Решение по делу № 3а-18/2017 от 11.08.2017

дело № 3а-18/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 6 октября 2017 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А.,

представителя индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д. Г. – Макарова Р.В.,

представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Конаковой Л.А.,

представителя Главы Республики Марий Эл Шемахина И.Н.,

исполняющего обязанности министра промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Волкова Д.И.,

представителя Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Чечевина Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г. о признании недействующим со дня принятия пункта 2 части 2 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл»,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Кудрявцев Д.Г. обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском (с учетом дополнения) к Государственному Собранию Республики Марий Эл о признании недействующим со дня принятия пункта 2 части 2 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» (далее также Закон от 23 мая 2017 года № 26-З).

В обоснование административного иска было указано, что Кудрявцев Д.Г. является индивидуальным предпринимателем, его основной вид деятельности по ОКВЭД - 49.31.2 «Деятельность прочего сухопутного транспорта по регулируемым внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам», лицензия № <№> от 26 августа 2014 года, осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл.

Пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства в случае неоднократного в течении месяца использования юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, хотя бы одним из участников простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, автобуса или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдается свидетельство.

Данная норма права противоречит положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствующих технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок. Указанные в части 1 статьи 35 полномочия осуществляются органом государственного транспортного контроля. Контроль за выполнением иных, не указанных в части 1 настоящей статьи, условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.

Согласно части 5 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2013 года уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении следующего обстоятельства: неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 3-5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ).

Частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута.

Из системного толкования статей 29, 35 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года, статьи 11.33 КоАП РФ следует, что полномочия по проверке соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок, осуществляются органом государственного транспортного контроля, а прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок путем обращения в суд возможно только за неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, не передавал органам исполнительной власти Республики Марий Эл указанные в части 1 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2013 года № 220-ФЗ полномочия.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации

В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществление регионального государственного контроля сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, как указывается административным истцом, пункт 2 части 2 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» не соответствует статье 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В отношении индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г. Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл составлены акты по пункту 2 части 2 статьи 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З, на основании которых в Арбитражный суд Республики Марий Эл подан иск о прекращении действия свидетельства на осуществление перевозок по регулярному маршруту № <№>.

Оспариваемые положения Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З нарушают право административного истца на беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности, так как наделяют орган исполнительной власти правом дублирующего и как следствие избыточного контроля за деятельностью в сфере осуществления регулярных перевозок пассажиров.

В письменных возражениях Государственное Собрание Республики Марий Эл в лице председателя Минакова Ю.А. выражает несогласие с административным иском, указывает, что проект закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» был внесен для рассмотрения с соблюдением требований Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, закон принят по предмету ведения, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, опубликован на интернет-портале Республики Марий Эл «Марий Эл официальная» 23 мая 2017 года, вступил в силу 3 июня 2017 года. Закон Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» не противоречит федеральному законодательству, не нарушает права и законные интересы административного истца.

В письменном отзыве Шемахин И.Н. - представитель Главы Республики Марий Эл указывает, что доводы административного истца основаны на неверном толковании Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ. Закон Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» принят с соблюдением установленной процедуры. Статьей 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З в рамках предоставленных статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ полномочий определены иные обстоятельства, при которых уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства.

В письменном отзыве Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в лице временно исполняющего обязанности министра Волкова Д.И. выражает несогласие с административным иском, указывает, что доводы административного истца основаны на неверном толковании норм Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ. В рамках реализации полномочий, предоставленных пунктом 5 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ уполномоченному органу исполнительной власти Республики Марий Эл предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту в случае неоднократного в течение месяца использования лицом, которому выдано данное свидетельство, автобуса или троллейбуса с иными качественными характеристиками транспортного средства. С учетом содержания части 4 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере транспорта, не относится проверка соответствия характеристик транспортного средства, влияющих на качество регулярных перевозок, сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок. Министерство, как уполномоченный орган, проверяет иные характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок. Отсутствие контроля со стороны Министерства приведет к тому, что юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или уполномоченными участниками договора простого товарищества, которым выданы свидетельства об осуществлении перевозок, содержащие требования к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество регулярных перевозок, будут использоваться транспортные средства с более низкими качественными характеристиками, чем те, которые были заявлены в конкурсной заявке, и при указании которых в конкурсной заявке соответствующие юридические лица, индивидуальные предприниматели или уполномоченные участники договора простого товарищества не могли быть признаны победителями открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В письменном дополнении к отзыву Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в лице временно исполняющего обязанности министра Волкова Д.И. отмечает, что информация, указанная перевозчиком в конкурсной заявке, и сама конкурсная заявка доступны только уполномоченным органам, осуществляющим проведение открытого конкурса на право получения свидетельства. Министерство, как уполномоченный орган, в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ проверяет иные характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены государственным контрактом, требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Таким образом, при проведении проверки перевозчиков уполномоченный орган, располагая информацией, указанной в конкурсной заявке, выявляет и фиксирует несоответствие качественных характеристик транспортных средств используемых на маршруте, качественным характеристикам транспортных средств, указанным в конкурсной заявке. Данная информация в целях неотвратимости наказания направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по государственному контролю и надзору в сфере транспорта для привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии со статьей 11.33 КоАП РФ. К полномочиям Министерства в соответствии с оспариваемым пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З не относится осуществление проверок соответствия технических характеристик транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, сведениям, указанным в карте маршрута, поскольку в силу пункта 2 части 2 статьи 29, пункта 1 части 1 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ и статьям 23.36, 28.3 КоАП РФ указанные проверки осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по государственному надзору в сфере транспорта.

Выслушав в судебных заседаниях объяснения представителя индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г. – Макарова Р.В. (ордер адвоката от 10 августа 2017 г. <№>), поддержавшего административный иск и пояснившего, что характеристики транспортных средств в конкурсной документации и в карте маршрута не могут быть разными, оспариваемыми положениями фактически продублированы положения пункта 2 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, нормы транспортного законодательства, ГОСТы не предусматривают такого понятия, как «качественные характеристики транспортного средства», есть только «технические характеристики транспортного средства», часть технических характеристик относится к характеристикам, влияющим на качество, в карте маршрута указываются сведения, имеющиеся в конкурсной заявке; объяснения представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Конаковой Л.А. (доверенность от 10 апреля 2017 года <№>), возражавшей против удовлетворения административного иска и пояснившей, что законодатель был вправе установить иные обстоятельства в силу пункта 5 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, этим права административного истца не нарушаются, оспариваемые положения не противоречат требованиям федерального законодательства, законодательное регулирование осуществлено в пределах полномочий, закон принимался в защиту прав пассажиров; объяснения представителя Главы Республики Марий Эл Шемахина И.Н. (доверенность от 27 сентября 2017 года <№>), возражавшего против удовлетворения административного иска, поддержавшего доводы письменного отзыва на административный иск и пояснившего, что республика реализовала право законодательного регулирования; объяснения временно исполняющего обязанности министра промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Волкова Д.И., возражавшего против удовлетворения административного иска, поддержавшего доводы письменного отзыва на административный иск и пояснившего, что в свидетельствах и картах маршрута указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, которые были отражены в конкурсной заявке, при проведении государственного надзора уполномоченный федеральный орган не располагает заявками, которые представлял перевозчик для участия в конкурсе, также при оформлении карт и свидетельств возможны технически ошибки, орган государственного дорожного надзора проверяет технические характеристики, а Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл – качественные характеристики, они содержатся только в заявке, другие характеристики не указываются в заявке; объяснения представителя Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Чечевина Н.С. (доверенность от 22 мая 2017 года <№>), возражавшего против удовлетворения административного иска; заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.

Положениями части 8 статьи 213 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе, порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступление их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Закон Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 18 мая 2017 года, подписан Временно исполняющим обязанности Главы Республики Марий Эл 23 мая 2017 года, опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo) 23 мая 2017 года № 23052017010026 (л.д. 96-104).

В соответствии со статьей 12 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З данный закон вступил в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, то есть 3 июня 2017 года.

В преамбуле Закона от 23 мая 2017 года № 26-З указано, что настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 1 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл, а также устанавливает полномочия Правительства Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в целях создания условий для безопасных и регулярных перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 22.2 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» официальным опубликованием нормативного правового акта Республики Марий Эл считается первая публикация его полного текста в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл «Марийская правда. Официальный еженедельник» и «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале Республики Марий Эл и «Официальном интернет-портале правовой информации».

С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункты 9, 21), Закон Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке и вступившим в силу.

Согласно части 2 статьи 6 Конституции Республики Марий Эл, принятой 24 июня 1995 года органами государственной власти в Республике Марий Эл являются Государственное Собрание Республики Марий Эл, Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, Конституционный Суд Республики Марий Эл и иные органы.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл - парламент Республики Марий Эл - является высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.

Согласно части 1 статьи 65 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл состоит из 52 депутатов.

Статьей 73 Конституции Республики Марий Эл предусмотрено, что Государственное Собрание Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий. Законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом (части 2 и 3).

Частями 3, 5 статьи 11 Закона Республики Марий Эл от 7 декабря 2001 года № 45-З «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» предусмотрено, что законы Республики Марий Эл принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с Федеральным законом. Обнародование (опубликование) законов осуществляется Главой Республики Марий Эл в порядке, установленном Конституцией Республики Марий Эл и законом республики.

В подтверждение соблюдения установленной процедуры при принятии Закона от 23 мая 2017 года № 26-З суду представлена стенограмма от 18 мая 2017 года 26-й сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва, из которой следует, что проект закона «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» был рассмотрен и поддержан всеми комитетами Государственного Собрания Республики Марий Эл, прошел экспертизу в прокуратуре Республики Марий Эл, Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл, Государственной счетной палате Республики Марий Эл, принят в двух чтениях и единогласно, за что проголосовали 46 депутатов от установленного числа 52, о чем вынесено постановление (л.д. 88-95).

Суду также представлено письмо Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 10 мая 2017 года № 12/02-1457, в котором сообщено, что проект закона не содержит положений, противоречащих федеральному законодательству (л.д. 106).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях.

Закон от 23 мая 2017 года № 26-З подписан и обнародован Главой Республики Марий Эл, что соответствует статье 75 Конституции Республики Марий Эл, статье 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Закон Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» принят Государственным Собранием Республики Марий Эл с соблюдением установленной процедуры, подписан и обнародован Временно исполняющим обязанности Главы Республики Марий Эл без нарушения порядка, предусмотренного действующим федеральным и республиканским законодательством.

Суд учитывает, что применительно к соблюдению установленного порядка принятия, подписания и обнародования Закон от 23 мая 2017 года № 26-З стороной административного истца не оспаривается.Применительно к доводам административного истца о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З установлено, что в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства при наступлении следующего обстоятельства: неоднократное в течение месяца использование юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, хотя бы одним из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, автобуса или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдается свидетельство.

В соответствии с положениями статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).

Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из приведенного правового регулирования следует, что закон субъекта Российской Федерации, принятый в области организации регулярных перевозок, не может противоречить (должен соответствовать) федеральным нормативным правовым актам, в частности, Федеральному закону от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ; законом субъекта Российской Федерации могут быть урегулированы лишь те отношения по организации регулярных перевозок, которые не урегулированы федеральными нормативными правовыми актами, в частности, Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ.

Согласно пунктам 2, 5 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: 2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 3 – 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

Частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ установлено, что использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати тысяч рублей.

Пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З предусмотрено, что в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства при наступлении следующего обстоятельства: неоднократное в течение месяца использование юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, хотя бы одним из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, автобуса или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдается свидетельство.

Анализ вышеуказанных положений актов федерального законодательства и Закона от 23 мая 2017 года № 26-З позволяет сделать вывод о том, что в законе субъекта Российской Федерации с нарушением актов федерального законодательства предусмотрено обстоятельство, уже являющееся основанием для обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в силу положений федерального закона.

Так, из содержания пункта 2 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ в совокупности с частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ следует, что основанием для обращения в суд уполномоченного органа с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, объективной стороной которого является использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.

Совершение аналогичных действий (бездействия) предусмотрено в качестве основания для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З.

При этом Законом от 23 мая 2017 года № 26-З в противоречие вышеуказанным актам федерального законодательства установлено, что для наступления юридических последствий в виде обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок необходимо выявление фактов неоднократного в течение месяца использования автобуса или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.

Применительно к данному основанию, установленному законом Республики Марий Эл, не требуется соблюдение процедуры предварительного неоднократного в течение года привлечения лица, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, к административной ответственности, что предполагает возможность судебной проверки постановления по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного использование юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, хотя бы одним из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, автобуса или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдается свидетельство, что также предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З, по смыслу пункта 5 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, не может рассматриваться как иное обстоятельство, предусмотренное законом субъекта Российской Федерации в качестве основания для обращения в суд уполномоченного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе по следующему критерию: влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики).

Пунктом 10 части 4 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ предусмотрено, что в карте маршрута регулярных перевозок наряду с техническими характеристиками указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены государственным или муниципальным контрактом, требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, использование юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, хотя бы одним из участников договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, автобуса или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, тождественно использованию юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, хотя бы одним из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, автобуса или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.

Доводы заинтересованного лица Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, которое является разработчиком проекта Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» и уполномоченным в данной области органом исполнительной власти Республики Марий Эл, о том, что при проведении проверок перевозчиков уполномоченный орган, располагая информацией, указанной в конкурсной заявке, выявляет и фиксирует несоответствие качественных характеристик транспортных средств используемых на маршруте, качественным характеристикам транспортных средств, указанным в конкурсной заявке, что необходимо для целей неотвратимости наказания и привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии со статьей 11.33 КоАП РФ, не основаны на применимых нормах материального права.

В соответствии с пунктом 13 части 4 статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок наряду с иными характеристиками (экологические характеристики, вид и класс транспортных средств) указываются характеристики транспортных средств, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены государственным или муниципальным контрактом, требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Пунктом 10 Порядка заполнения бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, утвержденного приказом Минтранса России от 10 ноября 2015 года № 331, предусмотрено, что в пункте 9 свидетельства указываются характеристики транспортных средств, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдается свидетельство. Если такие характеристики не предусмотрены, делается запись «не предусмотрены».

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок: 1) наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок; 2) соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок либо с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, требований порядка посадки и высадки пассажиров; 3) соблюдения требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 настоящего Федерального закона; 4) соблюдения условий, предусмотренных частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ указанные в части 1 настоящей статьи полномочия осуществляются органом государственного транспортного контроля. Контроль за выполнением иных, не указанных в части 1 настоящей статьи, условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.

Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл вправе осуществлять контроль за выполнением условий выданного им свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок лишь в отношении тех условий, которые не перечислены части 1 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ.

По смыслу абзаца 1 части 1 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, объем полномочий Российской Федерации в при осуществлении государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок не охватывается перечнем, непосредственно установленным в части 1 данной статьи.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18 октября 2016 года № СС-1097фс «Об утверждении Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в сфере транспорта» к актам, содержащим обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятии по контролю при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации и за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения, отнесен Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который при проведении мероприятий по контролю должен оцениваться целиком (раздел II пункт 4).

Пунктами 4-7 Порядка заполнения бланка карты маршрута регулярных перевозок, утвержденного приказом Минтранса России от 10 ноября 2015 года № 332, предусмотрено, что в пункте 3 карты маршрута указывается вид транспортного средства (автобус, трамвай, троллейбус); в пункте 4 карты маршрута указывается класс транспортного средства (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от 10 до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров); в пункте 5 карты маршрута указываются экологические характеристики транспортных средств, которые допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с ограничениями, установленными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, по территориям которых проходит данный маршрут, например: «Евро-2 и выше». Если таких ограничений не установлено, делается запись «не установлено»; в пункте 6 карты маршрута указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдается карта маршрута. Если таких характеристик не предусмотрено, делается запись «не предусмотрены».

В соответствии с таблицей А1 ГОСТ 33554-2015 «Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний», введенного в действие с 1 апреля 2017 года приказом Росстандарта от 27 июня 2016 года № 683-ст, к техническим характеристикам транспортного средства отнесены, в частности, конструкция кузова (низкопольность и т.д.), система кондиционирования, климат-контроля.

В соответствии с ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования», действие которого распространено на автобусы общего пользования по ГОСТ 27815 и 28345, оборудованные для проезда в них инвалидов в креслах-колясках, характеристики пола и устройства для обеспечения доступа инвалидов в автобус отнесены к техническим требованиям (пункты 4.1.4 – 4.1.8, 4.3.1, 4.4).

Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования орган государственного транспортного контроля имеет полномочия по осуществлению контроля в части соответствия фактических характеристик транспортных средств, влияющих на качество регулярных перевозок, характеристикам, указанным в карте маршрута регулярных перевозок, что подтверждается судебной практикой применения части 5 статьи 11.33 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 36 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ орган государственного транспортного контроля обязан информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, которые заключили государственный или муниципальный контракт либо выдали свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, о наступлении следующего обстоятельства: привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство либо с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 11.33 КоАП РФ.

Кроме того, исходя из буквального содержания пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З, нельзя сделать однозначный вывод о том, что под характеристиками, не соответствующими карте маршрута регулярных перевозок или конкурсной заявке, понимаются именно характеристики транспортных средств, влияющие на качество регулярных перевозок.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку административным ответчиком не доказано соответствие оспариваемого в части закона Республики Марий Эл нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г. подлежит удовлетворению.

С учетом вышеизложенного пункт 2 части 2 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» противоречит части 2 статьи 2, пункту 5 части 5 статьи 29, пункту 1 части 1 и части 2 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и как таковой подлежит признанию не действующим полностью.

Из материалов административного дела следует, что Кудрявцев Д.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство серия <№> – л.д. 25), имеет лицензию № <№> от 26 августа 2014 года на осуществление регулярных перевозок пассажиров в городском, пригородном и междугороднем сообщении (л.д. 27). Кудрявцев Д.Г. осуществляет перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (нерегулируемые тарифы) по маршрутам №<№> и др. (л.д. 31-49).

Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в период с 2 июня 2017 года по 3 августа 2017 года составлены 13 актов, которыми зафиксированы факты нарушения пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 23 мая 2017 года № 26-З при осуществлении перевозок по маршруту № <№> (л.д. 7-19).

В производстве Арбитражного суда Республики Марий Эл имеется дело по иску Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл к индивидуальному предпринимателю Кудрявцеву Д.Г. о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № <№> (л.д. 20).

Индивидуальному предпринимателю Кудрявцеву Д.Г. выданы карты маршрута регулярных перевозок по маршруту № <№>, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № <№> со сроком действия с 6 марта 2017 года по 5 марта 2027 года, в которых в пунктах «Характеристика транспортного средства» имеются прочерки (л.д. 129, 130).

Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» до рассмотрения настоящего административного дела применялся в отношении административного истца, что с учетом вышеизложенного нарушило право гражданина на осуществление не запрещенной федеральным законом предпринимательской деятельности.

Принимая во внимание, что на основании данного нормативного правового акта были реализованы права и обязанности граждан и организаций, суд считает необходимым признать оспоренный в части Закон от 23 мая 2017 года № 26-З не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о настоящем решении подлежит размещению (опубликованию) Государственным Собранием Республики Марий Эл в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл «Марийская правда. Официальный еженедельник» и «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

При подаче административного иска индивидуальным предпринимателем Кудрявцевым Д.Г. была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией от 9 августа 2017 года.

Данные судебные расходы подлежат взысканию с Государственного Собрания Республики Марий Эл в пользу административного истца индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д. Г. удовлетворить полностью.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 2 части 2 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл», принятого Государственным Собранием Республики Марий Эл 18 мая 2017 года.

Сообщение о настоящем решении суда подлежит размещению (опубликованию) Государственным Собранием Республики Марий Эл в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл «Марийская правда. Официальный еженедельник», «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Государственного Собрания Республики Марий Эл в пользу индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д. Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.В. Попов

Мотивированное решение составлено 9 октября 2017 года

3а-18/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Кудрявцев Д.Г.
Ответчики
Государственное Собрание Республики Марий Эл
Государственной Собрание Республики Марий Эл
Другие
Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства РМЭ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
11.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
21.08.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.09.2017[Адм.] Судебное заседание
06.10.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее