№ 16-1521/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар | 6 августа 2024 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу Ивановой С.В. на вступившие в законную силу постановление территориальной административной комиссии Советского района городского округа города-героя Волгоград от 29 июня 2023 года, решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 5 октября 2023 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 21 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Ивановой Светланы Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности,
установил:
постановлением территориальной административной комиссии Советского района городского округа города-героя Волгоград от 29 июня 2023 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Волгограда от 5 октября 2023 года постановление территориальной административной комиссии Советского района городского округа города-героя Волгоград от 29 июня 2023 года оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 21 ноября 2023 года решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 5 октября 2023 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить состоявшееся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении постановление и судебные решения, производство по делу прекратить в связи с с отсутствием события административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности нарушение установленного органами местного самоуправления порядка деятельности кладбищ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Статьёй 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Аналогичные полномочия закреплены в Уставе города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года № 20/362.
В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 22 марта 2017 года № 55/1587 «О даче согласия администрации Волгограда на реорганизацию комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда и комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда в форме присоединения комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, о переименовании комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда в департамент городского хозяйства администрации Волгограда и утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда» реализация вышеуказанных вопросов местного значения отнесена к полномочиям департамента.
Отношения, связанные с погребением умерших регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Согласно пункту 1 статьи 7 названного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом.
На территории Волгограда действует решение Волгоградской городской Думы 04 июля 2007 года № 47/1124 «О правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде» (далее-Правила), которые определяют порядок организации похоронного дела в Волгограде в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», касающимися обряда погребения, а также регулируют отношения, связанные с содержанием кладбищ Волгограда.
Согласно пункту 1.2 Правил, кладбища, расположенные на территории Волгограда, являются муниципальными объектами внешнего благоустройства и находятся в ведении администрации Волгограда.
Из пункта 4.2.10 Правил следует, что на территории муниципальных кладбищ Волгограда каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли рядом с ранее умершим (погибшим) близким родственником либо умершим (погибшим) супругом с предоставлением на безвозмездной основе участка земли для погребения тела (останков) умершего (погибшего) человека в гробу.
В соответствии с пунктом 3.4.5. Правил, подготовка могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий), осуществляется в соответствии с волеизъявлением умершего (погибшего), а также статьей 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» лицом, определенным по результатам проведения конкурсных процедур.
Порядок подготовки могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий), определяется структурным подразделением администрации Волгограда, курирующим вопросы содержания муниципальных общественных кладбищ и колумбариев Волгограда.
Процедура подготовки могил для погребения умершего (погибшего) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда регламентируется Порядком подготовки могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда (далее - Порядок), утвержденным распоряжением департамента от 28 декабря 2022 года № 509-р.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка, МУ «Горэколес» делегированы полномочия по проведению конкурса на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда. По результатам проведенного конкурса был определен победитель - ЗАО «РП «Память».
Таким образом, работы по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) проводятся в рамках заключенного между муниципальным учреждением «Горэколес» и ЗАО «РП «Память» договора от 29 января 2023 года на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (могильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда.
В указанной связи, выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда иными лицами не допускается и является неправомерной.
Как следует из материалов дела, 13 мая 2023 года ФИО1 было подано заявление на захоронение умершего (погибшего) ФИО3 ФИО1 была выдана справка от 14 мая 2023 года № 072/0523 о реализации волеизъявления умершего (погибшего) С.И.А. о погребении его на Майском кладбище Волгограда 15 мая 2023 года в 15-00 час.
При выдаче указанной справки ФИО1 под роспись была уведомлена о необходимости заключения договора на выполнение работ по подготовке могилы для погребения ФИО3
Однако, в нарушение установленного действующими муниципальными правовыми актами порядка, ФИО1, взявшая на себя обязанность по организации похорон умершего (погибшего) ФИО3, в организацию, осуществляющую подготовку могил, не обратилась.
Из материалов дела усматривается, что 16 мая 2023 года по адресу: <адрес>, муниципальное кладбище Майское выявлен и зафиксирован факт самовольного захоронения умершего (погибшего) ФИО3, в нарушение п.п. 3.4.5 Правил организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 04 июля 2007 года № 47/1124 «О правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде».
Данные обстоятельства послужили основанием к привлечению Ивановой С.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Ивановой С.В. подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 1 от 20 июня 2023 года; письмом генерального директора ЗАО РП «Память» № 288/1 от 16 мая 2023 года, фотоматериалом, заявлением на захоронение в соответствии с волеизъявлением (прижизненным) о достойном отношении к телу и памяти после смерит от 13 мая 2023 года, справкой о реализации волеизъявления умершего (погибшего) №072/0523 от 14 мая 2023 года, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Ивановой С.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства субъекта не свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок привлечения Ивановой С.В. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции вменяемого правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену постановления территориальной административной комиссии Советского района городского округа города-героя Волгоград от 29 июня 2023 года, решения судьи Советского районного суда г. Волгограда от 5 октября 2023 года и решения судьи Волгоградского областного суда от 21 ноября 2023 года, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление территориальной административной комиссии Советского района городского округа города-героя Волгоград от 29 июня 2023 года, решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 5 октября 2023 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 21 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Ивановой Светланы Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Д.В.Монмарь