Дело №2а-3202/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт.Ольга 16 октября 2017 года
Ольгинский районный суд Приморского края, в составе:
председательствующего судьи Сортова В.А.,
с участием представителя ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю Евтушенко Ю.П., представляющую интересы УФССП России по Приморскому краю по доверенности,
при секретаре судебного заседания Литвиненко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Департамента здравоохранения Приморского края к ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю об отмене постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю и обязывании судебного пристава-исполнителя ОСП по Ольгинскому району УФССП Росси по Приморскому краю надлежащим образом исполнить требования ФЗ «Об исполнительном производстве»,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент здравоохранения Приморского края в лице директора А.В. Кузьмина обратился в суд с административным иском об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 31.08.2017 г. о прекращении исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, в связи с тем, что судебным приставом-исполнителем были приняты не все меры по поиску должника.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.
Представитель административного ответчика - УФССП России по Приморскому краю уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю Евтушенко Ю.П. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что судебным приставом-исполнителем были предприняты все меры для установления имущества должника ФИО2 При невозможности взыскания присужденного ущерба принято решение об окончании исполнительного производства. О том, что должник ФИО2 в настоящее время работает, взыскатель не поставил их в известность. Считает, что если взыскатель вновь обратится к ним с заявлением, они предпримут дополнительные меры по установлению имущества должника.
Заинтересованное лицо – должник ФИО2, будучи извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Данное обстоятельство, по мнению суда не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст.46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания незаконными постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
На основании п.1 ч.1 ст.46 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю по заявлению взыскателя.
Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст.46 настоящего Федерального закона (п. 3 ч.1 ст.47 Федерального закона № 229-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании, действиями ФИО2 нанесён имущественный ущерб департаменту здравоохранения Приморского края в размере незаконно начисленной и выплаченной заработной платы в размере 269346,91 руб.
Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ, вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа № от 14.04.2015г., выданного Ольгинским районным судом, судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство о взыскании с должника ФИО2 в пользу взыскателя - Департамента здравоохранения Приморского края долга в размере 269346,91 руб.
Взыскание денежных средств с ФИО2 в пользу Департамента здравоохранения Приморского края произведено частично, в размере 239,42 руб.
Постановлением судебного пристава - исполнителя от 31.08.2017 года исполнительное производство № от 28.05.2015г. окончено в связи с невозможностью установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст.46 Закона.
Согласно п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона № 229-ФЗ, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю.
В случаях, предусмотренных указанной нормой права, судебный пристав - исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем (ч.2 ст.46 ФЗ № 229).
Частью 3 ст.46 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что при наличии указанных обстоятельств судебный пристав исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Согласно абзацу 2 п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав - исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества, и они оказались безрезультатными.
При этом бремя доказывания принятия таких мер и наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя (абзац 5 п.15).
Так, в силу положений статей 64, 68 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет перечень, характер и объем необходимых, подлежащих применению исполнительных действий, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Комплекс мер по установлению имущества должника, предусмотренный статьями 64, 65, 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем были соблюдены не в полной мере. Так согласно запросу в ОСП по Кавалеровскому району УФССП России по Приморскому краю от 10.08.2015г. требования судебного пристава-исполнителя выполнены не в полном объеме.
Как следует из акта совершения исполнительных действий от 26.08.2015 года, составленного судебным приставом-исполнителем ОСП по Кавалеровскому району, должник ФИО2 работает в ООО <данные изъяты> в должности врача и указано, что она дохода не имеет и постоянного места жительства не имеет. Однако судебным приставом-исполнителем не установлено временное место проживание должника, не установлен размер заработной платы должника, а также не предприняты меры к розыску должника.
Суд, считает, что отсутствие сведений о месте нахождения должника не свидетельствует об отсутствии оснований для окончания исполнительного производства на основании п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку эти данные не установлены.
В то же время согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 29.06.2016г. должник ФИО2 являлась генеральным директором ООО <данные изъяты> которое зарегистрировано в качестве страхователя в филиале № <адрес> ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из административного искового заявления в настоящее время ФИО2 работает в клинике <данные изъяты> расположенной в задании гостиницы <данные изъяты> <адрес>.
Доводы представителя административного ответчика о том, что взыскатель не информировал службу судебных приставов о месте работы должника, суд находит не состоятельным и не принимает во внимание.
В соответствии с ч.1 ст. 98 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: 1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; 2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; 3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
Доводы представителя административного ответчика о том, что взыскатель после окончания исполнительного производства вновь может обратиться в службу судебных приставов и предъявить исполнительные документы, суд находит не обоснованными, поскольку исходя из ч.5 ст.46 Федерального закона № 229-ФЗ в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с п.4 ч.1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в ч.1, 3, 7 ст.21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, тем самым в этой части будут нарушены права взыскателя.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю не предпринимались существенные и эффективные меры, предусмотренные действующим законодательством об исполнительном производстве, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что решение Ольгинского районного суда Приморского края от 27.01.2015г. до настоящего времени не исполнено, и доказательств принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Департамента здравоохранения Приморского края к ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю об отмене постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю и обязывании судебного пристава-исполнителя ОСП по Ольгинскому району УФССП Росси по Приморскому краю надлежащим образом исполнить требования ФЗ «Об исполнительном производстве», удовлетворить
Отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ольгинскому району УФССП Росси по Приморскому краю от 31.08.2017 года об окончании исполнительного производства № и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю надлежащим образом исполнить в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» требования исполнительного документа – исполнительного листа № от 30.04.2015 года.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в апелляционную коллегию по административным делам Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2017 года
Судья Сортов В.А.