Решение по делу № 2-4/2023 (2-199/2022;) от 07.06.2022

Дело № 2-4/2023 (2-199/2022)

УИД: 68RS0018-01-2022-000395-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Первомайский                  04 сентября 2023 года

Первомайский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего федерального судьи Литвинова А.А.,

при секретаре Прасоловой С.П. и ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Ю.В.,

с участием:

истца Ивановой Т.В.,

представителя ответчика Рыжкова Е.И.,

единолично рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Первомайского районного суда Тамбовской области гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Татьяны Викторовны к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о признании права общей долевой собственности на земельный участок и об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Т.В. обратилась в Первомайский районный суд Тамбовской области с иском, в котором, с учетом многочисленных уточнений иска, с учетом уточнений иска от ДД.ММ.ГГГГ, принятых судом, окончательно указала, что ответчиком – администрацией Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области (далее – Администрация Поссовета) отказано в подписании акта согласования местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, с кадастровым , по причине наличия спора по смежной границе вышеуказанного участка и участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в связи с расположением на смежной границе названных земельных участков стены капитального здания (гаража), что истец полагала недоказанным ответчиком, а также, несоответствующим положениям ст.ст. 391, 3916 и 3920 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ). Истец заявила, что спора с владельцами вышеназванного гаража у неё не возникало, в связи с чем, просила суд привлечь в качестве соответчиков по делу собственников, проживающих по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Истец указала, что по данным технических паспортов вышеуказанных земельных участков их площадь составляет по м2, при межевании спорного участка была выявлена его площадь в размере <данные изъяты> м2, в ходе землеустроительной экспертизы, проведенной по настоящему делу – м2, тогда как, в выписке из ЕГРН на земельный участок по <адрес>, площадь его значится в размере м2, по причине предоставления таких сведений ответчиком при регистрации земельного участка. Согласно окончательно уточненных истцом исковых требований, истец Иванова Т.В., указывая, что она и третье лицо по делу – Рыжкова О.И. являются собственниками квартир 1 и 2, соответственно, в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес>, ссылаясь на положения ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, просила суд признать право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес>, на земельный участок под вышеназванным многоквартирным жилым домом с кадастровым площадью 896 м2, определив размер долей в праве общей долевой собственности пропорционально размеру помещений собственников, прекратив право собственности ответчика на вышеназванный земельный участок, установив границы названного земельного участка по варианту I схемы экспертного заключения АНО «СЭКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, обязав органы Росреестра внести соответствующие изменения в ЕГРН относительно правообладателей и вида разрешенного использования спорного земельного участка – под многоквартирным жилым домом.

В ходе судебного разбирательства истец Иванова Т.В. настаивала на удовлетворении судом вышеприведенных исковых требований в уточненном ДД.ММ.ГГГГ варианте, от разъясненной судом возможности изменения предмета и оснований иска, предъявления иска к иным ответчикам, категорически отказалась.

Представитель ответчика Администрации Поссовета Рыжков Е.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 132), в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, представив письменную позицию ответчика по уточненному иску Ивановой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3, л.д. 19-20).

Иные участники судебного разбирательства, будучи надлежащим образом извещенными судом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении разбирательства либо о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и позиций явившихся участников судебного разбирательства по делу, настоящее гражданское дело рассмотрено судом при вышеуказанной явке его участников.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (ч. 13 ст. 3920 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса (далее – ЖК) РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах – исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, – установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч.ч. 1 и 2 ст. 36), а в Федеральном законе от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 189-ФЗ) – специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (ст. 16 Закона № 189-ФЗ).

Реализовав в ЖК РФ и Законе № 189-ФЗ предписания ст. 36 Конституции РФ, с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 189-ФЗ, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Из ч.ч. 2-5 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 Гражданского кодекса РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе, против собственника земельного участка (п. 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ).

В силу ч. 4 ст. 16 Закона № 189-ФЗ, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П).

В ходе настоящего судебного разбирательства судом установлено, что истец Иванова Т.В. является собственником <адрес> многоквартирного жилого <адрес> в р.<адрес>, что подтверждается представленной суду выпиской из ЕГРН (т. 1, л.д. 16-17) и никем по делу не оспаривается.

Собственником <адрес> вышеназванного многоквартирного жилого дома является Рыжкова О.И., принимавшая участие в настоящем деле в качестве третьего лица, что также подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1, л.д. 18-20) и также не оспаривается.

Согласно представленным суду сведениям из ЕГРН, земельный участок под вышеуказанным многоквартирным жилым домом <адрес> по <адрес> в р.<адрес> площадью <данные изъяты> м2, имеющий кадастровый , поставлен на кадастровый учет с ДД.ММ.ГГГГ, из категории земель – «земли населенных пунктов», не имеет вида разрешенного использования, право собственности на него в ЕГРН не зарегистрировано (т. 1, л.д. 55).

Таким образом, судом установлено и подтверждается пояснениями представителя ответчика в судебном заседании, что вышеназванный спорный земельный участок относится к категории земель неразграниченной государственной собственности.

В соответствии со статьей 113 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительного кодекса (далее – ГрК) РФ; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 1110 ЗК РФ (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 ст. 113 ЗК РФ (часть 2).

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (п. 4 ч. 3 ст. 113 ЗК РФ).

Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (п. 2 ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 45 ГрК РФ).

Согласно п. 8 ст. 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 81 настоящей статьи.

В данном случае, суд находит, что земельный участок под вышеуказанным многоквартирным жилым домом 66 по <адрес> в р.<адрес> площадью <данные изъяты> м2, имеющий кадастровый , поставлен на кадастровый учет не в качестве земельного участка под многоквартирным домом, что не предполагает возникновения права общей долевой собственности на земельный участок собственников помещений в многоквартирном жилом доме в приведенных в ст. 16 Закона № 189-ФЗ случаях.

Вместе с тем, как указано выше, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, а кроме этого, имеют право на обращение в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом.

Таким образом, поскольку судом установлено, что согласно представленным сведениям, земельный участок под вышеуказанным многоквартирным жилым домом 66 по <адрес> в р.<адрес> площадью <данные изъяты> м2, имеющий кадастровый , не сформирован как земельный участок под многоквартирным домом, в силу вышеизложенных норм права, спорный земельный участок находится в собственности публично-правового образования, а собственники помещений в названном многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, в пределах правомочий согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в указанном выше постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, – для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Проведение работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее – Приказ /пр).

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

В данном случае, истцом не представлено сведений о том, что она либо иные собственники помещений в многоквартирном <адрес> в р.<адрес> инициировали обращение в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и им в этом было отказано.

Права владения и пользования спорным земельным участком истца и иных собственников помещений в многоквартирном <адрес> в р.<адрес> на никем, в том числе, ответчиком, не нарушены, каких-либо доказательств нарушений прав истца и иных лиц суду представлено не было.

Оснований для удовлетворения настоящего иска в части требований о признании права общей долевой собственности на земельный участок, заявленных к Администрации Поссовета, в силу вышеуказанного, суд не усматривает.

При этом, поскольку установление границ и определение размеров земельного участка под многоквартирным жилым домом, в силу положений вышеназванного Приказа /пр, относится к процедуре формирования земельного участка под многоквартирным домом, оснований для удовлетворения производных требований настоящего иска суд также не усматривает.

Приходя к указанному суд принимает во внимание, что истцу неоднократно указывалось судом на наличие процессуального права уточнить исковые требования, изменить предмет, основание иска, предъявить иск к надлежащему ответчику, от чего истец настоятельно отказалась.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Ивановой Татьяны Викторовны к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о признании права общей долевой собственности на земельный участок и об установлении границ земельного участка отказать

Настоящее решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий судья              А.А. Литвинов

Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2023 года.

2-4/2023 (2-199/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванова Татьяна Викторовна
Ответчики
администрация Первомайского района Тамбовской области
Воробьев Игорь Александрович
Воробьев Валерий Владимирович
Администрация Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области
Другие
Управление Росреестра по Тамбовской области
Рыжкова Ольга Ивановна
Филиал ППК "Роскадастр" по Тамбовской области
Духанин Вячеслав Николаевич
Чернышова Оксана Юрьевна
Администрация Первомайского муниципального округа Тамбовской области
Лучников Валерий Серафимович
Чернышов Александр Николаевич
Суд
Первомайский районный суд Тамбовской области
Судья
Литвинов Алексей Александрович
Дело на сайте суда
pervomaisky.tmb.sudrf.ru
07.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2022Передача материалов судье
08.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2022Подготовка дела (собеседование)
30.06.2022Подготовка дела (собеседование)
30.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
17.05.2023Производство по делу возобновлено
19.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Дело оформлено
14.03.2024Дело передано в архив
28.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.05.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.06.2024Судебное заседание
03.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Судебное заседание
20.11.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее