Решение по делу № 2-169/2015 от 17.08.2015

Дело № 2-169/2015г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2015г. п. Терней Тернейского района Приморского края

Тернейский районный суд Приморского края в составе председательствующего

судьи Бенерович О.В.,

при секретаре Уваровой О.В.,

с участием: заявителя – ФИО4, начальника отдела ОГПН – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы администрации Тернейского городского поселения ФИО4 о признании незаконным пункта предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности главного государственного инспектора Тернейского района по пожарному надзору ФИО5,

УСТАНОВИЛ:

    Глава Администрации Тернейского городского поселения ФИО4 (далее заявитель) обратился в суд с заявлением о признании пункта предписания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Отделом надзорной деятельности Тернейского муниципального района УНДиПР (далее – заинтересованное лицо, орган пожарного надзора) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности незаконным и необоснованным. Указав в своем заявлении, что ДД.ММ.ГГГГг. главным государственным инспектором Тернейского района по пожарному надзору ФИО5. в адрес главы Тернейского городского поселения ФИО4 выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 49/1/1, которое содержит выявленные нарушения, а именно в пункте – отсутствует водоснабжение для целей пожаротушения с указанием конкретных улиц п.Терней Тернейского района. Заявитель считает, что для устранения выявленных нарушений необходимо произвести мероприятия по обустройству 39 источников. Данные мероприятия являются затратными и требуют значительных финансовых вложений, которые отсутствуют в бюджете муниципального образования. Вопрос об исполнении указанного предписания являлся предметом обсуждения на заседании муниципального комитета Тернейского городского поселения, которым было принято решение выполнить предписание в рамках долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории Тернейского городского поселения на 2013-2016годы» без увеличения финансирования. В оспариваемом предписании указан срок для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГг., что не может являться реальным сроком для исполнения. Считает, что на администрацию Тернейского городского поселения незаконно возложена обязанность по выполнению противопожарных мероприятий изложенных в заведомо невыполнимом объеме, без учета существующей муниципальной программы. Предписание должно быть обоснованным и реально исполнимым.

    Заявитель ФИО4 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, на удовлетворение которых настаивал. Пояснив, что Глава администрации Тернейского городского поселения приступил к частичному устранению выявленных нарушений, указанных в п.4 предписания: внес вопрос на обсуждение муниципального комитета об исполнении оспариваемого предписания и о возможности дополнительного финансирования муниципальной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории Тернейского городского поселения на 2013-2016 гг.», при проведении проверки органами ОГПН уже работала техника по обустройству водоисточника. Финансов на устранение указанных в предписании нарушений в бюджете нет, дополнительного финансирования нет. На оборудование одного источника противопожарного водоснабжения необходимо от 27 000 до 100 000 рублей. Указанный в предписании срок для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, считает коротким, так как в бюджете отсутствуют финансовые средства на эти цели, и устранение выявленных нарушений требуют значительного временного периода для их исполнения. На территории поселения имеется 6 водоисточников. В полномочия главы администрации не входят осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. С данным предписанием был ознакомлен глава администрации Тернейского городского поселения ДД.ММ.ГГГГг. Обратились в суд с указанным заявлением в течение трех месяцев. Обжалование одного из пунктов предписания связано только с отсутствием финансов и короткими сроками устранения выявленных нарушений.

    Начальник Отдела – Главный государственный инспектор Тернейского муниципального района по пожарному надзору ФИО5 в судебном заседании пояснил, что заявление Глава Администрации Тернейского городского поселения ФИО4 необоснованно. В мае 2015г. главным государственным инспектором Тернейского района по пожарному надзору была проведена проверка в отношении территории Тернейского городского поселения, объектом надзора которой являлась вся территория поселения, выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности. По итогам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Глава Тернейского городского поселения фактически приступил к исполнению п.4 указанного предписания. К моменту проведения проверки, заявителем принимались меры к устранению нарушений пожарной безопасности. Даже частично принятые меры к устранению выявленных нарушений могут быть рассмотрены как устранение нарушений. Выбор способа устранения выявленных нарушений возложен на лицо, в отношении которого проводится проверка. Отсутствие финансовых средств на обустройство водоисточников не может повлиять на законность вынесенного предписания. На органы ОГПН возложена обязанность по проведению проверок соблюдения требований пожарной безопасности в отношении муниципальных образований, однако контроль за исполнением вынесенных по результатам проверки предписаний законом на них не возложен. Тернейское городское поселение находится в реестре пожароопасных населенных пунктов. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности должны быть устранены до пожароопасного периода. Подразделением Пожарной части п.Терней разработан список безводных улиц п.Терней расположенных в безводных районах, который направлен в надзорный орган с целью приведения противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями нормативных актов. Считает, что заявление не подлежит удовлетворению, так как предписание в целом вынесено законно, незаконных обязанностей на заявителя не возлагает, заявитель фактически приступил к исполнению п.4 предписания.

    Заслушав пояснение сторон, установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным Законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производств и содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности и обязательны для соблюдения гражданами, должностными и юридическими лицами.

В силу ст.6 Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Согласно ст.6.1 вышеуказанного Федерального Закона основанием для проведения внеплановой проверки является: наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии со ст.38 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления, должностные лица в пределах их компетенции и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

    Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, по поручению заместителя председателя Правительства РФ от 09.02.2015г. № АХ-П4-733 и на основании ст.6.1 ФЗ «О пожарной безопасности», а также ст.14 ФЗ РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» в отношении Тернейского городского поселения проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

    По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГг. составлен Акт проверки и выдано Предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Проверка проведена в присутствии Главы Администрации Тернейского городского поселения ФИО4, и ведущего специалиста ФИО6 (л.д. 44-45, 6-7).

    Согласно Акту проверки от 18.05.2015г. соблюдения требований пожарной безопасности выявлены ряд нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности (л.д. 44-45 ).

    В силу ст.59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 375, установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты, а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.

    Главным государственным инспектором Тернейского района по пожарному надзору УНДиПР ФИО5 было вынесено предписание в отношении Тернейского городского поселения по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки в отношении территории Тернейского городского поселения, проведенной 18.05.2015. (л.д. 6).

Распоряжение о проведении выездной внеплановой проверки в отношении Тернейского городского поселения было вынесено обосновано и заявителем не оспаривалось.

    Главный государственный инспектор Тернейского района по пожарному надзору осуществляя проверку в отношении Тернейского городского поселения действовал в пределах предоставленных полномочий.

    Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции.

    Согласно пункта Предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности указано следующее нарушение и предписание его устранения: отсутствует водоснабжение для целей пожаротушения на лицах п.Терней, с указанием улиц и номеров домов, с указанием пунктов и статей нормативного акта по пожарной безопасности, требования которых нарушены – ст.62, ст.63, ст.68 ФЗ № 123-ФЗ, п.4.1 СП 8.13130.2009, п.2.11 СНиП 2.04.02- (л.д. 6-7).    

    Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ(ред. от 23.06.2014)

"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 8.13130.2009 предусмотрено наличие противопожарного водоснабжения в населенных пунктах.

    В соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров (статья 1 указанного Федерального закона).

При принятии первичных мер пожарной безопасности следует руководствоваться

Правилами о противопожарном режиме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390.

В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ городское поселение является муниципальным образованием.

Согласно Уставу Тернейского городского поселения, Глава Тернейского городского поселения является высшим должностным лицом Тернейского поселения, Глава поселения возглавляет администрацию поселения, исполнительно-распорядительный орган Тернейского поселения, наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе и вопроса по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Тернейского поселения.

К первичным мерам пожарной безопасности относится и обеспечение противопожарной безопасности, в том числе и обустройство источников противопожарного водоснабжения.

Содержащиеся в оспариваемом предписании нарушения требований пожарной безопасности и указание на их устранение, направлены на предотвращение причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозе возникновения пожара, что с учетом вышеизложенного относится к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение исполнение которых в пределах территории городского поселения возложено на главу поселения.

Согласно Распоряжения МУ Администрация Тернейского городского поселения» от 19.10.2010г. № 1-рл на основании решения избирательной комиссии Тернейского района «О результатах выборов главы Тернейского городского поселения», ФИО4 вступил в должность главы Тернейского городского поселения с 19.10.2010г. (л.д. 33).

Согласно долгосрочной муниципальной целевой программы ««Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории Тернейского городского поселения на 2013-2016 гг.», утвержденной главой Тернейского городского поселение 25.04.2013г., обеспечение населенного пункта источниками противопожарного водоснабжения не отнесено к основным программным мероприятиям (л.д. 8-16).

Доводы заявителя о том, что наличие в населенном пункте имеющихся водоисточников для целей пожаротушения достаточно, суд признает не состоятельными, так как в оспариваемом предписании указаны конкретные улицы и дома, находящиеся в безводных районах Тернейского городского поселения. Подразделением 17 Пожарной части по охране п.Терней 24 ОПС в процессе выполняемых функций разработан список безводных улиц Тернейского городского поселения с количеством домов расположенных в безводных районах, для обращения в надзорные органы с целью приведения противопожарного водоснабжения в соответствие с нормативными документами для успешного пожаротушения (л.д. 43).

В соответствии п. 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 375, в предписании об устранении нарушений указываются:

1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты;

2) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;

4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.

Форма выданного предписания соответствует требованиям п. 59 вышеуказанного регламента. Положения указанного регламента не предусматривают указаний на конкретные способы (действия), которые необходимо совершить лицу, в отношении которого вынесено предписание, для устранения выявленных нарушений. К доводам заявителя относительно невозможности фактического исполнения оспариваемого предписания суд относится критически, поскольку при наличии установленных законодательством Российской Федерации требований, субъект вправе самостоятельно определить способ и вид устранения выявленных нарушений. Целью предписания является не способ устранения нарушения, а сам факт его устранения и соблюдение установленных требований.

Отсутствие достаточных финансовых средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности содержащихся в предписании, не может являться основанием для признания предписания незаконным и необоснованным, и освобождением должностного лица от исполнения возложенных на него обязанностей.

    Законодательством не установлены предельные и конкретные сроки исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностными лицами органа пожарного надзора с учетом характера нарушения, а также исходя из условий, влияющих на их устранение.

    При проведении проверки в отношении территории Тернейского поселения и вынесении предписания, с учетом интересов обеспечения требований пожарной безопасности до наступления пожароопасного периода, и возможностью своевременного устранения выявленных нарушений, в предписании был установлен срок для устранения нарушений свыше 4 месяцев, что не может быть расценено судом, как нарушение прав и свобод заявителя, и являться основанием для признания оспариваемого предписания незаконным, так как заявитель не лишен права обратиться с мотивированным обращением о переносе сроков исполнения указанного предписания. Помимо этого, заявитель фактически добровольно приступил к устранению выявленных нарушений в момент проведения проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание, в котором отражены все выявленные нарушения.

    Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Пункт 4 предписания главного государственного инспектора Тернейского района по пожарному надзору УНД и ПР ФИО5 об устранении выявленного нарушения вынесенного в соответствии с законом и в пределах полномочий должностного лица Отдела надзорной деятельности Тернейского муниципального района и каких-либо прав и свобод заявителя - Главы Администрации Тернейского городского поселения ФИО4 не нарушает.

    При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявление Главы Администрации Тернейского городского поселения ФИО4 о признании незаконным пункта 4 предписания органа пожарного надзора удовлетворению не подлежит.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ст.ст. 254-255 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Главы администрации Тернейского городского поселения ФИО4 о признании незаконным пункта предписания главного государственного инспектора Тернейского района по пожарному надзору УНД и ПР ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГг. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, вынесенное в отношении Тернейского городского поселения, Главы Администрации Тернейского городского поселения – ФИО4, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня вынесения через Тернейский райсуд.

Судья О.В. Бенерович

2-169/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация Тернейского городского поселения
Другие
отдел надзорной деятельности Тернейского муниципального района УНД ГУ МЧС России по ПК-главному государственному инспект
Суд
Тернейский районный суд Приморского края
Дело на сайте суда
terneysky.prm.sudrf.ru
17.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2015Передача материалов судье
17.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее