Решение по делу № 2а-2629/2022 от 26.07.2022

дело № 2а-2629/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2022 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

секретарь судебного заседания – Уласень Я.А.,

с участием представителя административных истцов – Заворотной Е.А., на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Булгакова Дениса Сергеевича, Румянцевой Екатерины Сергеевны, Булгакова Александра Сергеевича, Булгаковой Елены Сергеевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, о признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия,

установил:

    ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО4 обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 211 кв.м., кадастровый , в собственность без проведения торгов за плату; понуждении административного ответчика повторно рассмотреть заявление административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 211 кв.м., кадастровый , в собственность без проведения торгов за плату.

Исковые требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками по ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения суда. Административным ответчиком отказано в предоставлении земельного участка под указанным жилым домом в связи с его расположением в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования). Указанный отказ является препятствием для реализации исключительных прав собственника объекта недвижимости на выкуп земельного участка без проведения торгов, поскольку не содержат ограничений для перехода права собственности к частному лицу. Испрашиваемый земельный участок не является ограниченным в обороте. Проект планировки территории, включающий спорный земельный участок не утверждался, красные линии в соответствии с требованиями ГК РФ не установлены, что с учетом сложившихся границ и характера землепользования свидетельствует об отсутствии оснований для распространения на спорные правоотношения положений части 12 статьи 85 ЗК РФ. При этом отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Кроме того, административным ответчиком не учтено, что в соответствии с подпунктами 5 и 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Административный ответчик не учел, что жилой дом по <адрес> в <адрес> плотно прилегает к границе земельного участка, что не предоставляет возможность отодвинуть границы земельного участка от красных линий. Схема расположения земельного участка разработана на основании технического паспорта БТИ от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила удовлетворить.

Административный ответчик и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Заслушав пояснения представителя административных истцов, исследовав письменные материалы дела, оценив проставленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что заочным решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу жилой <адрес> в <адрес> сохранен в перепланированном, переустроенном, реконструированном состоянии общей площадью 95,4 кв.м., в том числе жилой площадью – 49,9 кв.м. Признано отсутствующим право собственности ФИО10 на 3/25 долей в доме по адресу: <адрес> в <адрес>, в связи с его разрушением. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу доли в праве собственности на вышеуказанный жилой дом распределены между ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО4 в равных долях. Признано право собственности ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО4 на жилой дом общей площадью 95,4 кв.м., жилой площадью 49,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в равных долях – по ? доли за каждым. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 92,6 кв.м., 1917 года постройки, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 91:03:002003:946. Правообладателями указаны административные истцы по настоящему делу по 1/4 доли каждому на основании решения Ленинского районного суда <адрес> по делу .

ДД.ММ.ГГГГ представитель административных истцов – ФИО9 обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов за плату.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № ГУ-исх-5621/22 административным ответчиком на основании пункта 6 статьи 39.16, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации административным истцам оказано предоставлении государственной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности <адрес>, без проведения торгов» в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий дороги, места общего пользования, является ограниченным в обороте и его предоставление в собственность не допускается.

В обоснование отказа административный ответчик сослался на ответ Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 91:03:002003:2060 расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования), утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».

Считая, что такой отказ нарушает их право на получение земельного участка, административные истцы обратились с настоящим иском в суд.

Согласно пунктам 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как установлено подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктами 2, 4 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Реализуя указанное право на приобретение в собственность земельного участка, административные истцы, действуя согласно указанным положениям ЗК РФ, обеспечили подготовку схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).

Ссылаясь на указанные положения ЗК РФ, а также заключение Департамента архитектуры и градостроительства <адрес>, данное в рамках межведомственного взаимодействия о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий улично-дорожной сети и территории общественного пользования (на территории общего пользования), ответчик принял оспариваемое решение.

Установленный пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, а, соответственно, границы такой территории, как существующие, так и планируемые, не могут быть установлены произвольно и подлежат определению в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Испрашиваемый земельный участок не является ограниченным в обороте. Проект планировки территории, включающей спорный земельный участок не утвержден, красные линии в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ не установлены, что с учетом сложившихся границ и характера землепользования свидетельствует об отсутствии оснований для распространения на спорные правоотношения положений части 12 статьи 85 ЗК РФ.

При этом отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий, призванных конкретизировать границы территорий общего пользования и индивидуализировать таковые посредством определения соответствующих координат.

Изложенный правовой подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Градостроительным кодексом РФ определены понятия «красные линии» (пункт 11 статьи 1) и «Территории общего пользования» (пункта 12 статьи 1).

Так, «красные линии» - линии, которые обеспечивают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

«Территории общего пользования» - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Постановлением Правительства от 3ДД.ММ.ГГГГ -ПП «Об утверждение проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» определено, что улично-дорожная сеть и территории общего пользования являются важными составляющими существующей планировочной структуры города, которые нуждаются в упорядочивании, в том числе анализе и корректировке красных линий. Подготовка проекта осуществлена для выбора наиболее эффективной транспортной модели, обеспечивающей сбалансированное развитие и комфортную среду проживания, установление параметров улично-дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры, объектов общественного пользования (бульваров, скверов, площадей и др.).

При этом, факт утверждения планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей, например, к территориям общего пользования. Утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае использоваться, как основания для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, административный ответчик не учел, что в соответствии с подпунктами 5 и 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

Такой случай предусмотрен также статьей 39.20 ЗК РФ, согласно положениям, которой если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного кодекса, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.

По    смыслу    приведенных норм    возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.

Из системного толкования норм права следует, что собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка в размерах, занятых объектом недвижимости и необходимых для его использования. Площадь такого земельного участка определяется исходя его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта. Таким образом, предоставление земельного участка собственнику здания, сооружения в соответствии с разрешенным использованием предполагает соответствие как целей использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, так и их площадей.

Также, как следует из материалов дела, Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> представителю административных истцов на запрос дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому испрашиваемый земельный участок согласно Генеральному плану <адрес> 2005 года частично расположен: в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; в зоне с неопределенным функциональным зонированием.

Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства <адрес>, данному в порядке межведомственного взаимодействия, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; Согласно статьям 18 (пункту 1) и 23 (пунктам 3 и 5) Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:    схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Генеральный план содержит:    положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных картах соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, в том числе, автомобильные дороги местного значения.

Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Генплан, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Данная правовая позиция следует из определений Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -АПГ-17-1, от ДД.ММ.ГГГГ -АПГ17-7, от ДД.ММ.ГГГГ -КГ16-18929.

В силу пункта 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем, в том числе, подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования. Именно в этой документации, исходя из статей 41 и 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяются красные линии, в том числе, при планировании расширения автодороги как объекта местного значения.

Кроме того, принимая решение об отказе административным истцам в предоставление земельного участка 91:03:002003:2060 в собственность без проведения торгов за плату административным ответчиком не принято во внимание то обстоятельство, что постановление Правительства Севастополя -ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» был принят государственным органом в 2018 году.

Установление красных линий на земельном участке не означает, что такой земельный участок (или его часть) автоматически становиться территорий общего пользования. Красные линии установлены без учета существующей застройки и землепользования и сложившейся планировки территории (в частности, без учета нахождения зарегистрированного в ЕГРН объекта недвижимости).

Также, действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных    участков, на которых проектами планировки территории только планируется размещение каких- либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование    таких земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Доказательства резервирования спорного земельного участка для государственных или муниципальных нужд административным ответчиком также не представлено.

При этом распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> по заявлению ФИО6 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, площадью 211 кв.м., кадастровый квартал 91:03:002003. Предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 211 кв.м. и в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Образуемый земельный участок отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов». Определен вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства».

На основании данного распоряжения административными истцами была разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, был заказан и изготовлен межевой план. Согласно выписке из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 91:03:002003:2060.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административными истцами выполнено требование Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о доказывании ими нарушения их прав.

Вместе с тем, доказательств законности оспариваемого решения в нарушение положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик суду не представил.

Таким образом, с целью соблюдения и восстановления прав административных истцов, суд приходит к выводу об удовлетворении их требований с возложением обязанности на Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление представителя административных истцов о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату повторно.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Булгакова Дениса Сергеевича, Румянцевой Екатерины Сергеевны, Булгакова Александра Сергеевича, Булгаковой Елены Сергеевны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> в предоставлении ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО4 земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 211 кв.м., кадастровый , в собственность без проведения торгов за плату.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление представителя ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО4 - ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 211 кв.м., кадастровый , в собственность без проведения торгов за плату.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято 05.09.2022.

2а-2629/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Румянцева Екатерина Сергеевна
Булгаков Денис Сергеевич
Булгакова Елена Сергеевна
Булгаков Александр Сергеевич
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Завортная Елена Анатольевна
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Прохорчук Ольга Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
26.07.2022Регистрация административного искового заявления
26.07.2022Передача материалов судье
27.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2022Судебное заседание
22.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее