Председательствующий по делу Дело № 33-2017/2018
судья Гарголло А.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Доржиевой Б.В.
и судей Карабельского А.А., Комковой С.В.
при секретаре Дорофеевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 23 мая 2018 г. гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Забайкальского края к Самохвалову С. Н. о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе ответчика Самохвалова С.Н.
на решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 22 февраля 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Министерства сельского хозяйства Забайкальского края к Самохвалову С. Н. о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Самохвалова С. Н. в пользу Министерства сельского хозяйства Забайкальского края 217858 (двести семнадцать тысяч восемьсот пятьдесят восемь) рублей 20 копеек.
Взыскать с Самохвалова С. Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5378 (пять тысяч триста семьдесят восемь) рублей 58 копеек».
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
представитель истца обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Самохвалову С.Н. в соответствии с Порядком предоставления средств бюджета Забайкальского края на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее – Порядок), утв. постановлением Правительства Забайкальского края от 22 мая 2009 г. № 212, на основании поданных им документов на предоставление социальной выплаты и свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 17.04.2012 № 088_03/2012С Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края (в настоящее время – Министерство сельского хозяйства Забайкальского края) была предоставлена социальная выплата в размере 326787 руб. на строительство индивидуального жилого дома в с.Александровский Завод для семьи, состоящей из четырех человек, площадью по 18 кв.м. на каждого. Согласно отметке кредитной организации в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 17.04.2012 № средства социальной выплаты были перечислены со счета Самохвалова С.Н. кредитной организацией 21.09.2012 и 06.12.2012 на основании договора от 20.09.2012 и договора от 05.12.2012 в полном объёме. В соответствии с п. 9 указанного выше Порядка срок действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Ответчик в срок до 17.04.2013 должен был за счет предоставленной ему социальной выплаты, а также собственных средств осуществить строительство жилого дома площадью не менее 72 кв.м., и в соответствии с п. 23 Порядка оформить его в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. Согласно сведениям, указанным в техническом паспорте жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который является фактическим адресом проживания Самохвалова С.Н., ответчиком возведена пристройка к уже имеющемуся жилому дому 1996 года постройки общей площадью 24 кв.м. В соответствии с подп. «б» п. 7 Порядка получатель социальной выплаты вправе ее использовать на пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому, но размер выплаты в данном случае составит 108928,80 руб. Таким образом, возврату ответчиком подлежат средства социальной выплаты в размере 217858,80 руб. Министерством сельского хозяйства Забайкальского края в адрес Самохвалова С.Н. было направлено письмо от 21.07.2017 № о необходимости возврата средств социальной выплаты, однако ответчик средства социальной выплаты в добровольном порядке не вернул. Просил взыскать с Самохвалова С.Н. в пользу Министерства сельского хозяйства Забайкальского края 217858,20 руб. (л.д. 3-4).
Определением от 19 декабря 2017 г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена администрация муниципального района «Александрово-Заводский район» (л.д. 1-2).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 22 января 2018 г., к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Забайкальского края (л.д. 131).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 152-169).
В апелляционной жалобе ответчик Самохвалов С.Н. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Полагает, что ответчиком пропущен срок исковой давности. Судом не учтены доводы ответчика о том, что после получения социальной выплаты с дополнительным вложением собственных средств ответчиком произведена полная реконструкция жилого дома по адресу: <адрес>. Дом был полностью перестроен, при перестройке дома изменен материал его изготовления, изменена площадь каждого помещения дома, изменен способ отопления и материалы внутренней отделки дома. До 2011 г. ответчик со своей семьей проживал в доме по вышеуказанному адресу, который находился в аварийном состоянии. После получения социальной выплаты и реконструкции жилищные условия улучшены, в связи с чем в настоящее время ответчик и его семья не нуждаются в улучшении жилищных условий. Согласно приложению № 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, что ответчиком и было сделано. При проведении строительных работ ответчиком использовано не менее 70% средств из собственных накоплений. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недобросовестности ответчика или совершении им противоправных действий, направленных на получение за счет бюджета средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки, истцом не представлено. В связи с допущенными ошибками при подготовке правоустанавливающих документов право собственности на жилой дом своевременно не было оформлено. В настоящее время правоустанавливающие документы на новый объект недвижимости находятся в процессе оформления. Специалистами произведены соответствующие замеры, подготовлен новый план, в соответствии с которым полезная площадь дома составляет 77,7 кв.м., общая – 96,3 кв.м. (л.д. 179-181).
Представители истца, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения ответчика Самохвалова С.Н., поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу п. 1 ст. 39, п. 2, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» основными целями государственной аграрной политики являются обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.
В рамках реализации государственной аграрной политики утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», согласно которой основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
В целях реализации федеральной целевой программы в Забайкальском крае постановлением Правительства Забайкальского края от 21 июля 2009 г. № 289 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села на 2010-2013 годы».
Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 мая 2009 г. № 212 утвержден Порядок предоставления средств бюджета Забайкальского края на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее – Порядок).
В силу п. 5 Порядка право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание гражданина в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 7 Порядка гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания; создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
В силу п. 9 Порядка право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
На основании п. 10 Порядка расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории Забайкальского края на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной Правительством Забайкальского края, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Забайкальскому краю, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
В случае если фактическая стоимость 1 кв. м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной Правительством Забайкальского края, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической площади жилья.
В силу п. 16 Порядка Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения с получателем социальной выплаты договора банковского счета, условия зачисления социальной выплаты на банковский счет и ее списания, а также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат.
В соответствии с п. 23 Порядка приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Из материалов дела следует, что Самохвалов С.Н. зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес> (л.д. 44).
17 августа 2010 г. Самохвалов С.Н. обратился в администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, путем строительства жилой пристройки к существующему дому (л.д. 41-42).
Из приложенных к заявлению документов следует, что членами семьи Самохвалова С.Н. являются – ФИО1 (супруга), ФИО2 (дочь), ФИО3 (дочь).
Согласно справки администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» от 25.06.2010 № Самохвалов С.Н., проживающий по адресу: <адрес>А, нуждается в улучшении жилищных условий по причине ветхости и аварийности жилья; состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 25.06.2010. Нуждающимся в улучшении жилищных условий признан постановлением главы администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» № от 25.06.2010 (л.д. 55).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что после подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий между Самохваловым С.Н. и администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» было согласовано условие о том, что ответчиком будет выполнено строительство нового дома, поскольку дом, в котором проживает семья заявителя, является ветхим.
Размер социальной выплаты был определен исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей, состоящей из 3-х и более человек – по 18 кв. м на каждого члена. Итого размер выплаты для строительства жилого помещения составил 326787 руб.
17 апреля 2012 г. Самохвалову С.Н. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты для строительства жилья в с.Александровский Завод в размере 326787 руб. (л.д. 6).
На основании представленных ответчиком в ОАО «Россельхозбанк» договоров купли-продажи строительных материалов от 20.09.2012 и от 05.12.2012 со счета Самохвалова С.Н., открытого для реализации условий программы, 06.12.2012 и 21.09.2012 списаны денежные средства на общую сумму 326600 руб. (л.д. 83-84, 86, 87).
Администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» 31.12.2013 Самохвалову С.Н. выдано разрешение № на ввод в эксплуатацию жилого дома общей площадью 86,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11-12).
КГУП «Забайкальское БТИ» составлен технический паспорт на жилой дом по состоянию на 24 ноября 2013 г., в котором в разделе «Общие сведения» указан год постройки дома – 2013, общая площадь жилого дома – 79,8 кв.м.; в разделе же «Состав объекта»: жилой дом общей площадью 67 кв.метров, год ввода в эксплуатацию – 1996 год; пристрой общей площадью 26, 9 кв.метров, год ввода в эксплуатацию – 2013 год; (л.д. 13-20).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик самостоятельно изменил условия программы, поскольку строительство нового дома ответчиком не осуществлено, социальная выплата использована на возведение пристройки площадью 24 кв.метра к уже имеющемуся жилому дому.
Отклоняя заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд указал, что о нарушении Самохваловым С.Н. условий программы истцу стало известно только после обращения ФИО4 и получения по запросу копий документов, предоставленных ответчиком в администрацию муниципального района в качестве доказательств выполнения им мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий. Суд пришел к выводу о том, что ранее истцу не могло быть известно о нарушении ответчиком условий программы ввиду невозможности проведения оценки документов, представленных Самохваловым С.Н., по причине их отсутствия в Министерстве сельского хозяйства Забайкальского края.
Судебная коллегия, соглашаясь с доводами жалобы, полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение не может быть признано законным и обоснованным, в силу п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене.
Контроль за целевым использованием социальных выплат осуществляется соответствующими органами государственного финансового контроля (п. 34 Порядка). Таким органом в данном случае является Контрольно-счетная палата Забайкальского края.
В материалы дела акт Контрольно-счетной палаты Забайкальского края о нецелевом использовании социальной выплаты ответчиком Самохваловым С.Н. не представлен.
Как таковая проверка целевого использования социальной выплаты Самохваловым С.Н. не проводилась, жилой дом с участием соответствующих специалистов не осматривался, не устанавливалось, возведен ли дом заново, в том числе с использованием нового и старого строительного материала, либо было осуществлено строительство пристроя к уже существующему дому.
Судебная коллегия принимает во внимание, что ответчиком при подаче заявления о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, было указано, что он желает улучшить жилищные условия путем строительства жилой пристройки к существующему дому. Между тем, с учетом ветхости и аварийности занимаемого им жилого помещения размер выплаты был рассчитан с учетом необходимости строительства дома. Как следует из объяснений ответчика, фактически дом был перестроен заново, в том числе с использованием строительных материалов от старого дома.
Вывод истца о нецелевом использовании социальной выплаты основан лишь на данных технического паспорта жилого дома, однако данный документ содержит противоречивые сведения относительно года ввода жилого дома в эксплуатацию и его постройки. Так, в разделе «Общие сведения» указан год постройки 2013, а в разделе «Состав объекта» указано, что жилой дом введен в эксплуатацию в 1996 г. Таким образом, исходя из материалов дела нельзя прийти к однозначному выводу о том, что ответчик использовал предоставленные ему средства социальной выплаты именно для строительства пристройки, а не для создания объекта индивидуального жилищного строительства.
Обращение ФИО4 на имя прокурора края, направленное для разрешения в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края, объективно не свидетельствует о нарушении ответчиком условий программы.
Необходимо отметить, что цель участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» – улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в данном конкретном случае достигнута. Ответчик не отрицает этого обстоятельства, считает, что с помощью полученной выплаты его жилищные условия улучшены, в настоящее время с учетом проведенного им строительства дом не является ветхим и аварийным, и его семья подлежит снятию с учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Обсуждая довод жалобы о пропуске срока исковой давности, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
По общему правилу, изложенному в ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.
Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В возражениях на исковое заявление от 09.01.2018 ответчик указывал, что документы, подтверждающие объем строительных работ и освоение социальной выплаты, были предоставлены им в администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» в 2013 г., в связи с чем срок для обращения в суд следует исчислять с момента подачи документов в администрацию (л.д. 58-61). В судебном заседании 11.01.2018 ответчиком было заявлено о пропуске срока на обращение в суд со ссылкой на то, что документы, подтверждающие объем строительных работ и освоение социальной выплаты, были предоставлены им в администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» в 2013 г. (л.д. 77). В судебных заседаниях 17.01.2018 (л.д. 117-122) и 22.02.2018 (л.д. 146-150) заявление о применении срока исковой давности ответчиком было поддержано.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и краевой долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2010-2012 гг.» между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края и муниципальным районом «Александрово-Заводский» 22 марта 2011 г. было заключено соглашение, предметом которого является реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. К обязанностям Министерства согласно условиям данного заключения относится осуществление контроля за использованием средств, предоставляемых на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по назначению; осуществление контроля за выполнением администрацией обязательств, предусмотренных соглашением (п. 3.1). Администрация в свою очередь обязана: обеспечивать своевременность, полноту и достоверность представляемых в Министерство документов и материалов, необходимых для реализации мероприятий Программы; осуществлять контроль за ходом строительства и вводом жилья в действие; представлять ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за отчетным, в Министерство отчёт о выполнении мероприятий Программы; обеспечивать целевое и эффективное использование средств, перечисленных Министерством на банковские счета граждан, молодых семей, молодых специалистов (л.д. 94-97).
Из объяснений ответчика, изложенных в протоколе судебного заседания от 11 января 2018 г., следует, что отчет о расходовании средств социальной выплаты на улучшение жилищных условий путем строительства жилого дома он предоставил в администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» 31.12.2013 (л.д. 76).
Ответственным лицом администрации муниципального района – начальником отдела сельского хозяйства ФИО5 документы, представленные ответчиком, были приняты без какой – либо дополнительной проверки и без замечаний, что следует из объяснений ФИО5 (см. протокол судебного заседания от 11.01.2018, л.д.73-81), несмотря на то, что администрация района должна была осуществлять контроль за ходом строительства и вводом жилья в действие в силу условий соглашения от 22.03.2011.
Исполняя соглашение от 22.03.2011, администрация муниципального района «Александрово-Заводский район» 5 февраля 2014 г. направила в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края отчёт о выполнении мероприятий Программ, который содержал информацию о выполнении условий Программы Самохваловым С.Н. (л.д. 101-104).
Вывод суда о том, что отчет, направленный в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края, носит формальный характер, что дополнительная проверка и оценка документов не проводилась вплоть до обращения ФИО4, не свидетельствует о том, что истец не пропустил срок исковой давности. Вопреки доводам истца и выводам суда обращение ФИО4 о нарушении Самохваловым С.Н. условий программы не является тем обстоятельством, с которым можно связать начало течения срока исковой давности, поскольку, как следует из вышеуказанного соглашения, у каждой из сторон соглашения имелись свои обязательства по контролю за целевым использованием социальной выплаты. Администрация района должна была обеспечить своевременность, полноту и достоверность предоставляемых в Министерство материалов, осуществлять контроль за ходом строительства и вводом жилья в действие, в том числе и по отношению к Самохвалову С.Н., а Министерство осуществлять контроль за выполнением администрацией района обязательств, предусмотренных соглашением. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств сторонами соглашения не должно нарушать права участников программы – получателей социальных выплат.
Тот факт, что в нарушение п.23 Порядка жилое помещение до настоящего времени не оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи, также не влияет на начало течения срока исковой давности, поскольку в данном пункте речь идет о соблюдении жилищных прав не только самого получателя социальной выплаты, но и членов его семьи. Отсутствие регистрации права общей долевой собственности на жилое помещение либо ее наличие не может свидетельствовать о невозможности проверки целевого использования социальной выплаты (строительство дома либо пристройки) сторонами соглашения или соответствующим органом государственного финансового контроля.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с настоящими требованиями следует исчислять с момента, когда администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края был направлен отчёт о выполнении мероприятий участниками Программы, в том числе Самохваловым С.Н., то есть с 05.02.2014. Как следует из материалов дела, Министерство сельского хозяйства Забайкальского края обратилось в суд с иском о взыскании денежных средств с ответчика Самохвалова С.Н. 18 декабря 2017 г., то есть с пропуском срока исковой давности, что является основанием для отказа в иске.
С учётом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 22 февраля 2018 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Забайкальского края к Самохвалову С. Н. о взыскании денежных средств отказать.
Председательствующий: Доржиева Б.В.
Судьи: Карабельский А.А.
Комкова С.В.