Решение по делу № 2-827/2023 от 02.05.2023

Дело № 2-827/2023

03RS0032-01-2023-000757-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2023 года г. Бирск

Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Хисматуллиной Р.Ф.,

при секретаре Абрамовой Е.Л.,

с участием истца - помощника Бирского межрайонного прокурора РБ Мартыновой И.Е.,

представителя ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РБ - Титовой Л.А.,

ответчиков - Валеева З.А., Валеевой А.С., представителя ответчиков -Хамитова С А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бирского межрайонного прокурора РБ к Министерству земельных и имущественных отношений РБ, Валееву З.А., Валеевой А.С. о признании соглашения о перераспределении земельного участка недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Бирский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству земельных и имущественных отношений РБ, Валееву З.А., Валеевой А.С. о признании соглашения о перераспределении земельного участка недействительным. В обосновании иска указано, что Бирской межрайонной прокуратурой по обращению Волкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, в ходе которой, выявлен факт нарушений порядка перераспределения мест общего пользования.

Валеев З.А. и Валеева А.С. являются собственниками земельного участка, площадью 545 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

Собственники обеспечили выполнение кадастровых работ, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 650 кв.м., состоящий из принадлежащего собственниками земельного участка площадью 545 кв.м., а также земельного участка площадью 105 кв.м из состава земель общего пользования многоконтурного земельного участка, в пределах кадастрового квартала , государственная собственность на которые не разграничена.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого при перераспределении находящегося в частной собственности земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, утверждена приказом отдела по Бирскому району и г. Бирску Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан образован земельный участок с кадастровым номером , площадью 650 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается; существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (части 1, 2 статьи 11.2 Земельного кодекса).

Основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо было установить наличие одновременно трех условий:

1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.

Между тем, при перераспределении земельных участков и последующего предоставления их Валеевым не исследованы наличие предусмотренных в указанной норме обстоятельств, в силу которых возможно перераспределение, то есть, существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у земельного участка, принадлежащего Валеевым, для целей, исключения которых оно должно осуществляться за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Установление оснований для перераспределения, то есть наличие предусмотренных в подпункте 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, являлось необходимым для решения вопроса о возможности перераспределения спорных участков.

По мнению истца, в отсутствие обстоятельств, подтверждающих перераспределение в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать обоснованными и соответствующими нормам материального права.

Кроме того, схема расположения образуемого земельного участка разработана с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Испрашиваемые 105 кв. м земель, расположенных вдоль дороги общего пользования, могут быть использованы в целях прокладки транзитных путей инженерных коммуникаций, расширения дорожного полотна и т.п., утверждение представленной схемы расположения образуемого земельного участка приведет к нерациональному использованию испрашиваемой земли.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Недостатки, которые препятствуют рациональному использованию и охране земель и которые могут быть законным основанием, препятствующим образованию нового земельного участка и утверждению его схемы расположения в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, не должны нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами об образовании земельных участков, и быть реальными, то есть подтвержденными соответствующими документами, указанными в пункте 2 статьи 11.10 ЗК РФ.

Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка, осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение, которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерат, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Из положений статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации усматривается, что правила землепользования и застройки включают себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Земельный участок, принадлежащий Валеевым на праве собственности, испрашиваемый им путем перераспределения земельный участок имеют разные виды разрешенного использования.

Согласно пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно п. 7.1.2 ГОСТ Р 58818-2020 Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет размеры элементов типового поперечного профиля автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения для дорог V категории полосы движения - ширина полосы движения должна составлять не менее 4,5м. и ширину земляного полотна 6,5 м., а для дорог IV категории ширина полосы движения должна составлять 3,0 м. при числе полос 2 и ширине земляного полотна 10,0 м.

Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - Ш категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.

Согласно п. 5.4 ГОСТ 33150-2014 ширина одной полосы пешеходной дорожки с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1 м. В ширину пешеходных дорожек не следует включать площадки для размещения киосков, скамеек, опор освещения и т.п.

Из изложенных норм права следует, что в случае расположения исходного и испрашиваемого земельного участка в разных видах разрешенного использования уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков.

Как утверждает истец, в этой связи заключение данного соглашения путем перераспределения мест общего пользования неправомерно.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в соответствии со ст. 45 ГПК РФ подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неправомерными действиями органа государственной власти субъекта Российской Федерации и привлечь их в процесс в качестве истцов, не представляется возможным, нельзя точно определить количество лиц, которые могут пострадать в результате нарушений при перераспределении земельных участков за счет мест общего пользования.

Истец просил суд признать соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности недействительным, признать приказ отдела по Бирскому району и г. Бирску Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого при перераспределении находящегося в частной собственности земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на который не разграничена» недействительным.

В судебном заседании помощник Бирского межрайонного прокурора Мартынова И.Е. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

В судебном заседании ответчики Валеев З.А., Валеева А.С., их представитель Хамитов С.А. просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку приобрели жилой дом и земельный участок более 15 лет назад по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, с тех пор границы, установленные прежним собственником земельного участка не менялись, с Волковым А.В. произошел конфликт, после которого была проведена проверка границ земельного участка и выяснилось, что площадь земельного участка была определена некорректно, не соответствует фактическим границам, обратились в Министерство земельных и имущественных отношений РБ и за плату по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ приобрели 105 кв.м. земельного участка, которым пользовались с 2006 года, то есть более 15 лет.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Титова Л.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку довод истца о том, что перераспределение земельного участка с кадастровым номером , находящемся в собственности Валеева З.А. и Валеевой А.С. с земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, осуществлялось согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.8 Земельного кодекса. Пояснила суду, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом, исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Кроме того, в соответствии с и. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вид разрешенного использования земельного участка относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости. Следовательно, перераспределение земельных участков с разными видами разрешенного использования, находящихся в одной территориальной зоне не запрещено действующим законодательством РФ. Также согласно сведений ортофотопланов территории Бирского района и г. Бирска от 2007 г., представленных Управлением Росреестра по Республике Башкортостан, фактические границы земельного участка Валеевых, расположенного по адресу: <адрес> установленные съемкой в 2007 г. совпадают с границами участка после перераспределения на основании спорного соглашения. Таким образом, при перераспределении исходного земельного участка с кадастровым номером границы образуемого земельного участка были приведены в соответствие с фактическими границами земельного участка, сложившимися на местности 15 и более лет.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Архитектура» Борщева Л.Е. суду пояснила, что при перераспределении исходного земельного участка с кадастровым номером границы образуемого земельного участка были приведены в соответствие с фактическими границами земельного участка, сложившимися на местности 15 и более лет, что подтверждается выкопировкой из схемы расположения земельных участков на ортофотоплане, установленные съемкой в 2007 г.

В судебном заседании представитель третьего лица МКУ «Управление благоустройства» ГП г. Бирск МР Бирский район Ризванова А.Н. суду пояснила, что МКУ «Управление благоустройства» ГП г. Бирск МР Бирский район был осуществлен выезд для обследования спорной дороги, дорога содержится в соответствии с установленными нормативами, в частности, , специализированная техника в зимний период имеет возможность произвести работы по очистке территории, дорога соответствует ГОСТ.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации ГП г. Бирск МР Бирский район явку не обеспечил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Третье лицо Волков А.В. в судебном заседании суду пояснил, что дорога после заключения соглашения о перераспределении земельного участка стала узкой и невозможно проехать ни специализированной технике для очистки дорог в зимний период, ни движущимся транспортным средствам.

Опрошенный в ходе судебного заседания государственный инспектор дорожного надзора ГИБДД Галиханов Р.Ф. пояснил суду, что сотрудниками ОГИБДД был осуществлен осмотр улично-дорожной сети по адресу: <адрес>, в ходе осмотра были произведены замеры и фотоиилюстрация данного участка, проезжая часть, в том числе по ширине, соответствует нормативам и ГОСТам.

Опрошенные в ходе судебного заседания свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12, Свидетель №2, ФИО13 суду пояснили, что являются соседями ответчиков ФИО18, дорога по переулку Курбатова находится в хорошем состоянии, позволяет двигаться транспортным средствам как в прямом так и в попутном направлении, в зимний период специализированная техника проезжает, дорога содержится в надлежащем состоянии, в том числе и в зимний период, Валеевы не изменяли границы земельного участка с даты покупки у прежнего собственника, границы земельного участка прежнего собственника были аналогичными.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующему выводу.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в пунктах 9 и 14 которой перечислены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 упомянутого Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из положений пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные поименованным Кодексом, другими федеральными законами.

Также, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Кодекса (подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает следующие требования к образуемым и измененным земельным участкам: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о, градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).

Судом установлено, что Валеев З.А. и Валеева А.С. являются собственниками земельного участка, площадью 545 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

Ответчики, как собственники земельного участка, обеспечили выполнение кадастровых работ, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, пер Курбатова, <адрес>, площадью 650 кв.м., состоящий из принадлежащего собственниками земельного участка площадью 545 кв.м., а также земельного участка площадью 105 кв.м из состава земель общего пользования многоконтурного земельного участка, в пределах кадастрового квартала , государственная собственность на которые не разграничена.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого при перераспределении находящегося в частной собственности земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, утверждена приказом отдела по Бирскому району и г. Бирску Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан образован земельный участок с кадастровым номером , площадью 650 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Заключая с Валеевым З.А. и Валеевой А.С. соглашение о перераспределении земельных участков, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, ссылаясь на положения статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, указало, что перераспределение земельного участка с разными видами разрешенного использования, но находящимися в одной территориальной зоне не запрещено действующим законодательством РФ.

По мнению истца, ответчикам предоставлен земельный участок вдоль дороги, которая является территорией общего пользования. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к территории общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Однако если такая документация еще не подготовлена и не утверждена в порядке, установленном указанным кодексом, при определении статуса земельного участка как участка, отнесенного к землям общего пользования, следует руководствоваться определением таких земель, приведенным в статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительной документацией, на основании которой спорная территория была застроена, целями отвода конкретного участка и учитывать его фактическое использование.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 июня 2017 года N 1266-О указал, что подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.

Проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 56 ГПК РФ, суд исходит из недоказанности расположения образуемого земельного участка в границах территорий общего пользования, поскольку проект планировки территорий, включающий рассматриваемый земельный участок, не утверждался, красные линии в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации не установлены; доказательства возможности формирования самостоятельного земельного участка истцом не представлены, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого приказа от 22.07.2022 № М0405-48-П-20566 и соглашения от 02.09.2022, незаконными.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статьей 56 ГПК РФ закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу общего правила о распределении бремени доказывания на истце лежала обязанность доказать, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушаются права неопределенного круга лиц.

Сам по себе факт заключения соглашения о перераспределении земельного участка при отсутствии доказательств реального нарушения прав не доказывает нарушение прав неопределенного круга лиц, более того свидетели показали, что границы земельного участка ответчиков не препятствуют использованию дороги, ширина дороги соответствует действующим ГОСТам.

Способ защиты права должен действительно привести к восстановлению нарушенного права и реальной защите законного интереса, при этом он должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения. Ответчики пользуются существующими границами земельного участка более 15 лет, на участке построен гараж.

Из содержания разъяснений, приведенных в пунктах 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что негаторный иск подлежит удовлетворению при существовании реального нарушения прав и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика, несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве само по себе не является основанием для удовлетворения заявленного иска о сносе строения.

Кроме того, истцом в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств факта нарушения прав неопределенного круга лиц.

Судом отмечено, что истцом не приведены надлежащие доказательства, свидетельствующие о существенном нарушении градостроительных и земельных норм и правил при заключении соглашения о перераспределении земельного участка, нарушении прав граждан существующими границами земельного участка и наличии угрозы для жизни и здоровья граждан; доказательств, с достоверностью подтверждающих факт выявленных нарушений, а также соответствие характера допущенных ответчиками нарушений восстановлению нарушенного права или защите законного интереса истца, не представлено, то есть совокупность юридически значимых обстоятельств по делу истцом не доказана.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бирского межрайонного прокурора РБ к Министерству земельных и имущественных отношений РБ, Валееву З.А., Валеевой А.С. о признании соглашения о перераспределении земельного участка недействительным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: подпись Р.Ф. Хисматуллина

Справка: Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья: подпись Р.Ф. Хисматуллина

Копия верна. Судья: Р.Ф. Хисматуллина

Подлинник решения находится в деле

Бирского межрайонного суда РБ

2-827/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бирская межрайонная прокуратура
Ответчики
Валеева Альбина Сагитовна
Министерство земельных и имущественных отношений Республики башкортостан
Валеев Закий Агзамович
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан
Общество с ограниченной ответственностью «Архитектура»
Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
МКУ "Управление благоустройства" ГП г.Бирск МР Бирский район РБ
Волков Анатолий Викторович
Суд
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Хисматуллина Р.Ф.
Дело на сайте суда
birsky.bkr.sudrf.ru
02.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.05.2023Предварительное судебное заседание
22.05.2023Предварительное судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Судебное заседание
29.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее