Решение по делу № 2-197/2015 от 04.06.2015

Дело № 2-197/2015 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 20 июля 2015 года

Спировский районный суд <адрес>

в составе председательствующего Астахова В.А.,

при секретаре Харченко О.Н.,

с участием прокурора <адрес> Крюкова С.В., представителя третьего лица – администрации Пеньковского сельского поселения <адрес> Кустовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №........ по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к <адрес> об обязании организовать очитку места незаконной рубки от порубочных остатков на землях запаса <адрес> расположенных в районе <адрес> в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №........), в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,

у с т а н о в и л :

<адрес> Крюков С.В. в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ обратился в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц к <адрес> об обязании организовать очитку места незаконной рубки от порубочных остатков на землях запаса <адрес> расположенных в районе <адрес> в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №........), в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству прокурора <адрес> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика привлечена Администрация Пеньковского сельского поселения <адрес>.

В судебном заседании прокурор <адрес> Крюков С.В. поддержал заявленные исковые требования и в их обоснование показал, что в результате, проведенной в ходе подготовки местных органов власти к пожароопасному периоду прокурорской проверки соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также законодательства в сфере охраны лесов от пожаров установлено следующее: в августе 2013 года неустановленное лицо совершило незаконную рубку деревьев на землях государственного земельного запаса расположенного в районе <адрес>. На указанном земельном участке, не относящемся к землям лесного фонда, но непосредственно к ним примыкающем, имеются лесные насаждения, на которых совершенна данная незаконная рубка. Имеются порубочные остатки, которые негативно влияют на расположенный вокруг него лесной фонд, находящийся в государственной собственности в лице Торжокского лесничества <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ СО по обслуживанию Спировского отделения полиции МО МВД России «Лихославльский» по данному факту было возбуждены уголовное дело №........ по ст.260 ч.3 УК РФ, предварительное следствие по которым приостановлено соответственно ДД.ММ.ГГГГ ввиду неустановления лиц, причастных к совершению данного преступления. Порубочные остатки, оставаясь до настоящего времени на указанном земельном участке, в наступающий пожароопасный период в значительной степени могут способствовать возникновению лесных пожаров и повлечь распространение различных заболеваний леса и размножение насекомых-вредителей, в том числе на расположенных поблизости землях лесного фонда. В силу требований: ст.9, 42 Конституции РФ, ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №........ –ФЗ « О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», п. 7 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №........ – ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Устава муниципального образования <адрес> полномочия по обеспечению противопожарной и экологической безопасности на землях запаса <адрес> отнесены к компетенции администрации <адрес>. Указанные обстоятельства нарушают, предусмотренные законодательством РФ, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия.

Представитель администрации <адрес> Вихрова В.С., не явилась в судебное заседание, представила заявления, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, ввиду невозможности явки. С учетом указанных обстоятельств и мнения остальных участников судебного разбирательства судом в порядке ч. 5 ст.167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В предварительном судебном заседании проводившимся ДД.ММ.ГГГГ представитель администрации Вихрова В.С. заявленные исковые требования прокурора <адрес> не признала, пологая, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу. В обоснования своих возражений представила отзыв на указанное исковое заявление, из которого следует что, несмотря на то, что администрацией <адрес> не оспаривается указанный прокурором факт незаконной порубки деревьев на землях запаса <адрес>, администрация <адрес> не уполномочена осуществлять расчистку места незаконной рубки от порубочных остатков в лесах, кроме того прокурор, ссылаясь в своем исковом заявлении на п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №........ –ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указывает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. Однако Федеральным законом №........ – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Федеральный закон « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», и п. 10 ст. 3 с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу. С ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон дополнен новой ст. 3.3, п. 2 в которой говорится о том, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органами местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения; органами местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Так, по всем поселениям <адрес>, имеются утвержденные правила землепользования и застройки, а так как в районе отсутствует межселенная территория, распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории Пеньковского сельского поселения осуществляется администрацией Пеньковского сельского поселения. При данных обстоятельствах, утверждение прокурора <адрес> о бездействии администрации <адрес> является не обоснованным.

Третье лицо на стороне истца – ГКУ «Торжокское лесничество <адрес>» будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного заседания, своего представителя не правило, не сообщило об уважительных причинах его неявки, не настаивало на рассмотрении дела в его присутствии. С учетом указанных обстоятельств и мнения остальных участников судебного разбирательства судом в порядке ч. 3 ст.167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного третьего лица.

Представитель третьего лица администрации Пеньковского сельского поселения <адрес> Кустова М.А.– поддержала заявленные исковые требования прокурора <адрес>, по указанным им основаниям. Ссылаясь на представленное в судебное заседание: решение Советов депутатов Пеньковского сельского поселения <адрес> №........ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> <адрес>»; решение Советов депутатов Пеньковского сельского поселения <адрес> №........ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории Пеньковское сельское поселение <адрес>», а именно населенных пунктов Климово, Реброво, Фалино и выписку из Устава МО Пеньковского сельского поселения о полномочиях администрации поселения, показала, что полномочий по обеспечению противопожарной и экологической безопасности на землях запаса <адрес> у администрации МО Пеньковское сельское поселение нет. Указанные Правила землепользования и застройки относятся только к конкретным населенным пунктам Пеньковского сельского поселения и не распространяются на местность, где обнаружена незаконная рубка.

Заслушав прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим вводам.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст.8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями на ДД.ММ.ГГГГ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 103 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) установлено, что к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

В соответствии с ч.1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Статьей 16 ЗК РФ установлено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. На основании п. 2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органами местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№........,: меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а)предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б)мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в)разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г)иные меры пожарной безопасности в лесах (п.3); меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте3 настоящих Правил, осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды (п.6); в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров (п.15.2); при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (п.16); при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10метров от прилегающих лесных насаждений; расстояние между валами должно быть не менее 20метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона; сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона (п.17);

В силу Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№........,: В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: а) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); б) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; в) авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; г) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); д) установление санитарных требований к использованию лесов (п.2); в случае гибели лесов или ухудшения их санитарного состояния, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера, ликвидация последствий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими федеральными законами (п.7); при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации (п.39 «б»); в очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке (п.42).

Пунктом 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №........, предусмотрено осуществление очистки мест рубок следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. Сжигание порубочных остатков сплошным палом не допускается. При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков должно производиться по мере их накопления на специально подготовленных площадках. При оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 3 метров. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно землеустроительного дела №........ « Кадастровый квартал №........ (Городецкого сельского округа) Межселенная территория», а именно Перечню ранее учтенных участков и схеме распределения земель государственного лесного фонда – согласно которому вышеуказанное место незаконной порубки расположено на территории Пеньковского сельского поселения (ранее Городецкий сельский округ), отнесены к землям госземзапаса общей площадью 900 га. Сведений об изменениях вносимых в данные об указанных землях госземзапаса, суду не представлено.

Из уведомления регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о зарегистрированных правах в отношении земельного участка – расположенного в районе <адрес> отсутствуют.

В судебном заседании помимо вышеуказанных документов исследованы следующие материалы: Уголовное дело №........ возбужденное ДД.ММ.ГГГГ СО по обслуживанию Спировского отделения полиции СО МВД России «Лихославльский » по факту незаконной вырубки деревьев на землях государственного земельного запаса в районе <адрес> и об обнаружении, разбросанных порубочных остатков – ветвей и макушек деревьев; Постановлении о приостановлении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду неустановления лиц, причастных к совершению данного преступления; Информационное письмо начальника Спировского отдела лесного хозяйства ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по требованию прокурора <адрес> проведено обследования, в том числе участка расположенного в районе <адрес> (госземзапаса) на месте обнаружены хаотично разбросанные порубочные остатки (ветки, макушки деревьев хвойных и лиственных пород); Устав Государственного казенного учреждения <адрес> «Торжокское лесничество <адрес>», утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №........-п (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому предметом деятельности данного лесничества является обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на подведомственной территории, с целью реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений, осуществления доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере, федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории (п.2.1); к видам деятельности лесничества относятся: сохранение среднеобразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; организация использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; организация охраны и защиты леса, организация использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами выполнения требований, норм, правил, установленных законодательством РФ в сфере лесных отношений; обеспечение осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); обеспечение организации работ по противопожарному обустройству лесов; осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах; контроль за соблюдением гражданами правил санитарной безопасности в лесах; проведение анализа состояния лесного хозяйства на подведомственной территории и пр. (п.2.3); Должностная инструкция заместителя начальника Спировского отдела лесного хозяйства ГКУ «Торжокское лесничество <адрес>» ФИО8, утвержденная руководителем указанного учреждения ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ (с дополнениями), согласно которой на данную должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (лесохозяйственное) образование и стаж работы в лесном хозяйстве не менее 5 лет (п.2.1); данное должностное лицо обязано знать и применять на практике Конституцию РФ и законодательство и подзаконные акты РФ в сфере лесного хозяйства (п.2.2); к его должностным обязанностям относятся, в частности: организация устойчивого управления лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала на территории <адрес>; обеспечение сохранения среднеобразующих, водохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду на территории <адрес>; организация охраны и защиты лесов; обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами выполнения требований, норм, правил, установленных законодательством РФ в сфере природопользования; обеспечение осуществления государственного лесного контроля и надзора; организация контроля проведения работ по лесоустройству; осуществление организации эффективного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления, судами, органами прокуратуры и иными органами, а также общественными организациями по вопросам проведения единой политики в области лесопользования на территории <адрес> и осуществление иных указанных полномочий (п.3.1.1-ДД.ММ.ГГГГ).

На основании анализа совокупности представленных доказательств суд считает установленным факт нахождения в составе земель запаса <адрес> земельного участка, расположенного в районе <адрес>, полномочиями по распоряжению которым в настоящее время наделена администрация <адрес>. В августе 2013 года на данном земельном участке был совершен незаконный поруб леса в количестве 50 кубометров деревьев породы ель, сосна, береза, ольха, квалифицируемый по ч.3 ст.260 УК РФ. В ходе предварительного следствия по уголовному делу, установить лиц, причастных к совершению указанного преступления не удалось. Место указанного незаконного поруба до настоящего времени, в том числе с учетом наступления пожароопасного периода в текущем году, остаются неочищенными от порубочных остатков (верхушек и ветвей деревьев) в соответствии с вышеуказанными требованиями Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах и Правил заготовки древесины. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у администрации <адрес> обязанности по очистке указанного места незаконной рубки деревьев от порубочных остатков, в том числе на землях запаса <адрес>, суд считает несостоятельными по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно положениям Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст.1); указанные мероприятия проводятся заблаговременно (ст.7).

Пунктами 3,7,9,21,29 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), к вопросам местного значения муниципального района отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление муниципального лесного контроля.

В соответствии с п. 1 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно п. 3 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают о органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

В соответствии с п.3,7,9,18 ч.1 ст. 8 Устава Муниципального образования «<адрес>» <адрес>, принятого решением Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №........ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), к вопросам местного значения данного муниципального образования относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Частью 1 ст.84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п.1); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (п.5); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (п.6).

Статьей 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст.84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В вышеуказанных Правилах пожарной безопасности в лесах закреплено, что: настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1); меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (п.4 «а»).

В силу п.3, 5 и 7 вышеуказанных Правил санитарной безопасности в лесах: меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесопатологический мониторинг, проведение которого обеспечивается, в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно; б) лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается, в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно; требования, установленные настоящими Правилами, учитываются при планировании освоения лесов; в случае гибели лесов или ухудшения их санитарного состояния, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера, ликвидация последствий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими федеральными законами.

Таким образом, поскольку лица, виновные в совершении оговоренных выше незаконных рубок деревьев на землях запаса <адрес> на момент настоящего судебного разбирательства не установлены, то в силу вышеуказанных норм права обязанность по расчистке мест такой рубки лежит на ответчике – администрации <адрес>.

Суд согласен с доводами представителя ответчика о том, что прокурор при подаче иска не учел изменения, внесенные в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №........ –ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в части исключения п. 10 ст. 3 данного Закона и внесения новой ст. 3.3. п. 2. В тоже время стороной ответчика не предоставлено доказательств, что в настоящие время администрацией Пеньковского сельского поселения в отношении указанного участка местности на которой был совершен незаконный поруб деревьев утверждены Правила землепользования и застройки поселения. Из представленных ответчиком документов: описания границ поселений <адрес> от 2004 г. утвержденное и.о. директора ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Тверской филиал ФИО10; решение Советов депутатов Пеньковского сельского поселения <адрес> №........ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Пеньковское сельское поселение <адрес>» (с приложением); решение Советов депутатов Пеньковского сельского поселения <адрес> №........ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории Пеньковское сельское поселение <адрес>», а именно населенных пунктов Климово, Реброво, Фалино (с приложением), следует, что Правила землепользования и застройки администрацией Пеньковского сельского поселения утверждены только в отношении части населенных пунктов данного поселения к каковым оговоренное место незаконной рубки не отнесено. Указанные обстоятельства сторонами на судебном разбирательстве не оспаривались. При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что место незаконной рубки, расположенного в районе <адрес> на территории Пеньковского сельского поселения, не подведомственно администрации <адрес> в силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №........ –ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ввиду чего администрация <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу, суд не может принять в качестве обоснованных.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при сложившихся обстоятельствах в условиях наступающего пожароопасного периода оставление неочищенным от порубочных остатков с места незаконной рубки деревьев на землях государственного земельного запаса расположенного в районе <адрес>, свидетельствует о реальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обязанность по предотвращению вышеуказанных угроз для населения и окружающей природной среды лежит на ответчике – администрации <адрес>.

При установленных обстоятельствах, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела, мнения участников судебного разбирательства, в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №........), суд считает требование прокурора об установлении ответчику срок для исполнения оговоренной обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обоснованным.

В силу подп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №374-ФЗ) ответчик, являющийся органом местного самоуправления, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.

Руководствуясь ст. 194-199, 234, 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> к администрации <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> произвести очистку мест незаконной рубки от порубочных остатков на землях запаса <адрес> расположенных в районе <адрес> в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №........), в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Освободить администрацию муниципального образования <адрес> от взыскания государственной пошлины.

Настоящее решение в течении месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Спировский районный суд <адрес> в течении месяца с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий ФИО2

2-197/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Спировского района
Ответчики
Администрация Спировского района
Другие
ГКУ "Торжокское лесничество Тверской области"
Суд
Спировский районный суд Тверской области
Дело на сайте суда
spirovsky.twr.sudrf.ru
04.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2015Передача материалов судье
09.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.06.2015Предварительное судебное заседание
20.07.2015Судебное заседание
24.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее