РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
при секретаре судебного заседания Саяпиной Е.Ю.,
с участием: представителя истца – ФИО3,
третьего лица – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Алушта, Управлению имущественных и земельный отношений Администрации г. Алушта, третьи лица - Министерство обороны РФ, ФИО2, филиал "Крымский" ФГАУ "Центральное управление жилищного - социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
В Алуштинский городской суд Республики Крым поступило исковое заявление ФИО1 к Администрации г. Алушта, Управлению имущественных и земельный отношений Администрации г. Алушта, третье лицо - Министерство обороны РФ, в котором истец просит признать за ФИО1 право пользования жилым помещением – квартирой, общей площадью 88,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 проходил военную службу в воинской части № <адрес>. В связи с отсутствием жилья, на основании протокола заседания жилищной комиссии воинской части № от ДД.ММ.ГГГГ №, ему была выделена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по данному адресу. Проживает там по настоящее время с семьей, несет бремя содержания имущества, оплачивает коммунальные платежи. Иного жилья у него нет. ФИО1 обратился в Администрацию города Алушта Республики Крым с заявлением о заключении договора социального найма, однако получил отказ, поскольку им не представлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право заявителя на заключение договора социального найма жилого помещения. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Представитель истца и третье лицо в судебном заседании поддержали исковые требования, просили их удовлетворить по изложенным в иске доводам.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Ранее от Администрации г. Алушта Республики Крым поступили письменные возражения, согласно которым, ответчик иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истцом не представлено доказательств того, что до ДД.ММ.ГГГГ он состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и решением соответствующего исполнительного комитета Совета народных депутатов ему было выделено спорное жилое помещение. Кроме того, ФИО1 не предоставил ордер на спорное жилое помещение, договор найма, заключенный на основании законодательства Украины, доказательств того, что спорная квартира являлась служебной.
В своих возражениях представитель Министерства обороны РФ также просил в удовлетворении иска отказать, поскольку истец не представил доказательств того, что истец состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Учитывая надлежащее уведомление участников процесса о дате и времени судебного заседания, а также положения ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства по делу, выслушав представителя истца и третье лицо, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и другим категориям гражданам, нуждающихся в жилье.
В соответствии с п. 1 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Статья 10 ЖК РФ устанавливает основания возникновения жилищных прав и обязанностей при пользовании жилым помещением.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
По правилам ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры.
Обязанности нанимателя жилого помещения определены в ст. 678 ГК РФ, к которым, в том числе, относится обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 01.01.2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Отношения, связанные с социальным наймом жилых помещений в Республике Крым, были урегулированы путем принятия Закона Республики Крым от 06.07.2015 года №130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым».
Согласно части второй ст. 35 указанного Закона граждане, являющиеся основными нанимателями жилых помещений, имеют право на заключение договора социального найма.
Исходя из вышеизложенного, граждане, проживающие по состоянию на 21.03.2014 года в жилых помещениях государственного жилищного фонда на территории Республики Крым, и являющиеся основными нанимателями занимаемых, жилых помещений, имеют право на заключение договора социального найма с учетом особенностей, установленных частью второй ст.35 Закона №130-ЗРК/2015, при наличии документов, подтверждающих их право пользования данными жилыми помещениями на законных основаниях.
В соответствии с представленным паспортом, истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии со сведениями из ОВМ ОМВД России по г. Алушта ФИО1 зарегистрирован по месту жительства постоянно с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.
Данная квартира предоставлена истцу на основании выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно исковому заявлению, в указанной квартире проживает истец со своей женой и ее несовершеннолетним сыном, данных об иных проживающих лицах материалы дела не содержат.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Истец обратился в Администрацию г. Алушта Республики Крым с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>.
Уведомлением от сентября 2022 года № Администрация г. Алушта Республики Крым отказала ФИО1 в заключении договора социального найма жилого помещения по причине отсутствия у него ордера, договора найма жилого помещения, заключенного до 21.03.2014 года, или судебного решения.
Доводы Администрации г. Алушта Республики Крым и Министерства обороны РФ о том, что отсутствие ордера, договора найма жилого помещения, заключенного до 21.03.2014 года, или судебного решения являются основанием для отказа в заключении договора социального найма, отклоняются судом по следующим основаниям.
Отсутствие письменного договора найма жилого помещения не означает фактического отсутствия между сторонами соответствующих правоотношений.
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
При вселении в спорную квартиру истцом и членами его семьи не было допущено неправомерных действий (они не вселялась самовольно, не предоставляли сведений и документов, не соответствующих действительности и т.п.), а возможное нарушение должностными лицами установленного порядка предоставления жилья и оформления документов на предоставление жилья не может являться основанием для ущемления прав истцов, открыто и добросовестно исполняющих обязанности нанимателя спорного жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК РФ).
Согласно ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Суд принимает в качестве допустимых доказательств, подтверждающих факт проживания истца в спорном жилом помещении, квитанции об оплате коммунальных услуг за период 2012-2022 гг.
Истцом в материалы дела представлены договоры, заключенные с ресурсоснабжающими организациями, подтверждающие несение расходов по содержанию имущества.
ФИО1 вселился в спорное жилое помещение не самовольно, имеет регистрацию по месту своего проживания и фактически проживает по указанному адресу более 20 лет, открыл соответствующие лицевые счета на свое имя и исполняет обязанностей нанимателя.
Доводы представителя Министерства обороны РФ о том, что истец не представил доказательств того, что истец состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Также суд отмечает, что в соответствии с письмом Совета Министров Республики Крым от 10.02.2023 года № ведение учета отдельных категорий граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым по представлению органами местного самоуправления согласно Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 года № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и <адрес>» (далее – Порядок), а в сводном списке, утвержденном Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в качестве нуждающегося в обеспечении жилплощадью и относящегося к категории граждан, установленных Порядком, не числится.
Согласно справке <данные изъяты> от 20.07.1986 года № 671 ФИО1 в период учебы в училище находился на казарменном положении, жилплощадь ему не предоставлялась.
В соответствии со справкой <данные изъяты> от 03.07.1991 года № 141 ФИО1 за время прохождения службы в <адрес> с сентября 1986 года по май 1991 года жилплощадью не обеспечивался.
Кроме того, в соответствии с данными справки от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 за время прохождения службы в <адрес> с сентября 1986 года по май 1991 года жилплощадью по линии МО СССР обеспечен не был.
На основании вышеизложенного суд полагает, что требования истца о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению.
С Администрации г. Алушта в пользу ФИО1 на основании ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма – удовлетворить.
Признать за ФИО1 (паспорт <данные изъяты>) право пользования жилым помещением – квартирой, общей площадью 88,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Взыскать с Администрации г. Алушта Республики Крым (ИНН 9101003371, ОГРН 1149102091610) в пользу ФИО1 (паспорт <данные изъяты>) расходы по уплате государстувенной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым, через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, в порядке, предусмотренном ст.321 ГПК РФ.
Судья Д.В. Киреев
Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2023 года.