По делу № 2а-2642/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 г. г. Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего – судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре – Щербаковой М.Е., с участием представителя административного истца - Щербаковой Е.А. (по доверенности), административного ответчика - старшего инспектора ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Сережкина И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области к начальнику ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Федотову К. Н., заместителю начальника ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Шутову М. В., старшему инспектору ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Сережкину И. П., ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области, УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области по Нижегородской области, ГУ МЧС России по Нижегородской области о признании незаконными действий заместителя начальника ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области – заместителя главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Шутова Михаила Владимировича и старшего инспектора ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области - государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Сережкина И. П. по выдаче предписания (номер обезличен) от (дата обезличена) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, о признании незаконными и отмене распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки (номер обезличен) от (дата обезличена), вынесенного начальником отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Федотовым К.Н., акта проверки (номер обезличен) от (дата обезличена), предписания (номер обезличен) от (дата обезличена), вынесенных заместителем начальника отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Шутовым М.В. и старшим инспектором ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Сережкиным И.П. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области обратилась в суд с настоящим административным иском, который обосновали следующим.
Заместителем начальника отделения ОНД и ПР по Кстовскому району – заместителем главного государственного инспектора Кстовского района по пожарному надзору Шутовым М.В. и старшим инспектором ОНД и ПР по Кстовскому району – государственным инспектором Кстовского района по пожарному надзору Сережкиным И.П. была проведена внеплановая выездная проверка администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области. Внеплановая выездная проверка проведена на основании распоряжения главного государственного инспектора Кстовского района по пожарному надзору Федотова К.Н. от (дата обезличена) (номер обезличен), согласно которому предметом проверки является выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), а именно контроль за выполнением предписания по устранению обязательных требований в области пожарной безопасности (номер обезличен) от (дата обезличена) По результатам проверки был составлен акт (номер обезличен) от (дата обезличена) (далее - Акт проверки) и выдано предписание (номер обезличен) от (дата обезличена) (далее - Предписание), в соответствии с которым в срок до (дата обезличена) администрации Кстовского муниципального района необходимо устранить ряд нарушений пожарной безопасности, в том числе: 1) устройство свалок горючих отходов по адресам: (адрес обезличен), между домами (номер обезличен) по (адрес обезличен) около ГСК, (адрес обезличен) (около гаражей, расположенных рядом со школой-интернат), (адрес обезличен), около ГСК «Автогородок (номер обезличен)», около ГСК «Автолюбитель», откос берега (адрес обезличен), напротив (адрес обезличен) напротив (адрес обезличен), полуразрушенные (бесхозные) сараи по адресам: (адрес обезличен); 2) не произведен покос травы земельных участков общего пользования, расположенных в границе населенного пункта (адрес обезличен), а именно овраги вдоль (адрес обезличен), левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) трассы М-7 «Волга» от (адрес обезличен), левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) с левой и правой сторон по шоссе Центральное промзоны).
Согласно Акту проверки выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), а именно: не выполнены п.3 и п.4 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (номер обезличен) от (дата обезличена).
Администрации вменяется нарушение п. 67 и п.69 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен).
Администрация считает действия по проведению внеплановой выездной проверки и указанные выше распоряжение, акт проверки и предписание незаконными, нарушающими права и законные интересы администрации и подлежащими отмене. В обоснование своих требований ссылаются на положения ст.ст. 1, 37, 38 Федерального закона №69-ФЗ, ст.ст. 17,18 Федерального закона № 294-ФЗ, п.67 и п. 69, п. 73 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ (номер обезличен) от (дата обезличена), и отмечают, что границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового учета.
Понятия «территория в границах населенного пункта», «территория общего пользования», применяемая в постановлении (номер обезличен), не является определяющим администрацию Кстовского муниципального района, как субъекта административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку пункты 67 и 69 указанных выше Правил, обязывают осуществлять уборку мусора и покос травы именно правообладателей земельных участков как в границах населенных пунктов, так и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов.
В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Правообладатели земельных участков являются таковыми при наличии соответствующего правоустанавливающего документа.
Определение администрации Кстовского муниципального района ответственной за всех правообладателей земельных участков как в границах населенного пункта, так и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, противоречит принципам законодательства об административных правонарушениях, в том числе принципам равенства всех перед законом, презумпции невиновности, обеспечению законности при применении мер административного принуждения в связи с административным принуждением, тем самым не достигается выполнение задач законодательства об административных правонарушениях.
Таким образом, не было установлено, что земельные участки, на которых допущена свалка отходов и не произведен покос травы, находятся в муниципальной собственности муниципальных образований городского поселения «город Кстово» или Кстовского муниципального района и не были предоставлены доказательства, что именно администрация Кстовского муниципального района обязана осуществлять покос травы, сведений о границах территорий на основании кадастрового учета, где зафиксировано нарушение, не имеется.
Также отмечают, что пункт 67(1) Правил не определяет, при какой высоте травостоя должен быть произведен покос травы и какова должна быть на рассматриваемых земельных участках высота оставляемого травостоя. Данное обстоятельство также создает неопределенность относительно обязательности покоса на указанных территориях.
Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденными Приказом Госстроя РФ от (дата обезличена) (номер обезличен), определены правила скашивания газонов обыкновенных, луговых в парках и лесопарках, созданные на базе естественной луговой растительности, где первое скашивание проводят при высоте травостоя 15.-20 см, остальные - два раза в месяц, оставляя травостой высотой 4-5 см (пункты (дата обезличена) и (дата обезличена)).
Решением городской Думы города Кстово от (дата обезличена) (номер обезличен) утверждены Правила благоустройства города Кстово Кстовского района Нижегородской области, которые устанавливают единые и обязательные для исполнения требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования городское поселение «город Кстово», перечень мероприятий по благоустройству, направленных на создание безопасных, удобных, привлекательных и комфортных условий проживания граждан, порядок и периодичность их проведения, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования городское поселение «город Кстово». Также Правила благоустройства устанавливают, при какой высоте травянистой растительности осуществляется ее покос.
В акте проверки предписания указаны территории, на которых не был произведен покос травы: овраги, левая и правая обочина трассы М-7 «Волга», левая и правая обочины шоссе Центральной промзоны. Однако правообладатели данных территорий не установлены, не определено точное местонахождение данных территорий, которое без проведения кадастрового учета и установления границ определить не представляется возможным. Также не установлено, какая высота травостоя была на момент проверки на данных территориях. Аналогично в акте проверки и предписании указаны территории, на которых допущено устройство свалок. Однако администрация также не является правообладателем данных территорий, их границы, не определены на основании кадастрового учета.
Исходя из положений Правил благоустройства и правил, утвержденных Приказом Госстроя РФ от (дата обезличена) (номер обезличен), следует, что администрация Кстовского муниципального района обязана осуществлять благоустройство объектов, относящихся к муниципальной собственности города Кстово Кстовского района, и при определенной высоте травостоя с определенной периодичностью. Что касается непокоса травы вдоль дорог, то при решении вопроса о привлечении к административной ответственности необходимо установить, к какой части дороги относится указанная в постановлении (номер обезличен) территория вдоль дорог.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ, указываю, что из акта проверки и представления определить достоверно, в каком месте вдоль трассы не произведен покос травы и возможно ли его производить в данном месте, не представляется возможным. Соответственно, возникают затруднения с исполнением предписания.
Указание в акте проверки и предписании, что не произведен покос травы и допущено устройство свалок горючих отходов на территориях общего пользования, не является также основанием считать, что на данной территории администрация района является правообладателем, как того требуют Правила (номер обезличен) и вышеприведенное законодательство о пожарной безопасности.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории. По данному вопросу на основании норм законов Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии даны разъяснения (письмо от (дата обезличена) (номер обезличен)-ГЕ/20) о том, что когда участок является землями общего пользования, а именно при совокупности ряда условий: 1) участок находится в государственной или муниципальной собственности, 2) он образован в границах красных линий, указанных в документации по планировке территории, 3) он открыт для всеобщего беспрепятственного пользования. Совокупность указанных условий при проведении проверки не устанавливалась. Следовательно, факт отнесения территорий, указанных в протоколе и постановлении, к территориям общего пользования, не установлен.
В административном иске просят признать незаконными действия заместителя начальника ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области – заместителя главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Шутова М. В. и старшего инспектора ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области - государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Сережкина И. П. по выдаче предписания (номер обезличен) от (дата обезличена) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, признать незаконными и отменить распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки (номер обезличен) от (дата обезличена), вынесенное начальником отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Федотовым К.Н., акт проверки (номер обезличен) от (дата обезличена), предписание (номер обезличен) от (дата обезличена), вынесенные заместителем начальника отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Шутовым М.В. и старшим инспектором ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Сережкиным И.П. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик - старший инспектор ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Сережкин И.П., возражал против удовлетворения административного иска, согласно доводов отзыва на иск, приобщенного к делу.
В судебном заседании иные административные ответчики, заинтересованные лица, участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.
Внеплановая выездная проверка в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области была проведена в период (дата обезличена) по (дата обезличена) в соответствии с распоряжением главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Федотова К.Н. от 19.05.20211 г. (номер обезличен), с целью контроля выполнения администрацией Кстовского муниципального района предписания по устранению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности (номер обезличен) от (дата обезличена), которое, в свою очередь, заявителем не оспаривалось.
По результатам проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1) на территориях общего пользования (адрес обезличен) допущено устройство свалок горючих отходов, по адресам: (адрес обезличен), между домами (адрес обезличен) около ГСК, (адрес обезличен) (около гаражей, расположенных рядом со школой - интернат), (адрес обезличен), около ГСК «Автогородок (номер обезличен)», около ГСК «Автолюбитель», откос берега (адрес обезличен), напротив (адрес обезличен) напротив (адрес обезличен) полуразрушенные (бесхозные) сараи по адресам: (адрес обезличен) (п. 69 постановления Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О противопожарном режиме»);
2) не произведен покос травы земельных участков общего пользования, расположенных в границе населенного пункта (адрес обезличен), а именно овраги вдоль (адрес обезличен), левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) трассы М-7 «Волга» от (адрес обезличен) до (адрес обезличен); левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) с левой и правой сторон по шоссе Центральное промзоны (п. 67 постановления Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О противопожарном режиме»).
Таким образом, заместителем начальника отделения ОНД и ПР по Кстовскому району – заместителем главного государственного инспектора Кстовского района по пожарному надзору Шутовым М.В. и старшим инспектором ОНД и ПР по Кстовскому району – государственным инспектором Кстовского района по пожарному надзору Сережкиным И.П. была проведена указанная внеплановая выездная проверка администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.
Внеплановая выездная проверка проведена на основании распоряжения главного государственного инспектора Кстовского района по пожарному надзору Федотова К.Н. от (дата обезличена) (номер обезличен), согласно которому предметом проверки является выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), а именно контроль за выполнением предписания по устранению обязательных требований в области пожарной безопасности (номер обезличен) от (дата обезличена)
По результатам проверки был составлен акт (номер обезличен) от (дата обезличена) и выдано предписание (номер обезличен) от (дата обезличена), в соответствии с которым в срок до (дата обезличена) администрации Кстовского муниципального района необходимо устранить ряд нарушений пожарной безопасности, в том числе: 1) устройство свалок горючих отходов по адресам: (адрес обезличен), между домами (номер обезличен) по (адрес обезличен) около ГСК, (адрес обезличен) (около гаражей, расположенных рядом со школой-интернат), (адрес обезличен), около ГСК «Автогородок (номер обезличен)», около ГСК «Автолюбитель», откос берега (адрес обезличен), напротив (адрес обезличен) напротив (адрес обезличен) полуразрушенные (бесхозные) сараи по адресам: (адрес обезличен); 2) не произведен покос травы земельных участков общего пользования, расположенных в границе населенного пункта (адрес обезличен), а именно овраги вдоль (адрес обезличен), левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) трассы М-7 «Волга» от (адрес обезличен) от (адрес обезличен), левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) с левой и правой сторон по шоссе Центральное промзоны).
Согласно Акту проверки выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), а именно: не выполнены п.3 и п.4 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (номер обезличен) от (дата обезличена).
По результатам анализа доводов сторон, материалов дела, оценив доказательства по делу в своей совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1); устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1 части 2 статьи 1).
В пункте 17 части 4 статьи 1 названный закон предусматривает, что при осуществлении определенных видов государственного контроля (надзора), в частности федерального государственного пожарного надзора, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п.8, п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К нормативным документам данной нормой отнесены национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона о 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункту 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 28 июня 2012 года N 375 должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции имеют право в том числе: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно статье 6 Федерального закона №69-ФЗ, федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со ст. 16.1 настоящего Федерального закона; должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Административный истец настаивает, что, несмотря на тот факт, что администрации вменено наличие свалок пожароопасного мусора на территории земель общего пользования, в материалах проверки не имеется данных о том, что участки, на которых мусор обнаружен, действительно относятся к землям общего пользования.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезда, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из пояснений административного ответчика, с т которыми соглашается суд, следует, что из имеющейся в материалах дела фототаблицы, видно, что территории, ан которых находится мусор, не имеют ограждений, обозначений о запрете входа на данные участки, что дает право учитывать их как территории общего пользования.
Относительно довода заявителя о том, что администрация Кстовского муниципального района не является субъектом административного правонарушения, так как не определены границы земельных участков, ан которых расположены свалки отходов и не произведен покос травы, суд отмечает следующее.
Так, данные земельные участки, согласно онлайн-сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта», являются неразмежеванными.
В силу п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретным органом власти не является препятствием для использования таких земель. Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами: путем предоставления в пользование частным лицам или компания в аренду или безвозмездное пользование, путем разграничения для дальнейшего использования. Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 №137-ФЗ, городские власти, органы самоуправления поселений, власти муниципальных округов.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 25.10.2001 г. №136-ФЗ, к полномочиям органом местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений/,территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании ч.1.1 ст. 22 Устава муниципального образования городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области, полномочия по решению вопросов местного значения отнесены к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в границах населенных пунктов поселения, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Раскрывая основные понятия, применяемые в указанных выше целях, Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет, что федеральный государственный пожарный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (абзац двенадцатый статьи 1).
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с частью 1 статьи 6.1 названного федерального закона применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в части 11 статьи 9, части 4 статьи 10, части 3 статьи 12 предусмотрено, что плановая или внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 этого закона.
Таким образом, государственный надзор за выполнением организациями и гражданами требований пожарной безопасности, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков осуществляется в том числе в рамках выездных проверок с учетом особенностей организации и проведения таких проверок, в случае невозможности осуществления проверки соблюдения требований пожарной безопасности в рамках документарных проверок и в целях необходимости обязательного подтверждения достоверности соблюдения указанными лицами установленных законодательством требований и представленных сведений.
Согласно статье 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
К вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункты 8, 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
В силу положений ст. 77 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований (ч.2).
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч.2.6).
Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
В силу указанного Регламента предметом федерального государственного пожарного надзора является:
исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара (п.5).
Органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:
1) организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;
4) принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении: руководителей органов местного самоуправления (п.6).
Результатом исполнения государственной функции является:
1) составление акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя;
2) выдача предписания об устранении нарушений, предписания по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (п.13).
Таким образом, результатом исполнения государственной функции является составление акта проверки и выдача предписания об устранении нарушений, предписания по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Согласно п.90 в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны):с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (пп.1).
В соответствии с п.96 Регламента в предписании об устранении нарушений указываются:
1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты и (или) территории (земельного участка);
2) перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
4) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного лица органа власти, объекта защиты, физического лица - правообладателя, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
5) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
В предписании по устранению несоответствия (п.97) указываются:
1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты;
2) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
Согласно ст. 10 Закона №69-ФЗ финансовое обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Исходя из изложенного, доводы о том, что администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области не является лицом, ответственным за уборку мусора и покос травы на указанных выше земельных участках, как и иные доводы административного истца, отклоняются судом как основанные на субъективном толковании действующего законодательства.
Как следует из пояснений административного ответчика в судебном заседании, нарушения обязательных требований пожарной безопасности предлагаются к устранению администрации Кстовского муниципального района в период с 2018 год, при этом за неустранение данных нарушений администрация ежегодно привлекается к административной ответственности.
Кроме того, административный ответчик пояснил в судебном заседании, что в настоящее время предписание частично исполнено. Так, администрацией в ноябре 2021 года в полном объеме произведены работы по уборке всех указанных выше свалок.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности соответствует требованиям, перечисленным в пунктах 96 и 97 Регламента.
Суд отмечает, что для исполнения предписания административный истец вправе самостоятельно определить круг организационных мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа в силу положений пп.10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направленных на устранение выявленных нарушений в целях исполнения предписания.
Кроме того, как следует из текста оспариваемого предписания, требования, изложенные в нем, сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем, уяснение их смысла не должно вызвать у Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области затруднений.
Вместе с тем, при наличии затруднений у административного истца с уяснением смысла требований предписания, Администрация имеет право обратиться к государственному органу за разъяснением не ясных ему требований предписания и определения конкретного перечня организационных мероприятий для устранения нарушений.
Доказательств неисполнимости предписания административным истцом в материалы дела не представлено.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, нормами материального права, суд приходит к выводу об отказе администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемые административным истцом действия и документы соответствуют требованиям законодательства, содержат указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены, срок исполнения, также они вынесены и оспариваемые действия произведены уполномоченными законом лицами, в установленном законом порядке, и в связи с вышеизложенным являются законными и обоснованными. Суд исходит из того, что требования пожарной безопасности установлены в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области к начальнику ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Федотову К. Н., заместителю начальника ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Шутову М. В., старшему инспектору ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Сережкину И. П., ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области, УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области по Нижегородской области, ГУ МЧС России по Нижегородской области о признании незаконными действий заместителя начальника ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области – заместителя главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Шутова М. В. и старшего инспектора ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области - государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Сережкина И. П. по выдаче предписания (номер обезличен) от (дата обезличена) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, о признании незаконными и отмене распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки (номер обезличен) от (дата обезличена), вынесенного начальником отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Федотовым К.Н., акта проверки (номер обезличен) от (дата обезличена), предписания (номер обезличен) от (дата обезличена), вынесенных заместителем начальника отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Шутовым М.В. и старшим инспектором ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Сережкиным И.П. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.
Судья Е.Ю.Кравченко