Дело № 66а-4753/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 1 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С.,
судей Кудряшова В.К., Корпачевой Е.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-69/2020 по административному исковому заявлению Черепановой Ксении Федоровны о признании постановления Избирательной комиссии Новгородской области от 30 марта 2020 года № 105/4-6 «О переносе даты голосования на дополнительных выборах депутата Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9» недействующим по апелляционной жалобе Черепановой Ксении Федоровны на решение Новгородского областного суда от 22 июня 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего оставлению решения суда без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
постановлением Избирательной комиссии Новгородской области от 10 января 2020 года № 92/1-6 «О назначении дополнительных выборов депутата Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9» в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Новгородской областной Думы шестого созыва на 12 апреля 2020 года были назначены дополнительные выборы депутата Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.
Избирательной комиссией Новгородской области 30 марта 2020 года принято постановление № 105/4-6 «О переносе даты голосования на дополнительных выборах депутата Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9» (далее – Постановление № 105/4-6) в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Новгородской областной Думы шестого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу № 9.
Постановление № 105-4/6 размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Новгородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.novgorod.izbirkom.ru и опубликовано в печатном издании – газета «Новгородские ведомости» от 1 апреля 2020 года № 13 (4939).
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления № 105-4/6 дата голосования на дополнительных выборах депутата Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, установленная постановлением Избирательной комиссии Новгородской области от 10 января 2020 года № 92/1-6 «О назначении дополнительных выборов депутата Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9», определяется отдельным постановлением Избирательной комиссии Новгородской области.
Не согласившись с постановлением Избирательной комиссии Новгородской области, Черепанова К.Ф. обратилась в Новгородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим постановление Избирательной комиссией Новгородской области от 30 марта 2020 года № 105/4-6, указывая на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9. Административный ответчик в одностороннем порядке отменил назначенные на 12 апреля 2020 года выборы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в период активной избирательной кампании, произвел их перенос на неопределенное время, оспариваемое постановление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято с превышением полномочий Избирательной комиссии Новгородской области (далее также – Избирательная комиссия, Комиссия), лишает ее пассивного избирательного права на неопределенный срок.
Решением Новгородского областного суда от 22 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Черепановой К.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Черепанова К.Ф. просит отменить названный выше судебный акт и принять по делу новый об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом неверно определены юридически значимые обстоятельства, не проверено содержание нормативных правовых актов на предмет отсутствия в них правового регулирования, наделяющего Избирательную комиссию полномочиями по отложению голосования на выборах.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Новгородской области, территориальной избирательной комиссией Великого Новгорода и Избирательной комиссией Новгородской области представлены возражения о несостоятельности ее доводов и законности обжалуемого судебного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и заинтересованные лица не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании положений статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Пунктом 3 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.
В силу пункта 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.
В соответствии с частью 1 статьи 4, пунктами 1, 3, 16 части 1 статьи 12 областного закона Новгородской области от 19 октября 2006 года № 737-ОЗ «Об Избирательной комиссии Новгородской области и территориальных избирательных комиссиях Новгородской области в системе избирательных комиссий» Избирательная комиссия Новгородской области является государственным органом области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Новгородской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, вышеназванным областным законом, иными областными законами, осуществляет на территории области контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на территории области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, данным областным законом и иными областными законами.
На основании пунктов 1, 2-1, 26 части 2 статьи 14, части 4 статьи 70 Областного закона Новгородской области от 02 июля 2007 года № 122-ОЗ «О выборах депутатов Новгородской областной Думы» Избирательная комиссия области осуществляет на территории области контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивает на территории Новгородской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов областной Думы, осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом Новгородской области, данным областным законом и иными областными законами. В случае досрочного прекращения полномочий депутата областной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия области назначает дополнительные выборы.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, суд пришел к верному выводу о том, что Избирательная комиссия Новгородской области вправе была принять решение о переносе даты голосования на дополнительных выборах депутата Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и указа Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 года № 97 «О введении режима повышенной готовности» в условиях угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Избирательная комиссия во избежание возникновения рисков для здоровья граждан в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в рамках своих полномочий, в том числе по назначению дополнительных выборов, правомерно перенесла дату голосования на дополнительных выборах депутата Новгородской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, установив, что дата голосования определяется отдельным постановлением.
Проверив компетенцию, процедуру и порядок принятия оспариваемого нормативного акта, суд установил, что оспариваемое постановление принято в установленной форме, на заседании Комиссии, в полномочном составе, подписано председателем и секретарем, опубликовано на официальном сайте Избирательной комиссии и средстве массовой информации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, принятое 30 марта 2020 года Избирательной комиссией Новгородской области Постановление № 105-4/6 на момент его принятия не противоречило нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», устанавливающий компетенцию избирательных комиссий различного уровня по принятию решений об отложении голосования при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей в условиях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принят и вступил в силу после принятия и опубликования оспариваемого постановления.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в нормативных актах, которыми руководствовалась Избирательная комиссия при вынесении Постановления № 105-4/6, положений, наделяющих Комиссию правом по отложению голосования на выборах, не влияет на законность обжалованного решения суда, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено несоответствие оспариваемого акта какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При этом суд пришел к верному выводу, что проведение выборов, назначенных на 12 апреля 2020 года в условиях распространения опасного заболевания может негативно повлиять на активность граждан участвовать в выборах и привести к искажению действительной воли избирателей. В то же время перенос голосования не отменяет проведения выборов и не лишает участников избирательного процесса активного и пассивного избирательного права на участие в выборах.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, соответствует нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не влекут отмену обжалуемого решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░