К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
02 июля 2021 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Хуаде А.Х. при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» об обязании заключить договор аренды на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л
Истец обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» об обязании заключить договор аренды на земельный участок, в обоснование, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано Комитетом по управлению имуществом МО «<адрес>» в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 800 кв.м., расположенного по адресу г.<адрес>Солнечный,18. Истец полагает, что ответчиком нарушены его права.
На основании изложенного просит признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом Администрации МО <адрес> от «05» марта 2021 г. № о предоставлении в аренду ФИО5 земельного участка, общей площадью общей 800 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, переулок Солнечный, 18. Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» заключить с ФИО2 договор аренды земельного участка, общей площадью общей площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, переулок Солнечный, 18 с кадастровым номером 01:08:0510103:7 с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства для завершения строительства недостроенного жилого дома.
Позже истец уточнил исковые требования, просил обязать Комитет по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» заключить с ФИО2 договор аренды земельного участка, общей площадью общей площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, переулок Солнечный, 18 с кадастровым номером 01:08:0510103:7 с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства для завершения строительства недостроенного жилого дома.
В судебное заседание стороны не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания. Суд, руководствуясь ч.4 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 приобрел у третьего лица ФИО6 недостроенный жилой дом и гараж, расположенные по адресу г.<адрес> Солнечный, 18.
Согласно ответа, № от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом МО «<адрес>» было отказано истцу ФИО2 предоставить земельный участок расположенный по адресу г.<адрес> Солнечный, 18 в аренду, в связи с тем, что участок предоставлен в аренду ФИО6
Как усматривается из пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. В то же время при наличии оснований и соблюдении условий, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов.
Таким образом, действующее земельное законодательство не позволяет осуществлять продление договоров аренды земельных участков.
В то же время, в соответствии с п.21 ст.3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, приведенной нормой права прямо предусмотрено право истца, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при наличии предоставления такого земельного участка в аренду до ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 33 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" указанного перечня предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства. Вместе с тем при отсутствии зарегистрированного права собственности на данный объект заявитель представляет документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на объект незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Из материалов дела следует, что действительно договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен с ФИО6 сроком на 3 года до ДД.ММ.ГГГГ, однако последний не успел завершить строительство в указанный период.
Между тем, по истечении срока аренды ФИО6 продолжал пользоваться земельным участком, возражений со стороны арендатора не было, а также продолжал оплачивать арендную плату за земельный участок в 2020 году.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.По смыслу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Приведенная правовая позиция направлена на защиту добросовестных застройщиков, лишенных возможности завершить строительство объекта в пределах первоначального срока действия договора аренды земельного участка по объективным, не зависящим от арендатора обстоятельствам. Соответствующий правовой механизм подлежит применению судом вне зависимости от специальных правил прекращения арендных правоотношений, регламентированных статьями 45, 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гражданским кодексом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по поводу предоставления государственных (муниципальных) земель в аренду, не предусмотрено обязанности органа местного самоуправления заключить с арендатором земельного участка договор аренды на новый срок либо соглашение о продлении срока действия договора.
Исключение из этого общего правила составляют нормы пункта 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подпункта 10 пункта 2, пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, действующим земельным законодательством предусмотрено право арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых расположены объекты незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды однократно для завершения строительства указанного объекта.
Принимая во внимание, что истец являлся фактическим арендатором земельного участка на основании договора, первоначально заключенного до ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке расположен объект незавершенного строительства - жилой дом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на реализацию предусмотренной перечисленными нормами земельного законодательства возможности однократного продления договора аренды земельного участка для завершения строительства.
Суд считает подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подпункта 10 пункта 2, пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, действующих с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец, будучи арендатором земельного участка, на основании договора, первоначально заключенного до ДД.ММ.ГГГГ, на котором расположен объект незавершенного строительства, имеет право на реализацию возможности однократного продления договора для завершения строительства, предусмотренной перечисленными нормами земельного законодательства; при этом указанная возможность истцом не исчерпана. Факт наличия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ указанному выводу не противоречит, поскольку возможность для реализации указанного права возникла у истца только с ДД.ММ.ГГГГ - вступления в силу соответствующих изменений в земельное законодательство и в рамках бывших арендных отношений с ответчиком вышеуказанное право реализовано быть не могло.
Срок, на который подлежит заключить договор, подлежит определению в соответствии с подпунктом 6 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
При таких обстоятельствах дела у суда имеются все основания для удовлетворения поданного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» об обязании заключить договор аренды на земельный участок, удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» заключить с ФИО2 договор аренды земельного участка, общей площадью общей площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, переулок Солнечный, 18 с кадастровым номером 01:08:0510103:7 с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства для завершения строительства недостроенного жилого дома.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Х. Хуаде
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-38
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.