (далее - Правила) (л.д. <данные изъяты>).

Разрешая спор и частично удовлетворяя     заявленные Столяровым М.М. требования о признании вышеназванного решения Правительстве Ленинградской области незаконным, обязывая Правительство предоставить Столярову М.М. на состав семьи из пяти человек бюджетные средства, суд первой инстанции исходил из того, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по льготной категории «инвалид 1-2 группы» до ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение о принятии его на учет нуждающихся до настоящего времени не отменено, а потому Столяров М.М. и члены его семьи в соответствии с Областным законом «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Судебная коллегия с таким выводом городского суда согласиться не может.

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона « О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

ДД.ММ.ГГГГ принят Областной закон Ленинградской области N 110-оз «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 01.01.2005 года», статьей 2 которого установлены формы обеспечения жильем отдельных категорий граждан - предоставление жилых помещений по договорам социального найма либо (по желанию граждан ) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Статьей первой указанного Закона установлено, что право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим областным законом имеют являющиеся инвалидами граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года на территории Ленинградской области.

Частью 7 ст. 5 названного Закона установлено, что порядок предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения утверждается Правительством Ленинградской области.

Согласно п. 4 Порядка предоставления гражданам безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 07.04.2006 № 108, граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия с использованием субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета или областного бюджета, представляют необходимые для получения такой субсидии документы в администрацию муниципального района (городского округа).

Согласно пункту 3 Порядка предоставление мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предоставляемых на исполнение отдельных расходных обязательств Ленинградской области и передаваемых в областной бюджет Ленинградской области (далее - субвенции), и средств областного бюджета Ленинградской области на соответствующий год по соответствующим спискам граждан.

В соответствии с пунктом 4 Порядка главным распорядителем средств субвенций является комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее - уполномоченный орган).

Постановлением Губернатора Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ образована рабочая группа при Правительстве Ленинградской области по организации работы по реализации в Ленинградской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании Федеральных законов от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Основными функциями рабочей группы являются подготовка рекомендаций комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области по реализации подпрограммы, проверка документов учетных дел, списков участников подпрограммы и получателей сертификатов.

Поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является переданным полномочием, осуществляется за счет средств федерального бюджета, к полномочиям рабочей группы отнесена проверка учетных дел на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, в том числе в части законности оснований постановки граждан на учет нуждающихся.

Как следует из материалов дела, Столяров М.М. вместе с членами семьи был поставлен на учет нуждающихся распоряжением мэра г. Волхова ДД.ММ.ГГГГ.

На указанную дату действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденные решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов И Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 23.11.1987 № 481/10, в соответствии с пунктом 15.1 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, постоянно проживающие и имеющие постоянную прописку в данном населенном пункте, городе, районе Ленинградской области, занимающие жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь.

Поскольку из материалов учетного дела следует, что на дату приема на учет Столяров М.М. проживал в жилом помещении по адресу: <адрес>, жилой площадью 29,8 кв.м составом семьи 5 человек, то на каждого члена семьи приходилось 5,9 кв.м жилой площади, что более учетной нормы, установленной пунктом 15.1 Правил.

С учетом изложенного, истец и члены его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий не являлись и были поставлены на учет с нарушением норм действующего законодательства, поскольку такого основания для постановки на учет нуждающихся, как основание «в порядке исключения» действовавшие Правила не предусматривали.

При таких обстоятельствах, решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении Столярову М.М. бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения являлось законным и обоснованным и у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для вывода об обратном и удовлетворения заявленных Столяровым М.М. требований об обязании Правительства предоставить ему и членам его семьи бюджетные денежные средства.

Поскольку все члены семьи Столярова М.М. были поставлены на учет нуждающихся в нарушение действовавшего законодательства, то у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания и для удовлетворения заявленных 3-м лицом Козловой Л.И. исковых требований.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым согласиться с доводом апелляционной жалобы Правительства Ленинградской области относительно того, что разрешая спор и обязывая Правительство предоставить Столярову М.М. бюджетные денежные средства на состав семьи пять человек, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных истцом требований, поскольку Столяровым М.М. заявлялось требование о предоставлении только ему бюджетных денежных средств. Кроме того, заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты, имеющееся в материалах учетного дела, было подписано только Столяровым М.М. и Козловой Л.И., тогда как в соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления гражданам единовременной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 07.04.20016 №108 подобное заявление должно быть подписано как самим гражданином, обращающимся за ЕДВ, так и членами его семьи.

Поскольку признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, одновременно с которым должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, тогда как с подобными заявлениями после 2000 года ни Столяров М.М. ни его супруга Козлова Л.И. не обращались, то их требование о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий не основано на нормах действующего законодательства и не подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Столярову М.М. и Козловой Л.И. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 328, п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года отменить с принятием по делу нового решения.

Столярову М.М., Козловой Л.И. в удовлетворении исковых требований к Правительству Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных денежных средств, обязании предоставить бюджетные денежные средства отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Лахно Д.Г.

20.06.2019Судебное заседание
26.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2019Передано в экспедицию
28.06.2020Судебное заседание
28.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2020Передано в экспедицию
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
20.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее