по гражданскому делу № 2-287/2021
24RS0060-01-2021-000392-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 г. г. Бородино
Бородинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Феськовой Т.А.,
с участием прокурора Уярского района Красноярского края Пацана В.В.,
ст. помощника прокурора Уярского района Красноярского края Иванченко М.Н.,
представителя ответчика ООО «Агропромкопмлект» Гурьяновой А.Ю.,
на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации г. Уяр Красноярского края Кузиковой Е.Г.,
на основании доверенности,
при секретаре Киреёнок О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уярского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» об обязании обеспечить вывоз твёрдых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Уярского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» с иском об обязании обеспечить вывоз твёрдых коммунальных отходов по тем основаниям, что ООО «Агропромкомплект» имеет бессрочную лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности. На основании соглашения от 01.06.2018, заключённого между министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект», общество осуществляет деятельность в качестве регионального оператора на территории Рыбинской технологической зоны, в которую в числе прочих входит и муниципальное образование Уярский район Красноярского края.
Прокуратурой Уярского района Красноярского края проведена проверка по фактам нарушения ООО «Агропромкомплект» законодательства предоставления коммунальной услуги по вывозу твёрдых коммунальных отходов, по результатам которой установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов складирование твёрдых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором. На территории Красноярского края накопление твердых коммунальных отходов осуществляется также и бесконтейнерным (мешковым) способом, что не противоречит Порядку осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах от 06.05.2011 № 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, а именно: обеспечение своевременного вывоза твёрдых коммунальных отходов из мест накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в тёплое время года (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.
Периодичность вывоза ТКО установлена императивно, направлена на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем предоставление услуги с периодичностью, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологических норм, является нарушением прав и интересов неопределённого круга лиц.
В нарушение Правил № 354 согласно графику сбор и вывоз ТКО по городу Уяру должен производиться еженедельно, при этом территория города поделена на 13 секторов.
Прокуратурой района были проанализированы сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС и выявлены факты несвоевременного вывоза ТКО из мест накопления (нарушение периодичности) в период с 20.12.2020 по 20.01.2021 по следующим контейнерным площадкам:
<адрес> (вывоз ТКО осуществлён 22.12.2020, 24.12.2020, 16.01.2021, 20.01.2021);
<адрес> (вывоз ТКО осуществлён 24.12.2020, 26.12.2020, 31.12.2020, 06.01.2021, 13.01.2021, 17.01.2021, 20.01.2021).
Проведённой проверкой выявлены факты несвоевременного вывоза ТКО из мест накопления (нарушение периодичности) в период с 04.02.2021 по 09.02.2021 по следующим контейнерным площадкам:
<адрес>А (вывоз ТКО не осуществлялся);
<адрес> (вывоз ТКО не осуществлялся);
<адрес> (вывоз ТКО осуществлён 04.02.2021, 05.02.2021);
<адрес> (вывоз ТКО осуществлён 05.02.2021);
<адрес> (вывоз ТКО не осуществлялся).
В связи с выявленными нарушениями директору ООО «Агропромкомплект» 16.02.2021 внесено представление. ООО «Агропромкомплект» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
При этом выявленные по результатам проверки нарушения не устранены.
Указанные нарушения влекут за собой такие негативные последствия, как возможность возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения, могут привести к загрязнению почвы потенциально опасными для человека биологическими и микробиологическими организмами (возбудителями паразитарных заболеваний, возбудителями кишечных инфекций и других патогенных микроорганизмов), химическими веществами.
Прокурор Уярского района Красноярского края просит суд обязать ООО «Агропромкомплект» обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с периодичностью, установленной пунктом 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, с территории города Уяра Уярского района Красноярского края.
В судебном заседании прокурор Уярского района Пацан В.В. и ст. помощник прокурора Уярского района Иванченко М.Н. требования поддержали по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что г. Уяр оборудован площадками под твёрдые коммунальные отходы, схемы расположения которых утверждены постановлением администрации г. Уяр от 12 октября 2020 г. № 364-п.
Представитель ответчика Гурьянова А.Ю. иск не признала, суду пояснила, что в секторах с многоквартирными домами, где оборудованы контейнерные площадки, включённые в схему размещения, представленную администрацией г. Уяр, вывоз твёрдых коммунальных отходов осуществляется с периодичностью, установленной п. 17 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Места (площадки) накопления ТКО в частном секторе г. Уяра в соответствии с требованиями законодательства не созданы. Доказательств того, что региональный оператор с мест (площадок) накопления ТКО, включённых в схему размещения, не производил вывоз ТКО или производил вывоз с нарушением установленной законодательством периодичности, истцом не представлено. Сбор и удаление ТКО посредством бесконтейнерного вывоза является одним из предусмотренных законодательством способов их размещения в местах накопления ТКО, вместе с тем доказательства о принятии администрацией г. Уяр решения об использовании бесконтейнерного способа сбора и вывоза ТКО отсутствуют. Региональный оператор несёт ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора только в случае, если не принимает ТКО в местах (на площадках) накопления, сведения о которых сообщены потребителем. Места (площадки) накопления ТКО, размещенные в г. Уяр, вывоз ТКО с которых не осуществлялся ответчиком, либо он производился, но с нарушением установленной Правилами N 394 периодичности, а также акт соответствующего органа местного самоуправления, утвердившего эти места (площадки) ТКО, прокурором г. Уяра не указаны. Согласно Реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования г. Уяр, места накопления ТКО для потребителей, проживающих в частных домовладениях не определены. Вывоз ТКО производится с других площадок по иным адресам. При этом, потребители имели фактическую возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя оборудованные контейнерные площадки по иным адресам, вывоз отходов из которых осуществлялся обществом своевременно, и доказательств обратного не представлено. Кроме того, дополнительно региональный оператор осуществляет по собственной инициативе вывоз ТКО из частного сектора г. Уяр бестарным способом по согласованному графику. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрации г. Уяра Красноярского края Кузикова Е.Г. с исковыми требованиями согласна, суду пояснила, что ООО «Агропромкомплект», взимает плату за ненадлежащим образом оказанную коммунальную услугу по вывозу мусора с контейнерных площадок г. Уяра.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, типизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктами 9, 10 Порядка осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов (раздел II), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 1.5 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 03.11.2020 № 769-п, предусмотрено, что накопление ТКО на территории Красноярского края осуществляется следующими способами:
в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
в контейнеры, бункеры (в том числе складирование крупногабаритных отходов), расположенные на контейнерных площадках;
в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором;
на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;
на специальных площадках для складирования отходов электронного оборудования;
в пунктах (мобильных пунктах) приема отходов.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 от 06.05.2011 установлены требования к качеству коммунальных услуг: обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.
В судебном заседании установлено, что согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06 апреля 2021 г. основным видом экономической деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» является сбор отходов, общество имеет выданную 20 мая 2016 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования бессрочную лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 01 июня 2018 г. № 1/1068-од Обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края.
В соответствии с соглашением от 01 июня 2018 г. № 5, заключённым между министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект», дополнительным соглашением № 1 от 30 августа 2018 г., зоной деятельности регионального оператора Рыбинской технологической зоны Красноярского края является в том числе Уярский район (п.1.3), срок действия соглашения - до 31 декабря 2028 г. включительно (п.3.1), в течение срока действия соглашения региональный оператор обязуется осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов в Рыбинской технологической зоне в соответствии с территориальной схемой и конкурсной документацией (п. 2.1.5).
В соответствии с графиком вывоз ТКО с территории города Уяр Красноярского края, разделённого на 13 секторов (участков), должен осуществляться один раз в неделю, то есть с периодичностью, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологических норм, является нарушением прав и интересов неопределённого круга лиц.
Прокуратура Уярского района Красноярского края, проанализировав сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС, выявила факты несвоевременного вывоза ТКО из мест накопления (нарушение периодичности) в период с 20.12.2020 по 20.01.2021 по следующим контейнерным площадкам:
<адрес> (вывоз ТКО осуществлён 22.12.2020, 24.12.2020, 16.01.2021, 20.01.2021);
<адрес> (вывоз ТКО осуществлен 24.12.2020, 26.12.2020, 31.12.2020, 06.01.2021, 13.01.2021, 17.01.2021, 20.01.2021).
в период с 04.02.2021 по 09.02.2021 по следующим контейнерным площадкам:
<адрес>А (вывоз ТКО не осуществлялся);
<адрес> (вывоз ТКО не осуществлялся);
<адрес> (вывоз ТКО осуществлён 04.02.2021, 05.02.2021);
<адрес> (вывоз ТКО осуществлён 05.02.2021);
<адрес> (вывоз ТКО не осуществлялся).
Директору ООО «Агропромкомплект» 15.02.2021 внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере ЖКХ.
Из ответа ООО «Агропромкомплект» от 18 марта 2021 г. на представление следует, что периодичность вывоза ТКО определена с учётом отсутствия определённых мест накопления ТКО, при обращении потребителей производится перерасчёт платы за данный вид коммунальной услуги; нарушение периодичности вывоза ТКО обусловлено наличием в контейнерах рассыпной золы в целях избегания риска возгорания золы и повреждения спецтранспорта.
В связи с нарушением обязательных требований приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, постановлением должностного лица Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17 марта 2021 г. ООО «Агропромкомплект» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
С учётом установленных обстоятельств требования истца подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика Гурьяновой А.Ю. о том, что региональный оператор несёт ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора только в случае, если не осуществляет вывоз ТКО из мест (площадок) накопления, сведения о которых сообщены потребителем, тогда, как акт органа местного самоуправления, утвердившего места (площадки) ТКО отсутствует, не могут быть приняты во внимание, т.к. в соответствии с соглашением от 01 июня 2018 г. № 5, дополнительным соглашением № 1 от 30 августа 2018 г., в обязанность оператора входит сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой, при этом схема расположения площадок для размещения контейнеров под твёрдые коммунальные отходы утверждена постановлением главы администрации г. Уяр от 12 октября 2020 г. № 364-п, и установленные в ходе прокурорской проверки места накопления ТКО, с которых вывоз ТКО осуществлялся с нарушением предусмотренной законом периодичности, включены в данную схему.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым … судами общей юрисдикции, … освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных неопределённого круга лиц.
Таким образом, государственная пошлина, исчисленная в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Уярского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» об обязании обеспечить вывоз твёрдых коммунальных отходов удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» обеспечить вывоз твёрдых коммунальных отходов с периодичностью, установленной пунктом 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, с территории города Уяра Уярского района Красноярского края.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Феськова
Решение в окончательной форме принято 27 мая 2021 г.