Судья Сибгатуллина Д.И. | Дело № 33-11300/2019 |
Учет 209г |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июля 2019 года | город Казань |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Гаянова А.Р., Новосельцева С.В.,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Волкова Д.А. на решение Кировского районного суда Республики Татарстан от 30 апреля 2019 года, которым в удовлетворении иска Волкова Д.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан» о компенсации морального вреда отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца Волкова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан» Максутова Д.Н., представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан Шамсутдинова Д.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Волков Д.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (далее – ФКУ СИЗО-2 УФСИН Российской Федерации по Республике Татарстан) о компенсации морального вреда.
В обоснование указал, что приговором Приволжского районного суда города Казани от 11 августа 2017 года он осужден по пункту «з» части 2 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 6 октября 2017 года указанный приговор изменен, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 года 9 месяцев в исправительной колонии общего режима. Он содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ по РТ.
23 июля 2018 года он обратился в Кировский районный суд города Казани с заявлением о пересчете срока наказания в связи с внесением изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Кировского районного суда города Казани от 30 июля 2018 года в принятии его заявления было отказано.
7 сентября 2018 года истец был освобожден по отбытии срока.
20 декабря 2018 года постановлением Приволжского районного суда города Казани зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима по приговору приволжского районного суда города Казани от 11 августа 2017 года время содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ по РТ с 9 декабря 2016 года по 6 октября 2017 года.
Истец считает, что провел под стражей излишне 150,5 дней, чем ему причинен моральный вред и просит взыскать в счет компенсации морального вреда 300 000 рублей.
Истец Волков Д.А., его представитель в судебном заседании иск поддержали.
Представители ответчиков иск не признали.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что поскольку время содержания под стражей было ему зачтено, но на отбывание им наказания никак не повлияло, то он имеет право на возмещение морального вреда альтернативным способом, таким как возмещение вреда в денежном эквиваленте.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу части 2 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Как предусмотрено статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из материалов дела видно и по делу установлено, что приговором Приволжского районного суда города Казани от 11 августа 2017 года Волков Д.А. осужден по пункту «з» части 2 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 6 октября 2017 года указанный приговор изменен, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 года 9 месяцев в исправительной колонии общего режима. Истец отбывал наказание в ФКУ СИЗО-2 УФСИН Российской Федерации по Республике Татарстан.
23 июля 2018 года он обратился в Кировский районный суд города Казани с заявлением о пересчете срока наказания в связи с внесением изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации, улучшивших положение истца в части исчисления срока отбытия наказания и имеющих в силу этого в соответствии со ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации обратную силу.
Постановлением Кировского районного суда города Казани от 30 июля 2018 года в принятии его заявления было отказано с указанием на то, что с таким заявлением следует обратиться к администрации исправительного учреждения.
7 сентября 2018 года Волков Д.А. был освобожден по отбытии срока.
20 декабря 2018 года постановлением Приволжского районного суда города Казани зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима по приговору Приволжского районного суда города Казани от 11 августа 2017 года время содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН Российской Федерации по Республике Татарстан с 9 декабря 2016 года по 6 октября 2017 года.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для компенсации морального вреда.
Судом обоснованно отказано в части взыскания компенсации морального вреда с ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН Российской Федерации по Республике Татарстан, поскольку судом не установлена вина данного ответчика и его должностных лиц в нарушении прав осужденного.
Однако судебная коллегия не соглашается выводом суда первой инстанции в части отказа во взыскании компенсации морального вреда с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
По делу установлено, что приговором Приволжского районного суда города Казани от 11 августа 2017 года срок наказания Волкову Д.А. постановлено исчислять с 11 августа 2017 г., в срок наказания зачтен срок содержания под стражей с 9 декабря 2016 года по 10 августа 2017 г.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» статья 72 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена частью 3.1 в следующей редакции: время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей.2 и третьей.3 настоящей статьи, из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима.
В силу статьи 2 указанного Федерального закона положения статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ) подлежат исполнению в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Федеральный закон от 03.07.2018 N 186-ФЗ вступил в силу 14.07.2018.
Как закреплено в части 1 статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
23.07.2018 истец обратился в Кировский районный суд города Казани ходатайством о пересчете срока наказания в связи с внесением изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации, в принятии которого постановлением судьи от 30.07.2018 было отказано со ссылкой на необходимость решения данного вопроса администрацией исправительного учреждения.
Однако в силу пункта 11 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации полномочием по рассмотрению вопроса о зачете времени содержания под стражей в соответствии со статьей 72 Уголовного кодекса Российской Федерации обладает суд.
В последующем при повторном обращении истца постановлением Приволжского районного суда города Казани от 20 декабря 2018 года в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания зачтен срок содержания под стражей.
Учитывая, что под стражей истец находился 301 день (с 09.12.2016 по 06.10.2017 – дата вступления приговора в законную силу), данный срок приговором был зачтен в срок отбытия наказания как 1 день за 1 день, а при расчете в новой редакции статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ) один день нахождения под стражей считается за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, соответственно, указанный срок содержания под стражей равен 451,5 дням назначенного истцу наказания. С учетом этого назначенный срок наказания Волкова Д.А. в исправительной колонии общего режима истекал бы 9 февраля 2018 года.
В силу изложенного, получив отказ в принятии вышеуказанного заявления о пересчете срока наказания, Волков Д.А. фактически необоснованно продолжал содержаться в местах лишения свободы с 30 июля 2018 года по 7 сентября 2018 года.
Ввиду того, что моральный вред причинен истцу в результате незаконного лишения свободы в порядке отбывания уголовного наказания (незаконное привлечение к уголовной ответственности), судебная коллегия на основании статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации приходит к выводу о возложении обязанности по возмещению причиненного истцу морального вреда на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия исходит из фактических обстоятельств, при которых истцу причинен моральный вред, а именно фактически необоснованного нахождения истца в местах лишения свободы с 30 июля 2018 года по 7 сентября 2018 года (40 дней). Исходя из требований разумности и справедливости, судебная коллегия считает подлежащим взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Волкова Д.А. в счет компенсации морального вреда 40 000 рублей.
С учетом вышеизложенного, вынесенное судом первой инстанции судебное постановление нельзя признать законным, оно подлежит отмене как принятое с учетом неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска.
Соответственно, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Волкова Д.А. подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда Республики Татарстан от 30 апреля 2019 года по данному делу отменить в части отказа в иске к Министерству финансов Российской Федерации и принять новое решение о частичном удовлетворении иска.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Волкова Дмитрия Александровича 40 000 рублей в счет компенсации морального вреда, 300 рублей в счет возмещения расходов на уплату государственной пошлины.
В остальной части обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи