Решение по делу № 2-2213/2020 от 26.02.2020

РЕШЕНИЕ             Именем Российской Федерации

Городской округ Люберцы                                   ДД.ММ.ГГ

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Деевой Е.Б., при секретаре судебного заседания Барахтановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П, Я, Е, К, Ы к СТСН «Ново-Марусино» о признании решения общего собрания членов СТСН «Ново-Марусино», оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГ незаконным в части,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально истцы обратились в суд с вышеизложенными требованиями в обоснование которых указали следующее. ДД.ММ.ГГ в СТСН «Ново-Марусино» состоялось общее собрание членов товарищества, ход и решения которого зафиксированы в протоколе от ДД.ММ.ГГ

Решение общего собрания в части пункта повестки дня общего собрания «Утверждение приходно-расходной сметы на 2019г. и финансово-экономического обоснования к смете» принято в нарушение п. 8 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

ДД.ММ.ГГ в информационном чате Ватцап председателем СТСН «Ново-Марусино» был представлен отчет правления об исполнении за 2018год приходно-расходной сметы, также проект приходно-расходной сметы на 2019год с финансово-экономическим обоснованием сметы.

В нарушение требований закона и Устава товарищества общему собранию ДД.ММ.ГГ. не представлен отчет ревизионной комиссии за 2018г., хотя закончился полный финансовый год работы данного состава правления.

В повестке дня общего собрания от ДД.ММ.ГГ. отсутствует пункт об утверждении отчета финансово-хозяйственной деятельности правления за 2018 год.

На собрании был заслушан только краткий доклад председателя правления Л о финансово-хозяйственной деятельности СТСН. Хотя фактически, без оценки контрольного органа (ревизионной комиссии), результат деятельности правления СТСН за 2018год нельзя считать достоверным. Следовательно, и смета на 2019г. не может быть признана обоснованной, поскольку основой данного документа является отчет Правления о финансово-хозяйственной деятельности, подтвержденный данными ревизионной комиссии.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.181.5 ГК РФ‚ если иное не предусмотрено законом, решение общего собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включённому в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданского-правового сообщества.

На основании вышеизложенного, пункт 4 повестки дня собрания от ДД.ММ.ГГ. не имеет юридической силы, и не может являться основанием для формирования приходно-расходной сметы на 2019год.

На собрании не представлено финансово-экономическое обоснование размера членского взноса на 2019 год.

Федеральный закон от 29.07.2017г. №217-ФЗ, вступивший в силу ДД.ММ.ГГ‚ предусматривает необходимость составлять и утверждать не только приходно-расходную смету, но и финансово-экономическое обоснование размера взносов в качестве отдельного документа.

Подготовка и составление финансово-экономического обоснования размера членских и целевых взносов и размера платы для владельцев земельных участков, которые не являются членами СТСН, относится к компетенции правления.

Финансово-экономическое обоснование, в соответствии с требованиями закона, это не приходно-расходная смета и не приложение к приходно-расходной смете, а самостоятельный документ, который утверждается общим собранием. При принятии решения о его утверждении проведение заочного голосования не допускается.

В повестке дня общего собрания СТСН от ДД.ММ.ГГ. нет вопроса об утверждении финансово-экономического обоснование размера взноса. Таким образом, расчет размера взносов, который заложен в приходно-расходной смете на 2019год, не обоснован.

Отсутствие финансово-экономического обоснования размера взноса в данном случае порождает неравенство собственников земельных участков с точки зрения прав и обязанностей. При равном количестве получаемых услуг по содержанию имущества общего пользования (ЛЭП, система водопровода, дороги и др.) собственников земельных участков с большей площадью фактически вынуждают оплачивают расходы по содержанию имущества общего пользования значительно в значительно большем размере (в 2,3 и более раз). При этом правление не объясняет, и нет расчета о том, как одинаковые объемы услуг‚ получаемые собственниками земельных участков, зависят от квадратных метров.

Говоря о равных объемах получаемых услуг‚ мы имеем ввиду то, что Товарищество обслуживает объекты нежилого фонда: трансформаторную подстанцию‚ распределительную часть системы водоснабжения, земли общего пользования (дорога)‚ контейнерная площадка, хозяйственная постройка (бытовка), шлагбаумы. Этими объектами пользуются все собственники земельных участков в границах территории СТСН в равной степени.

При том, что объемы потребляемых энергоресурсов в СТСН оплачиваются по индивидуальным приборам учета. Потери в сетях электропередач оплачиваются собственниками отдельно и не входят в размер взноса. Правилами пользования контейнерной площадкой регламентировано, что таким образом собственники земельных участков могут утилизировать только твёрдые бытовые отходы, количество которых зависит от числа проживающих, но никак не от площади участков.

В ходе общего собрания 06.04.2019г. председательствующему был задан вопрос о расшифровке понятия финансово-экономического обоснования взноса в привязке к размеру земельного участка. Однако, ответа на него не последовало. В результате 32 участника собрания проголосовали против утверждения приходно-расходной сметы СТСН, хотя собственниками более одного земельного участкам на территории СТСН являются только 28 человек. Находясь в меньшинстве, истцы не смогли изменить итоги голосования.

В ходе собрания поднимался и вопрос о том, что голосование против по данному вопросу должно быть поименным, в соответствии с п. 5 ст. 181.2 ГК РФ. В нарушение положения Закона председательствующий вынес данное предложение на голосование. Большинство ожидаемо победило и в этом случае.

В результате, собственники земельных участков в размере 6 соток, которых проживает на территории СТСН подавляющее большинство, грубо нарушив Закон № 217-ФЗ, не имея для этого никаких оснований, сознательно поставили в неравные условия собственников земельных участков большей площади.

Таким образом, смета СТСН «Ново-Марусино» на 2019год, которая является основополагающим документом для определения величины членских взносов, без наличия финансово-экономического обоснования именно такого выбора принципа расчета величины взноса, составлена с нарушениями и является необоснованной и незаконной.

На основании изложенного, истцы просили суд признать недействительными пункты 4 и 5 общего собрания СТСН «Ново-Марусино» оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГ

В судебное заседание истцы Е, К, а также представитель П, по доверенности А, явились, требования иска уточнили в порядке статьи 39 ГПК РФ, просили суд признать недействительным решение общего собрания членов СТСН «Ново-Марусино» от 06.04.2019г. в части принятия решения об утверждении проекта к приходно-расходной смете СТСН на 2019год и финансово-экономического обоснования.

Признать недействительным решение СТСН «Ново-Марусино» об установлении тарифа за 1 кв.м. площади всех земельных участков, находящихся в собственности членов товарищества и лиц, ведущих садоводство без участия в товариществе, подлежащего уплате членом товарищества или лицом, ведущим садоводство без участия в товариществе в размере 16рублей 72копейки.

В остальной части требования относительно оспаривания пункта 4 протокола оставили без изменения.

Истцы Я, П, Ы в судебное заседание не явились, извещены.

Ответчик СТСН «Ново-Марусино» в лице председателя правления Л в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, представив письменный отзыв, пояснив в судебном заседании, что решение общего собрания членов товарищества соответствует всем требованиям закона.

Суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке статьи 167 ГПК РФ, по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу статьи 5 ФЗ №217ФЗ, ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.

Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обладают правом обжаловать решения органов товарищества, влекущие для этих лиц гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

В силу статьи 183.1 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Согласно статье 184.1 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.

Согласно статье 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ проведено общее собрание членов СТСН «Ново-Марусино» оформленное протоколом . На общем собрании зарегистрировано 111 членов СТСН, что составляет 63% от общего числа членов СТСН и превышает необходимый кворум. В данной части решение не оспаривается.

Повесткой дня пунктом 4 является доклад председателя правления СТСН о финансово-хозяйственной деятельности СТСН за 2018год.

По результатам голосования решено утвердить доклад председателя правления СТСН о финансово-хозяйственной деятельности СТСН за 2018год и о расходовании целевого взноса на ремонт и модернизацию системы холодного водоснабжения, а также на ремонт дорог и установку шлагбаумов.

В силу ч.1 статьи 20 ФЗ №217-ФЗ, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, в том числе за деятельностью его председателя и правления товарищества, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор).

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества обязана осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже чем один раз в год либо в иной срок, если такой срок установлен решением общего собрания членов товарищества.

Согласно пункту 85 Устава Товарищества СТСН, ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов Товарищества.

Пунктом 86 Устава Товарищества предусмотрено, что ревизионная комиссия (ревизор) Товарищества обязана осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности Товарищества не реже чем один раз в год либо в иной срок, если такой срок установлен решением общего собрания членов Товарищества.

Согласно Положению о ревизионной комиссии СНТ «Ново-Марусино» утвержденному решением общего собрания членов СНТ, протокол от ДД.ММ.ГГ., плановая проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Товарищества, а также деятельности правления товарищества и его председателя осуществляется не реже одного раза в год. Плановая проверка (ревизия) производится не позднее, чем за месяц до проведения годового общего собрания членов Товарищества.

По итогам проверки (ревизии) деятельности Товарищества ревизионная комиссия составляет письменное заключение, которое является документом внутреннего контроля товарищества (п. 4.19 Положения).

Как следует из материалов дела, ревизионная комиссия ревизию финансово-хозяйственной деятельности Товарищества за 2018год не проводила, в том числе не позднее, чем за месяц до проведения годового общего собрания членов Товарищества.

Вопреки доводам ответчика, такой порядок утвержден Положением о ревизионной комиссии СНТ «Ново-Марусино».

Таким образом, в отсутствие заключения ревизионной комиссии о финансово-хозяйственной деятельности Товарищества, утверждение отчета Правления Товарищества о финансово-хозяйственной деятельности представляется преждевременным. Без оценки контрольного органа (ревизионной комиссии) финансово-хозяйственной деятельности Товарищества, ее результат, изложенный в докладе нельзя признать достоверным, поскольку именно в обязанности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества входит – проверка выполнения правлением товарищества и его председателем решений общих собраний членов товарищества, законность сделок, совершенных органами товарищества, состав и состояние имущества общего пользования; осуществление ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже чем один раз в год либо в иной срок, если такой срок установлен решением общего собрания членов товарищества; отчет об итогах ревизии перед общим собранием членов товарищества с представлением предложений об устранении выявленных нарушений; сообщение общему собранию членов товарищества обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов товарищества; осуществление проверки своевременного рассмотрения правлением товарищества или его председателем заявлений членов товарищества.

Следовательно, после составления необходимых документов по результатам своей деятельности ревизионная комиссия направляет их на рассмотрение общему собранию членов товарищества, которому и надлежит оценить результаты такой деятельности и принять решения в рамках своей компетенции. Это следует из п. 4 ч. 5 статьи 20 ФЗ, согласно положениям которого ревизионная комиссия обязана сообщать общему собранию членов товарищества обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов товарищества, не принимая при этом каких-либо решений, имеющих правовые последствия для исполнительных органов товарищества.

Кроме того, согласно представленных стороной истца уведомлений\ информирования членов СНТС «Ново-Марусино» о проведении общего собрания членов СНТС, повесткой дня пункта 4 является только «Доклад председателя правления СТСН о финансово-хозяйственной деятельности СТСН за 2018год». Утверждение отчета о финансово-хозяйственной деятельности СТСН не являлось повесткой дня, однако, голосование по вопросу утверждения отчета проведено, решение принято большинством голосов.

В силу части 15 статьи 17 Федерального закона от 29.07.2017 года N 217-ФЗ не допускается включение в повестку дня дополнительных вопросов, не включенных в уведомление о проведении общего собрания членов товарищества.

Таким образом, вопрос по оспариваемому решению об утверждении отчета не был включен в повестку дня, однако решение по нему принято, что является нарушением законодательства.

С учетом изложенного суд полагает в данной части иск удовлетворить, признав пункт 4 решения общего собрания недействительным, поскольку вышеуказанное нарушает права истцов.

Из материалов дела также следует, что повесткой дня пунктом 5 является утверждение приходно-расходной сметы СТСН «Ново-Марусино» на 2019год и финансово-экономического обоснования к смете.

По результатам голосования решено утвердить проект приходно-расходной сметы СТСН «Ново-Марусино» на 2019год и финансово-экономического обоснования к смете. Правлению товарищества обеспечить ее исполнение. В соответствии с пунктом 152 Устава СТСН установить тариф за 1 кв.м. площади всех земельных участков, находящихся в собственности членов товарищества и лиц, ведущих садоводство без участия в товариществе, подлежащего уплате членом товарищества или лицом, ведущим садоводство без участия в товариществе в размере 16рублей 72копейки.

В соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона о ведении гражданами садоводства размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы и финансово-экономического обоснования, утвержденных решением общего собрания.

Как указано выше, в уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается.

Согласно статье 18 ФЗ №217-ФЗ, Правление товарищества подотчетно общему собранию членов товарищества.

К полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, подготовка финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных норм права, при рассмотрении вопросов повестки дня общее собрание вправе принять решение по итогам рассмотрения соответствующего вопроса, указанного в повестке, не допускается включение в повестку дня дополнительных вопросов, не включенных в уведомление о проведении общего собрания членов товарищества.

Как следует из материалов дела Правление СТСН в установленном порядке не принимало решения о проведении указанного собрания по вопросу утверждения финансово-экономического обоснования размера взносов, как это предусмотрено законом, ст. 17. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно статье 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества.

С учётом изложенного, поскольку указанные нарушения порядка подготовки и проведения собрания членов СТСН являются существенными, влияют на волеизъявление его участников, в данной части иск подлежит удовлетворению, пункт 5 решения общего собрания подлежит признанию недействительным.

Относительно требований истцов о признании недействительным решения СТСН «Ново-Марусино» об установлении тарифа за 1 кв.м. площади всех земельных участков, находящихся в собственности членов товарищества и лиц, ведущих садоводство без участия в товариществе, подлежащего уплате членом товарищества или лицом, ведущим садоводство без участия в товариществе в размере 16рублей 72копейки суд приходит к следующему.

Согласно Уставу СТСН «Ново-Марусино», п. 152, членские взносы вносятся членами товарищества ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, начиная с даты принятия общим собранием членов товарищества решения об утверждении его размера, путем перечисления денежных средств на расчётный счет товарищества.

Размер членского взноса, подлежащего уплате членом товарищества ежемесячно, рассчитывается путем умножения установленного решением общего собрания членов товарищества тарифа за 1кв.м. земельного участка на общую площадь всех земельных участков члена товарищества, расположенных в границах товарищества.

Согласно пункта 156 Устава Товарищества, целевой взнос вносится единовременно и в полном объеме в двухмесячный срок с даты принятия общим собранием членов товарищества решения об утверждении его размера.

Размер целевого взноса, подлежащего уплате членом товарищества единовременно, рассчитывается путем умножения установленного решением общего собрания членов товарищества тарифа за 1кв.м. земельного участка на общую площадь всех земельных участков члена товарищества, расположенных в границах товарищества.

Согласно Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014), представляется, что с учетом такого правового регулирования и исключительного права общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения на установление размера членских и иных взносов (статья 21 названного федерального закона) необходимо соблюдение со стороны общего собрания принципа равноправия при определении размеров членских взносов. При этом размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование.

Вместе с тем, не исключается возможность установления размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену указанного объединения, установления обязанности по уплате членских взносов в размере, кратном количеству принадлежащих члену объединения земельных участков, поскольку наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка.

Таким образом, расчет размера взноса путем умножения, установленного решением общего собрания членов товарищества тарифа за 1кв.м. земельного участка на общую площадь всех земельных участков члена товарищества, расположенных в границах товарищества, положенный в основу определения итоговой суммы взносов, соответствует положениям закона, не является нарушением и не влечет отмену решения общего собрания в данной части. В данной части иска истцам следует отказать.

Однако, в силу части 8 статьи 14 ФЗ №217-ФЗ, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества. Следовательно, поскольку именно тариф за 1кв.м. в размере 16,72рубля установлен в связи с утверждением решением общего собрания от 06.04.2019г. проекта приходно-расходной сметы СТСН на 2019год и финансово-экономического обоснования к смете и решение в данной части признано судом недействительным, тариф в 16,72рубля применению не подлежит.

    В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Иных доказательств сторонами суду не представлено и материалы дела не содержат.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования П, Я, Е, К, Ы – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение общего собрания членов СТСН «Ново-Марусино» оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГ в части принятия решений по вопросам и протокола.

В остальной части иска о признании решения СТСН «Ново-Марусино» оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГ по вопросу в части определения расчета взноса путем умножения установленного решением общего собрания членов товарищества тарифа за 1кв.м. земельного участка на общую площадь всех земельных участков члена товарищества, расположенных в границах товарищества - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГ.

Судья                                                                                       Е.Б. Деева

2-2213/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гайдуков Михаил Владимирович
Леонтьева Елена Сергеевна
Ермакович Валентина Дмитриевна
Павлов Константин Владимирович (по доверенности Гладкова Ольга Александровна)
Казакова Елена Николаевна
Ответчики
СНТ "Ново-Марусино"
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Деева Елена Борисовна
Дело на странице суда
luberetzy.mo.sudrf.ru
26.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.02.2020Передача материалов судье
26.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2020Предварительное судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Судебное заседание
07.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.04.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.05.2021Судебное заседание
20.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
10.03.2022Дело оформлено
20.07.2022Дело передано в архив
26.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее