г. Сыктывкар УИД 11RS0002-01-2023-001743-33
Дело № 2-2028/2023 (№ 33-9971/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Жуковской С.В. и Костенко Е.Л.,
при секретаре Панькиной Е.О.,
рассмотрела в судебном заседании 13 ноября 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Водоканал» на решение Воркутинского городского суда РК от 28 июня 2023 года, которым на ООО «Водоканал» возложена обязанность выплачивать Каюмовой С.С. заработную плату в соответствии с Федеральным Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, установив с 1 января 2023 году тарифную ставку (оклад) в размере 22 089,12 руб., произвести перерасчёт заработной платы и выплатить задолженность с 1 января 2023 года. С ООО «Водоканал» в пользу Каюмовой С.С. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований Каюмовой С.С. к ООО «Водоканал» отказано. С ООО «Водоканал» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каюмова С.С. обратилась в суд с иском к ООО «Водоканал» о возложении обязанностей установить ей с 1 января 2023 года тарифную ставку в размере 22 089,12 руб., произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недополученную заработную плату, в сроки, установленные для получения заработной платы с 1 января 2023 года и денежной компенсации морального вреда в размере 10 000,00 руб.
В обоснование иска указала, что работает в ООО «Водоканал» в должности .... В нарушение ст.ст. 22, 48 ТК РФ, Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, которые распространяют свое действие на ООО «Водоканал», работодатель не выплачивает в полном объеме причитающуюся заработную плату.
В судебное заседание стороны при надлежащем извещении не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик направил суду письменные возражении, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылается на отсутствие финансовой возможности для заключения соглашения о присоединении к отраслевому тарифному соглашению и ежегодной оплаты членских взносов. Указывает, что мотивированный отказ от Федерального отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы направлен в Минтруд России 18 июля 2023 года, получен последним 18 июля 2022 года. При расчете заработной платы работников ООО «Водоканал» должна применяться тарифная сетка, действующая в обществе. В связи с ростом потребительских цен обществом произведена индексация заработной платы.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ООО «Водоканал», указывая на его незаконность и необоснованность.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что на основании трудового договора от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> и приказа о приеме на работу от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> Каюмова С.С. с <Дата обезличена> состоит в трудовых отношениях с ООО «Водоканал» в должности ... с должностным окладом (тарифной ставкой) 3 406 руб., доплатой за работу с вредными условиями – 4 %, с учетом всех доплат в зависимости от достижения производственного результата.
На основании приказа от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> Каюмова С.С. переведена с должности ... на должность ... ей установлено оклад в размере 4 632 руб.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> Каюмовой С.С. с 26 января 2015 года установлен должностной оклад в размере 4 632,00 руб., доплата за работу во вредных условиях труда в размере 4 % от должностного оклада и месячная премия в размере 25 % от должностного оклада с учётом всех доплат в зависимости от достижения производственного результата.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Коми 27 декабря 2021 года, удовлетворены исковые требования Каюмовой С.С., на ООО «Водоканал» возложена обязанность установить Каюмовой С.С. с 01 января 2021 года тарифную ставку (оклад) в размере 15 169,44руб., произвести перерасчет заработной платы и выплатить суммы недоплаченные в результате занижения тарифной ставки (оклада).
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Коми 17 марта 2022 г., ООО «Водоканал» обязано установить Каюмовой С.С. тарифную ставку (оклад) в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно в размере 14 614,56 руб., произвести перерасчет заработной платы и выплатить суммы, недоплаченные в результате занижения тарифной ставки (оклада).
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Каюмовой С.С. к ООО «Водоканал» о возложении обязанности установить тарифную ставку (оклад), произвести перерасчет заработной платы, выплатить задолженность по заработной плате, компенсации морального вреда – отказано в полном объеме.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Коми 19 января 2023 года, ООО «Водоканал» обязано установить Каюмовой С.С. с 1 января 2022 года тарифную ставку (оклад) в размере 16 528,08 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность с 1 января 2022 года. С ООО «Водоканал» в пользу Каюмовой С.С. взыскана премия за январь-апрель 2022 года в размере 32 380,31 руб., денежная компенсация морального вреда в размере 5 000,00 руб., всего 37 380,31 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований Каюмовой С.С. к ООО «Водоканал» - отказано.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору от 10 февраля 2022 года, 21 апреля 2022 года., 9 января 2023 года, 23 марта 2023 года Каюмовой С.С. с 1 января 2021 года установлен должностной оклад 15 170 руб., с 1 января 2022 года – 15 823,00 руб., с 1 ноября 2020 года -14 615 руб., с 1 января 2022 года – 16 529 руб., с 1 января 2023 года - 17 521 руб.
Приказом ООО «Водоканал» от 31 декабря 2013 года № 1587т утверждена и введена в действие с 1 января 2014 года схема тарифных коэффициентов, разработанная и принятая работодателем в целях обеспечения повышения содержания заработной платы в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ и коллективным договором.
Из приказа от 31 декабря 2013 года №1587т усматривается, что по ... оплаты труда установлен тарифный коэффициент - 1,36 к минимальной тарифной ставке.
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал» с 1 февраля 2020 года размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности - за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 года утверждено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы», опубликованное 20 июня 2022 года на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с 1 января 2023 года.
Основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
В соответствии с п. 2.3 ФОТС установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 года, 1 января 2024 года и 1 января 2025 года составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно ч. 9 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В соответствии с п. 1.8 ФОТС мотивированность отказа определяется исходя из норм ТК РФ и настоящего ФОТС. Отказ признаётся мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий: составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФОТС - на основании порядка, утверждённого сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение № 2 к ФОТС; поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций; направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма-предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-тидневного срока, установленного ст. 48 ТК РФ. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 ТК РФ.
ООО «Водоканал» 14 июля 2022 года направил в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС, зарегистрированный в Минтруде России 18 июля 2022 года под № В-76816, в котором указал, что у него отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом и направлять протокол таких консультаций вместе с отказом от присоединения к ФОТС.
Согласно протоколу учредительного собрания работников ООО «Водоканал» «Об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал» от 27 февраля 2022 года, принято решение об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал».
Из ответа Минтруда России от 31 марта 2023 года № 14-4/В-367 следует, что отказ ООО «Водоканал» от присоединения к ФОТС поступил в Минтруд России письмом от 14 июля 2022 года № 2569/07-2022 (входящий номер В-76816 от 18 июля 2022 года), протокол консультаций к отказу не приложен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что несмотря на своевременное направление работодателем в Минтруд России отказа от присоединения к ФОТС, несоблюдение им требования о приложении к данному отказу протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, свидетельствует о несоблюдении работодателем порядка отказа, и как следствие, данный отказ не может быть признан таковым в контексте ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, ФОТС на 2023-2025 годы распространяется на ООО «Водоканал».
Рассчитывая размер тарифной ставки (оклада) с 01 января 2023 года суд исходил из положений Федерального закона от 19 декабря 2022 год № 522-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия её отдельных положений», которым установлен минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2023 года, а также тарифного коэффициента, предусмотренного приказом ООО «Водоканал» от 31 декабря 2013 года № 1587т.
Установив, что заработная плата в спорный период выплачивалась в меньшем размере, суд удовлетворил требования о возложении обязанности выплачивать Каюмовой С.С. заработную плату в соответствии с ФОТС, установив с 01 января 2023 года тарифную ставку в размере 22 089 руб. 12 коп., перерасчете заработной платы и выплате недоплаты, а также с учетом положений ст. 237 ТК РФ взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о несоблюдении работодателем порядка отказа, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ООО «Водоканал» о том, что проведение консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации не представлялось возможным ввиду того, что на момент составления отказа ППО не представляла интересы всех или большинства работников, так как было представлено 249 заявлений об уплате членских взносов, что составляло менее 50% от фактической численности работников – 531 человек (штатная – 591), по следующим основаниям.
Согласно письменной справке Первичной профсоюзной организации ООО «Водоканал» на 14 июля 2022 года на учете в ППО ООО «Водоканал» состояло 276 членов профсоюза, 41 работник (не член профсоюза) обратился с письменными заявлениями, которыми наделили профсоюз правом представлять их интересы и вести переговоры на предмет заключения коллективного договора ООО «Водоканал» на 2022-2025 годы. До направления отказа 14 июля 2022 года представитель работодателя с запросом о численности членов профсоюза не обращался.
Положения ч. 9 ст. 48 ТК РФ прямо предусматривают, что к мотивированному письменному отказу работодателя должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Пунктом 1.8 ФОТС предусмотрено, что мотивированность отказа определяется при единовременном соблюдении перечисленных условий, в том числе поддержании выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций.
Этим же пунктом Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что в случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 ТК РФ.
Из материалов дела следует, что на момент направления ООО «Водоканал» отказа от присоединения к ФОТС в Обществе была создана первичная профсоюзная организация Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал».
Соответственно, работодатель был обязан выполнить требования ч. 9 ст. 48 ТК РФ и приложить к отказу протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, поскольку указанная норма является специальной применительно к порядку присоединения либо отказа от присоединения работодателя к отраслевому тарифному соглашению.
При этом, ни ч. 9 ст. 48 ТК РФ, ни п. 1.8 ФОТС не содержат указаний в части большинства работников – членов первичной профсоюзной организации. Юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт наличия выборной первичной профсоюзной организации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает несостоятельными доводы ООО «Водоканал» о том, что профсоюзная организация по состоянию на 14 июля 2022 года объединяла менее половины работников организации.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на статью 372 ТК РФ не может служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
По буквальному смыслу ч. 1 ст. 372 ТК РФ мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников, учитывается при принятии локального нормативного акта только в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.
Таким образом, ст. 372 ТК РФ напрямую регулирует порядок принятия локального нормативного акта.
В тоже время по смыслу действующего трудового законодательства локальный нормативный акт - это внутренний документ работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий права и обязанности организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Из буквального толкования статьи 45 ТК РФ следует, что соглашения не относятся к трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ст. ст. 5, 9 ТК РФ), однако в силу ст. 22 ТК РФ на работодателе лежит обязанность соблюдать не только трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но также и соглашений.
В части 4 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что соглашения имеют большую юридическую силу, чем локальные нормативные акты; локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Пунктом 1.3 ФОТС предусмотрено, что настоящее соглашение это правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Таким образом, ФОТС не относится к локальному нормативному акту, который принимается работодателем в соответствии с ч.1 ст. 372 ТК РФ.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы ответчика об отказе от присоединения к отраслевому тарифному соглашению не принимаются во внимание, как основание для отмены судебного акта.
Вопреки доводам жалобы ответчика о несогласии с размером присужденной истцу компенсации морального вреда, судебная коллегия отмечает, что судом в полной мере учтены критерии определения размера компенсации морального вреда, определенные в ст. 237 ТК РФ, а также требования разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобы о введении процедуры банкротства, недостаточности финансирования не влияют на законность обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают выводы суда и правильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Водоканал» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: