Дело № 12-30/2021
РЕШЕНИЕ
18 июля 2021года с. Терекли-Мектеб
Судья Ногайского районного суда Республики Дагестан Расурулаев Р.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан Сатырова А.К. от 14 июня 2021 года №5488,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ и в отношении него назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
ФИО1 обратился с жалобой на вышеуказанное постановление в порядке ч.3 ст. 30.2 КоАП РФ, в котором просит его отменить, производство по делу прекратить по п.1ч.1ст.24.5 вследствие отсутствия события административного правонарушения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1 не явился, причину невозможности участия отразил в представленном письменном ходатайстве. Суд считает возможным применить положения части 2 ст. 25.1 КоАП РФ и рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с его доводами и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы жалобы заявителя, выслушав свидетеля, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО3 составлен протокол <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 8.2 КоАП РФ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 11.25 часов ФИО1 нарушил санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами при сборе, накоплении, утилизации отходов, а именно выбросил со своей автомашины бытовой мусор возле дороги по <адрес> РД, тем самым нарушил требования ст.51 ФЗ № «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.
06.05.2021г. административный материал в отношении ФИО1 направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан для рассмотрения и принятия решения по подведомственности.
По результатам рассмотрения протокола <адрес> об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО4 постановлено признать ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения, исходя из положений части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, предполагает также соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как усматривается из доводов жалобы заявителя, ФИО1, вмененного ему правонарушения он не совершал, протокол об административном правонарушении с его участием не составлялся, соответственно, ни в одной из граф протокола он не подписывался и объяснений никаких не давал. И его копия ему не вручалась. Впервые ознакомился с протоколом после истребования его судом вследствие поданной им жалобы.
В указанной части, допрошенный в качестве свидетеля, в соответствии постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО3 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им в действиях гр. ФИО1 были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ. Указанное в установленном порядке было донесено до сведения начальника ОМВД России по <адрес> посредством рапорта. В последующем им составлен протокол об административном правонарушении. При составлении протокола привлекаемое лицо, ФИО1 не участвовал, соответственно, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и 51 Конституции РФ ему не разъяснялись, копия протокола не вручалась. Кто учинил подписи от имени привлекаемого лица в протоколе, он не помнит, так как прошло много времени. Документа, подтверждающего сведения о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола у него не имеется.
Доказательствами по делу об административном правонарушении, в силу статьи 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств относится протокол об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием привлекаемого лица с обеспечением соблюдения его прав на ознакомление с ним, представление объяснений и замечаний по его содержанию, разъяснение ему его прав и обязанностей, вручения его копии.
Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, как к процессуальному документу, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности (ст.25.1 КоАП РФ).
Следовательно, протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности. В рамках административной процедуры его составление признается одним из процессуальных действий, завершающих формирование доказательственной базы, а сам протокол, как доказательство по делу об административном правонарушении, исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности. Правильное его составление протокола об административном правонарушении обеспечивает гарантированное ст. 25.1 КоАП РФ право на защиту.
Как установлено судом протокол <адрес> от 27.04.2021г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 8.2 КоАП РФ составлен УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО3 с нарушением норм КоАП РФ, в частности ст. 28.2 названного Кодекса. А именно при его составлении, как указано в доводах жалобы и нашло свое подтверждение в показаниях допрошенного сотрудника полиции ФИО3, привлекаемое лицо, ФИО1 не участвовал, с его содержимым не ознакамливался, объяснений и замечаний по его содержанию не представлял, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и 51 Конституции РФ ему не разъяснялись, копия протокола не вручалась.
Исходя из положений ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП протокол об административном правонарушении составляется в отсутствии привлекаемого лица только в случае его надлежащего извещения в установленном порядке. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления.
Исследованные судом материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В указанной части допрошенный в качестве свидетеля, должностное лицо, составившее протокол <адрес> от 27.04.2021г., ФИО3 пояснил, что ФИО1 о дате составления протокола не уведомлял и документа о его надлежащем извещении у него не имеется.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении данных, прямо перечисленных в ст. 28.2 КоАП РФ, равно как подписание протокола об административном правонарушении в одностороннем порядке должностным лицом, его составившим, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не было заблаговременно должным образом уведомлено о времени и месте его составления (в нарушение ч. 3 и ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ) признается существенным недостатком протокола об административном правонарушении (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" содержит разъяснения по данному вопросу).
Несоблюдение требований по оформлению протокола об административном правонарушении, либо процедуры его составления, служит основанием для признания такого протокола недопустимым доказательством по делу.
Согласно с частью 2 статьи 50 Конституции РФ, части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
К протоколу об административном правонарушении <адрес> от 27.04.2021г. должностным лицом ФИО3 приобщены фото и рапорт.
На исследованном судом черно-белом фото на бумажном носителе, распечатанном на принтере, зафиксирован разбросанный мусор. При этом фото не содержит данных о месте и времени, когда, где, при каких обстоятельствах производилась фотосъемка. Фото, приложенное в качестве документального доказательства, должно отвечать требованиям, предъявляемым к иным доказательствам, одно из которых его относимость, а именно отношение к рассматриваемому делу, содержать информацию о дате и времени его получения. В данном случае приобщенное сотрудником полиции ФИО3 фото доказательственную силу в целях установления обстоятельств правонарушения не имеет.
Оценивая исследованное, судья не усматривает связи между разбросанным мусором, изображенным на снимке, и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а именно ФИО1
Из исследованного рапорта УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО3 от 27.04.2021г. на имя начальника ОМВД России по <адрес> следует, что по базе данных информационного центра МВД по <адрес> ФИО1 к административной и уголовной ответственности не привлекался, в розыске не значится, неоплаченных административных штрафов не имеет.
Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности.
Диспозиция статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Исходя из диспозиции указанной статьи объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Оценивая исследованные доказательства, суд не находит в них достаточных данных, свидетельствующих о наличии административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Кроме того, судом отмечается факт допущения государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО4 грубых нарушений порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Круг лиц, подлежащих извещению о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, определяется исходя из положений главы 25 КоАП, согласно которой, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего и их законных представителей, а также защитников и представителей.
В соответствии с Федеральным законом N 404-ФЗ, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГг., глава 25 КоАП РФ была дополнена ст.25.15, в которой установлен порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч.2-4 статьи 25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные гражданам, направляются по месту жительства извещаемого лица или иному указанному им адресу заказным письмом с уведомлением о вручении. Заказное письмо вручается адресату лично под расписку. Получение такого письма адресатом подтверждается уведомлением о вручении, в котором указывается, кто, когда и в какое время это письмо получил.
Принимая решение о рассмотрении дела об административном правонарушении, ФИО4 указывает на то, что ФИО1 не явился в судебное заседание, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, а именно определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 02.06.2021г. Вместе с тем материалы дела не содержат документа, подтверждающего факт надлежащего извещения ФИО1 Учитывая обстоятельства дела, инспектором ФИО4 не были выполнены требования ч.2 ст. 29.7 КоАП РФ, что в свою очередь повлекло нарушение прав ФИО1 на защиту и личное участие при рассмотрении дела.
Рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, а также его защитника (защитников), не извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения, является безусловным основанием для отмены вынесенного постановления, так как лишает данное лицо возможности непосредственно реализовать предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ процессуальные права, в том числе, право на защиту, а также право представлять доказательства и давать объяснения по существу дела. В итоге, нарушается право на справедливое судебное разбирательство, гарантированное ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" содержит разъяснения по данному вопросу).
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначении в отношении него административного наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей -отменить.
Производство по делу прекратить по п.1ч.1ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано или опротестовано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке и сроки, предусмотренные главой 30 КоАП РФ.
Судья ФИО2