Мотивированное решение составлено 16 декабря 2016 года
Дело № 2-5905/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Лазаревой М.И.
при секретаре Кузиковой Н.И.
с участием помощника прокурора Д.А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах О.А.Р. к Администрации г. Ростова-на-Дону, 3-и лица Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства РО, Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, правительство РО, министерство общего и профессионального образования РО, об обязании обеспечить жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование указанного иска прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону (далее по тексту – прокурор), действуя в интересах О.А.Р.., указал, что по результатам проведенной прокурорской проверки, установлено, что О.А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать О.А.Р.. – О.А.Р. лишена родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце О.А.Р. внесены в актовую запись о рождении ребенка на основании заявления матери.
Распоряжением Главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону № № от ДД.ММ.ГГГГ г. Оглы А.Р. признан нуждающимся в жилом помещении, и включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
В ДД.ММ.ГГГГ году О.А.Р.. исполнилось 18 лет и в настоящий момент он подлежит обеспечению жилым помещением.
В настоящее время О.А.Р. зарегистрирован по адресу <адрес> Указанное домовладение принадлежит на праве собственности Н.В.К., в нем проживают и зарегистрированы, помимо О.А.Р.., собственник Н.В.К.. и Н.В.К. О.А.Р. проживает в указанном домовладении по договору найма жилого помещения, заключенному с Н.В.К. ДД.ММ.ГГГГ года в сроком на 1 год.
Ссылаясь на данные обстоятельства, а также на положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также на нарушение права О.А.Р. на обеспечение жилым помещением, прокурор <данные изъяты> просил возложить на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанность предоставить О.А.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 25 кв. м.
В судебном заседании, помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Д.А.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону П.М.С. представитель Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Ч.Э.С.., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, просили в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание уполномоченных представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Дело в отсутствие неявившихся лиц рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлениям в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии п. 4 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. № 539, размер площади жилого помещения, исходя из которого органами местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Разрешая данный спор, суд установил, что О.А.Р.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать О.А.Р.. – О.А.Р.. лишена родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце О.А.Р.. внесены в актовую запись о рождении ребенка на основании заявления матери.
Распоряжением Главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону № № от ДД.ММ.ГГГГ г. О.А.Р.. признан нуждающимся в жилом помещении, и включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
В ДД.ММ.ГГГГ году О.А.Р. исполнилось 18 лет и в настоящий момент он подлежит обеспечению жилым помещением.
В настоящее время О.А.Р. зарегистрирован по адресу <адрес> Указанное домовладение принадлежит на праве собственности Н.В.К., в нем проживают и зарегистрированы, помимо О.А.Р.., собственник Н.В.К. и Н.В.К.. О.А.Р. проживает в указанном домовладении по договору найма жилого помещения, заключенному с Н.В.К. ДД.ММ.ГГГГ года в сроком на 1 год.
Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, О.А.Р.., не имеет в собственности недвижимого имущества.
Право пользования (проживания) каким-либо жилым помещением за О.А.Р.. также не закреплено.
Доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что О.А.Р. имеет в собственности жилое помещение, либо обеспечен жилым помещением по договору социального найма, ответчиком суду не представлены.
По результатам оценки представленных в дело доказательств суд приходит к выводу о доказанности истцом наличия у О.А.Р.. права на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также доказанности факта неисполнения ответчиком установленной законом обязанности по обеспечению О.А.Р.. жилым помещением в установленном законом порядке.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Поскольку в настоящем деле судом установлено и ответчиком не оспорено, что О.А.Р. имеет право как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением в установленном законом порядке, однако не может его реализовать по вине ответчика, суд считает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Следует также отметить, что ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Железнодорожного района города Ростова-на-Дону удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ростова-на-Дону предоставить О.А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью, не менее 25 кв. м.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий