Судья Страмилова Н.В. Дело №7-21-579/2023
(1-я инстанция № 12-12/2023)
УИД 75RS0001-02-2022-009860-65
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Чита 29 мая 2023 г.
Судья Забайкальского краевого суда Шишкарева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио заместителя руководителя УФССП России по Забайкальскому краю РДА на решение судьи Акшинского районного суда Забайкальского края от 13.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении РСН,
у с т а н о в и л:
постановлением врио заместителя руководителя УФССП России по Забайкальскому краю - заместителя главного судебного пристава Забайкальского края РДА от 22.11.2022 РСН признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.57 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Акшинского районного суда Забайкальского края от 13.04.2023 данное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, должностное лицо, вынесшее постановление - РДА, ставит вопрос об отмене решения судьи как незаконного.
В судебное заседание потерпевшая БЕВ не явилась при надлежащем извещении. В соответствии с п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие потерпевшей.
В судебном заседании представитель административного органа БСМ доводы жалобы поддержала.
РСН и его защитник НАК против удовлетворения жалобы возражали.
Изучив жалобу, заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п.3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п.4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из анализа указанных норм следует, что исправление недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него исправлений, изменений и дополнений, а также устранение неполноты представленных материалов осуществляется в случае возвращения протокола органу или должностному лицу, его составившим.
При этом, исходя из приведенных положений КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5 от 24.03.2005), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч.2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, 17.06.2022 начальником отдела УФССП России по Забайкальскому краю в отношении РСН составлен протокол № 18/22/75000-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.57 КоАП РФ.
30.06.2022 дело было рассмотрено руководителем УФССП России по Забайкальскому краю по существу, постановлением от 30.06.2022 РСН признан виновным в совершении данного административного правонарушения и подвергнут административному штрафу в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г.Читы от 31.08.2022, принятым по жалобе РСН, указанное постановление отменено на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, дело возвращено на новое рассмотрение в УФССП России по Забайкальскому краю.
Основанием для признания данного постановления незаконным послужило установленное судьей районного суда нарушение порядка привлечения РСН к административной ответственности, а также отсутствие в протоколе об административном правонарушении и постановлении места совершения правонарушения, неполнота представленных материалов (отсутствие объяснений БЕВ).
По поступлении дела в административный орган определением руководителя УФССП России по Забайкальскому краю от 12.09.2022 протокол об административном правонарушении с представленными к нему материалами возвращен должностному лицу для устранения обозначенных в решении судьи от 31.08.2022 недостатков.
29.09.2022 начальником отдела УФССП России по Забайкальскому краю в отношении РСН составлен новый протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.57 КоАП РФ.
22.11.2022 дело было рассмотрено врио заместителя руководителя УФССП России по Забайкальскому краю по существу, постановлением от 22.11.2022 РСН признан виновным в совершении данного административного правонарушения и подвергнут административному штрафу в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление обжаловано РСН в Центральный районный суд г.Читы, определением судьи которого от 21.12.2022 дело передано в Акшинский районный суд Забайкальского края для рассмотрения по подведомственности - по месту совершения правонарушения.
Судьей Акшинского районного суда Забайкальского края от 17.01.2023 принято решение об отмене постановления должностного лица от 22.11.2022 и возвращении дела на новое рассмотрение в УФССП России по Забайкальскому краю.
Данное решение отменено с возвращением дело на новое рассмотрение в Акшинский районный суд Забайкальского края решением судьи Забайкальского краевого суда от 20.02.2023.
При новом рассмотрении судья районного суда, отменяя постановление должностного лица от 22.11.2022 и прекращая производство по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ (недоказанность обстоятельств), исходил из того, что с нарушением процессуальных требований КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении и рассмотрено дело об административном правонарушении.
Оснований для отмены или изменения решения судьи не установлено.
В силу вышеприведенных правовых норм и правовой позиции, выраженной в п.4 Постановления N5 от 24.03.2005, устранение недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него дополнений, изменений возможно только при его возвращении в орган или должностному лицу, его составившему, на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала его разрешения по существу.
Вопреки доводам жалобы по смыслу положений ст.ст. 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.
Данное дело было принято должностным лицом к производству, рассмотрено 30.06.2022 по существу и прошло стадию обжалования, что после отмены постановления от 30.06.2022 исключало возможность возвращения протокола об административном правонарушении и устранения его недостатков путем составления нового протокола.
Согласно ч. 1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст. 28.5 КоАП РФ).
В силу п.1 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
По смыслу приведенных выше правовых норм в ходе производства по делу об административном правонарушении по одному факту совершения правонарушения составляется только один протокол об административном правонарушении.
В данном случае 17.06.2022 начальником отдела УФССП России по Забайкальскому краю по результатам проверки поступившего сообщения, содержащего данные о наличии события правонарушения, составлен протокол об административном правонарушении.
Как указано выше, правовых оснований для возвращения данного протокола определением от 12.09.2022 для устранения его недостатков после отмены постановления о назначении административного наказания от 30.06.2022 и возвращения дела на новое рассмотрение у должностного лица административного органа не имелось.
Составление начальником отдела УФССП России по Забайкальскому краю 29.09.2022 в отношении РСН нового протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.4 ст.14.57 КоАП РФ, по одному и тому же факту незаконного осуществления лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, которые в соответствии с Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" могут осуществляться только включенным в указанный реестр юридическим лицом, - противоречит нормам КоАП РФ и является необоснованным.
Положения ст.1.6 КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Привлекая РСН, отрицавшего свою вину, к административной ответственности по ч.4 ст. 14.57 КоАП РФ, должностное лицо административного органа сослалось на протокол об административном правонарушении как на доказательство его вины в совершении правонарушения.
Вместе с тем, приведенные выше нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении, носят существенный характер, в связи с чем в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ данный протокол не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку оно получено с нарушением закона.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о том, что вопреки доводам жалобы постановление должностного лица административного органа от 22.11.2022 отменено судьей, а производство по делу в отношении РСН прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, правомерно.
Довод жалобы о том, что производство по делу подлежало прекращению по иному основанию - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, является несостоятельным.
Так, события, явившиеся основанием для привлечения РСН к административной ответственности по ч.4 ст.14.57 КоАП РФ постановлением должностного лица от 22.11.2022, имели место 30.03.2022.
Следовательно, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел на момент вынесения названного постановления не истек, постановление от 22.11.2022 вынесено в его пределах.
Истечение названного срока к моменту рассмотрения судьей жалобы на постановление должностного лица от 22.11.2022 в данном случае не давало оснований для прекращения производства по делу по п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Таким образом, изложенные в жалобе должностного лица доводы не основаны на законе.
Предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется, в жалобе следует отказать.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Акшинского районного суда Забайкальского края от 13.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.57 КоАП РФ, в отношении РСН оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья С.А. Шишкарева