Дело ***а-308/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> обратился в <данные изъяты> с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости <данные изъяты>. по состоянию на ДД.ММ.ГГ, обосновывая требования тем, что постановлением <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты>., что значительно выше его рыночной стоимости, чем нарушены его права.
Административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В письменном заявлении административный истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая, что явка участвующих в деле лиц в судебное заседание не была признана судом обязательной, суд находит возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
Представитель административного истца <данные изъяты> поддержал заявленные требования, просил установить рыночную стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы, <данные изъяты>.
В письменном отзыве <данные изъяты> указала, что не имеет противоположных с истцом интересов.
<данные изъяты> представлены письменные возражения, в которых указано на недостатки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленного административным истцом, выразившиеся в его несоответствии требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом, земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером <данные изъяты>, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания с магазином.
Свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГ подтверждается, что указанный земельный участок принадлежит на праве собственности <данные изъяты>
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации <данные изъяты>. является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса.
Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Из кадастровой справки, выданной <данные изъяты>, следует, что датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГ, кадастровая стоимость составляет <данные изъяты>. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.03.2015г.), основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Для подтверждения размера рыночной стоимости земельного участка административным истцом был представлен отчет об оценке и положительное экспертное заключение.
Учитывая возражения относительно соответствия закону отчета об оценке, судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ, проведение экспертизы поручено <данные изъяты>
Согласно представленному суду экспертному заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, подготовленному данным экспертом, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>.
Исследовав заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта получено в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос; подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки и другими нормами действующего законодательства в области оценочной деятельности.
Для определения рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В заключении изложено обоснование отказа эксперта от использования доходного и затратного подходов к оценке.
Экспертом проведен анализ цен предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка объекта оценки. Для сравнения эксперт выбрал 3 объекта-аналога, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит указанную в заключении эксперта величину рыночной стоимости земельного участка достоверной и полагает, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>
При этом суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом возражений относительно содержащихся в заключении судебной экспертизы выводов не заявлено, доказательства иной рыночной стоимости земельного участка суду не представлены.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому рыночная стоимость, установленная экспертом, может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ. <данные изъяты> «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>».
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ следует указать в соответствии с экспертным заключением.
Руководствуясь статьями 175, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поданное ДД.ММ.ГГ, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации административного здания с магазином, на ДД.ММ.ГГ в размере рыночной стоимости <данные изъяты>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию <данные изъяты> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты>