№2-640/2024
УИД 26RS0002-01-2024-000171-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 04 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Савина А.Н.,
судей Медведевой Д.С., Евтуховой Т.С.,
при секретаре Хашировой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шангарь Ф.И.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 22 февраля 2024 года
по иску Шангарь Ф.И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, с участием третьих лиц ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Правительство Ставропольского края, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, ППК «Фонд развития Территорий», Минстрой России, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и в предоставлении государственного жилищного сертификата, о признании права на предоставление единовременной выплаты и на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить единовременную выплату и государственный жилищный сертификат,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
установила:
Шангарь Ф.И. обратилась в суд с иском, в последствии с уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, с участием третьих лиц ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Правительство Ставропольского края, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, ППК «Фонд развития Территорий», Минстрой России, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и в предоставлении государственного жилищного сертификата, о признании права на предоставление единовременной выплаты и на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить единовременную выплату и государственный жилищный сертификат.
В обоснование иска указано, что Шангарь Ф.И. гражданка РФ, до начала Специальной Военной Операции, (далее по тексту - СВО), проживала по адресу: Херсонская область, Бериславский район, пгт. Великая Александровка, ……. С истцом проживали члены ее семьи: Шангарь М.Ю., Шангарь З.Ю. В связи с проведением СВО Шангарь Ф.И. вынужденно покинула место постоянного проживания и прибыла на территорию Ставропольского края РФ на постоянное место жительства. 30.08.2023 в целях получения единовременной выплаты и предоставления государственного жилищного сертификата Шангарь Ф.И. подано заявление в Многофункциональный центр г.Пятигорска Ставропольского края. Решением от 07.11.2023, исх. № 16329/11; от 07.11.2023 исх. № 16341/11 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края уведомило Шангарь Ф.И. об отказе в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата. Основание в отказе - прибытие на территорию Российской Федерации через Грузию, через контроль-пропускной пункт «Верхний Ларс». С отказом Министерства ЖКХ Ставропольского края в выдаче ЕДВ и ГЖС Шангарь Ф.И., не согласна. Согласно протокола заседания Рабочей группы по реализации специального инфраструктурного проекта от 09.11.2022 № 35 пгт. Великая Александровка Великоалександровского района включен в расширенный список правобережной части населенных пунктов Херсонской области в целях реализации мер поддержки граждан, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876. Истец указывает, что ввиду проведения боевых действий, массированных обстрелов со стороны ВСУ, опасаясь за свою жизнь, истец вынуждена была покинуть место постоянного проживания. Прибыть напрямую на территорию Российской Федерации в Крым можно было только путем пересечения реки Днепр с правого берега на левый берег по Антоновскому мосту или по Новокаховскому шоссе через плотину Каховской ГЭС, которые подвергались постоянным обстрелам ВСУ, а позднее были разрушены. Чтобы не подвергать себя смертельной опасности Чернявской Н.М. пришлось совершить путь с Украины до границы Российской Федерации транзитом через Грузию, через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» и прибыть на территорию Российской Федерации, а это был и есть единственный путь с правобережья Херсонской области до границы Российской Федерации. Несмотря на сложное материальное положение, а также учитывая тяжелую жизненную ситуацию по месту фактического проживания Шангарь Ф.И., ее действия подтверждают, что Шангарь Ф.И. целенаправленно ехала на территорию Российской Федерацию. Истец указывает, что на сегодняшний день осталась без жилья, собранные денежные средства были потрачены на переезд с Украины на территорию Российской Федерации. После прибытия на территорию Ставропольского края РФ на постоянное место жительства истец приняла Российское гражданство и получила паспорт РФ, члены семьи также получили гражданство РФ. В паспорте Шангарь Ф.И. имеется регистрация по адресу: Херсонская область, Бериславский район, пгт.Великая Александровка, ……. Истец считает, что отказ Министерства ЖКХ Ставропольского края Шангарь Ф.И. в выдаче ЕДВ и предоставлении ГЖС с формулировкой - Вы прибыли на территорию Российской Федерации через Грузию, через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс», противоречит п. 5, 9, 12, 9.1, 14.1 Положения о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства ЕДВ на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых ГЖС, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п, (в редакции Постановлений Правительства Ставропольского края от 13.12.2022 № 774-п, от 03.04.2023 № 174-п, от 18.10.2023 №619-п). Также истец считает, что соответствует критериям права на предоставление ЕДВ на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании ГЖС, а решение Министерства ЖКХ Ставропольского края об отказе Шангарь Ф.И. от 07.11.2023, исх. № 16329/11; от 07.11.2023 исх. № 16341/11 в выдаче ЕДВ и предоставлении ГЖС является не обоснованным и не состоятельным и основано на неправильном истолковании норм действующего законодательства. Отказ Министерства ЖКХ Ставропольского Шангарь Ф.И. в выдаче ЕДВ и предоставлении ГЖС причинил ей моральный вред и нравственные страдания. Сумму компенсации причиненного морального вреда истец оценивает в 50000 рублей. На основании изложенного, просит суд: признать действия Министерства ЖКХ Ставропольского края об отказе Шангарь Ф.И. в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата, не законными; признать право Шангарь Ф.И. на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов; возложить на Министерство ЖКХ Ставропольского края обязанность предоставить Шангарь Ф.И. единовременную выплату и государственный жилищный сертификат; взыскать с ответчика в пользу Шангарь Ф.И. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 22 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований Шангарь Ф.И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края: о признании незаконными решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, включенное в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.11.2023 № 1840, в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.11.2023 №1842; признании права на получение единовременной выплаты и на получение государственного жилищного сертификата; возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности предоставить единовременную выплату и государственный жилищный сертификат; взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, - отказано.
В апелляционной жалобе истец Шангарь Ф.И. просит отменить решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 22 февраля 2024 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. Повторяя доводы, изложенные в иске, настаивает на их удовлетворении.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице представителя Поповой Г.В. просит обжалуемое определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещались Ставропольским краевым судом о дне судебного заседания надлежащим образом и своевременно.
Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда в сети Интернет (http://kraevoy.stv.sudrf.ru).
До судебного заседания от истца и его полномочного представителя Тимошенко А.М. поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Кроме того, поступило заявление от Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же то, что информация о дне судебного заседания в соответствии с ч.7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее ГПК РФ) размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении настоящего гражданского дела при установленной явке.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы рассматриваемого дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов рассматриваемого дела следует, 30.08.2023, через Многофункциональный центр, Шангарь Ф.И. обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата и единовременной выплаты на обзаведение имуществом в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Положением №1 и Положением №2 о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, единовременной выплаты на обзаведение имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 №616-п (дата регистрации заявлений 25.10.2023), в удовлетворении которого Шангарь Ф.И. отказано на основании п.1.19 Приказа министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.11.2023 № 1840 в связи с тем, что прилагаемые к заявлению документы не соответствуют требованиям п.п. «1» п.5 Положения №1, поскольку Шангарь Ф.И., прибыла на территорию Российской Федерации не в экстренном порядке, оставшись проживать на территории Российской Федерации, как того требует Положения, а через территорию третьих стран, покинув территорию Российской Федерации после прибытия на нее.
Не согласившись с приведенным отказом Шангарь Ф.И. 11 января 2024 года обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на предоставление единовременной выплаты и на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить единовременную выплату и государственный жилищный сертификат.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции установил следующие обстоятельства, которые подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно отметки в украинском паспорте Шангарь Ф.И. с 07.05.2005 зарегистрирована по месту жительства в Херсонской области Бериславский район, пгт.Великая Александровка, …... Данное обстоятельство также подтверждается отметкой в паспорте гражданина РФ.
Указанный город включен в Перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2022 № 1876 (размещен на сайте Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по адресу https://mgsn.rk.gov.ru/structure/2e23fd68-7e58-4cc2-b03c-86c7b62e05fa).
Из содержания заграничного паспорта гражданина Украины Шангарь Ф.И. следует, что с территории Украины 19.06.2022 въехала через пограничный пункт пропуска Корчова на территорию Польши.
Далее, согласно заграничного паспорта и миграционным картам Шангарь Ф.И., и несовершеннолетние Шангарь М.Ю., Шангарь З.Ю., 08.08.2023 через пограничный пункт пропуска на границе России и Грузии Верхний Ларс въехали на территорию Российской Федерации.
Далее, Шангарь Ф.И., 22.09.2023 через пограничный пункт пропуска Лудонка на границе России и Латвии, покинула территорию Российской Федерации.
23.09.2023 через контрольно-пропускной пункт Виентули выехала из Латвии.
Затем, 13.10.2023, Шангарь Ф.И. выехала из г. Гамбурга Германии и 14.10.2023 через пограничный пункт пропуска на границе России и Грузии Верхний Ларс въехала на территорию Российской Федерации.
С момента прибытия в Российскую Федерацию истец не предпринимала никаких действий свидетельствующих о том, что намерена проживать в Российской Федерации постоянно.
Кроме того, истец в судебном заседании пояснила, что с момента прибытия на территорию Российской Федерации её дети в России нигде не учатся (не посещают дошкольные и общеобразовательные учреждения).
В настоящее время истец проживает в ст.Ессентукской, Ставропольского края.
После состоявшегося судебного заседания 13.02.2024, истец обратилась за регистрацией по месту пребывания, о чем получила свидетельства о регистрации по месту пребывания на себя и своих детей от 14.02.2024, в медицинские учреждения, где были оформлены медицинские карты от 14.02.2024 на истца и на её детей.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия истца, а именно проживание более года на территориях стран Евросоюза после того, как истец въехала на территорию Российской Федерации, противоречат положениям о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п и не свидетельствуют о том, что истец прибыла в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства.
В обжалуемом судебном решение приведено толкование норм материального права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 686 о признании государственного суверенитета и независимости Херсонской области, Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 8-ФКЗ, на основании которого Херсонская область принята в Российскую Федерацию и образована в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876, которым утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, приведенные нормы права судом применены верно.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, руководствуясь ст. ст. 150, 151, 1069, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции так же не нашел оснований для их удовлетворения, поскольку не представлено доказательств нарушения личных неимущественных прав, нематериальных благ истца действиями ответчика.
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о иной позиции апеллянта на то как должен быть разрешен спор, однако не свидетельствуют о допущенных судом первой инстанции нарушениях, влекущих отмену постановленного им решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 22 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 04.06.2024.