Производство № 5-274/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 мая 2020 г. г. Севастополь
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя (адрес суда – г. Севастополь, ул. Ленина, 31), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
ООО «Черноморстрой», <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
В отношении ООО «Черноморстрой» составлен протоколом об административном правонарушении № от 10.12.2019 года, в соответствии с которым Обществу вменялось следующее: 10.12.2010 года в 12 час. 50 минут по адресу: <адрес> установлен факт неуведомления ООО «Черноморстрой» территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, на территории которого гражданин Украины ФИО1 осуществлял трудовую деятельность, о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора а выполнение работ (оказание услуг). А именно ООО «Черноморстрой» не представило до 00 час. 00 мин. 27.08.2019 года в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации (УВМ МВД России по Республике Крым) на территории которого гражданин ФИО1 осуществлял трудовую деятельность по адресу: <данные изъяты> уведомление о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора, тем самым ООО «Черноморстрой» нарушило п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Действия ООО «Черноморстрой» должностным лицом квалифицированы по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель ООО «Черноморстрой» Заверюха А.С. в судебном заседании указал, что в протоколе об административном правонарушении имеются неоговоренные исправления с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в связи с чем протокол подлежал возвращению на доооформление, однако в настоящее время такая возможность утрачена. Кроме того, пояснил, что при составлении протокола об административном правонарушении представителю Общества не были разъяснены ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации.
Выслушав представителя, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ выражается в привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность работодателя, в том числе за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, ООО «Черноморстрой» вменено неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с гражданином Украины Цириновым А.И. на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, договора, т.е. до 27.08.2019 года.
Следовательно, вмененное юридическому лицу деяние подлежало квалификации по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Согласно частям 1 - 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Системное толкование вышеприведенных положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого он составлен. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица об их внесении.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении содержатся исправления (простым карандашом) в части квалификации вмененного Обществу административного правонарушения, а именно часть 1 исправлена на часть 3 ст. 18.15 КоАП РФ, дело об административном правонарушении в отношении ООО «Черноморстрой» также было возбуждено по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
При этом сведений об ознакомлении законного представителя ООО «Черноморстрой» с внесенными исправлениями протокол об административном правонарушении не содержит, данных о приглашении представителя Общества для внесения исправлений в протокол об административном правонарушении в части изменения квалификации вмененного административного правонарушения, а именно: "с части 1 на часть 3» в материалах дела отсутствуют.
Поскольку санкция части 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание по сравнению с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, переквалификация действий Общества на данной стадии невозможна.
Внесение в протокол неоговоренных исправлений влечет признание его недопустимым доказательством по делу, поскольку указанные изменения влияют на правильность установления фактических обстоятельств дела, относящихся к предмету доказывания, а также на вывод о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, и нарушают гарантированное статьей 25.1 КоАП право этого лица знать, в чем оно обвиняется.
На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении № от 10.12.2019 года подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 18.15, 24.5, 29.10, 1.5 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Черноморстрой» по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течении 10 дней со дня получения его копии.
Судья: Ю.С. Степанова