РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 февраля 2017 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Жигулиной М.А.,
при секретаре Ломакиной А.А.,
с участием представителя ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Елисеевой Ю.Б., представителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Тульской области по доверенности Шишкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-118/2017 по иску Османова М.Г. к Министерству здравоохранения Тульской области, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Тульской области об обязании заключить договор о предоставлении компенсационной выплаты, обязании направить заявку на получение межбюджетных трансфертов для последующего предоставления компенсационной выплаты,
установил:
Османов М.Г. обратился в суд иском к Министерству здравоохранения Тульской области, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Тульской области об обязании заключить с ним договор о предоставлении компенсационной выплаты, обязании направить заявку на получение межбюджетных трансфертов для последующего предоставления компенсационной выплаты.
В обоснование исковых требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он окончил Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, ему присвоена квалификация «врач» по специальности лечебное дело.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец освоил основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (интернатура), имеет сертификат специалиста.
ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в ГУЗ «<адрес> больница» на должность врача-хирурга.
В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Министерство здравоохранения Тульской области по вопросу единовременной компенсационной выплаты, однако, ему было отказано в заключении договора о предоставлении компенсационной выплаты в связи с несвоевременностью обращения. Считает данный отказ незаконным.
На основании изложенного просит обязать Министерство здравоохранения Тульской области заключить с ним договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., обязать Министерство здравоохранения Тульской области, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тульской области перечислить ему единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. в течение 30 (тридцати) дней с момента заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В судебное заседание истец Османов М.Г. не явился, уведомлен надлежащим образом, в адресованном суду ходатайстве просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Елисеева Ю.Б. исковые требования не признала. Суду пояснила, что истец Османов М.Г. обратился с заявлением о заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ, при этом был трудоустроен в ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Тульской области по доверенности Шишкина Е.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов РФ. Основания для заключения с Османовым М.Г., прибывшим в сельский населенный пункт, и заключившим трудовой договор с ГУЗ «<адрес> больница» в ДД.ММ.ГГГГ, договора о предоставлении единовременной компенсационный выплаты в ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Ссылаясь на положения ч. 12.4, п. 2 ч. 12.2 ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», отметила, что финансовое обеспечение единовременных выплат в 2016 году осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, а потому предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт в 2015 году, является нарушением требований вышеуказанного закона.
Представитель ответчика Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил в иске Османову М.Г. отказать, указав, что правом на получение в 2016 году единовременной компенсационной выплаты обладают медицинские работники, поступившие на работу в 2016 году. Таким образом, обязательным условием для получения выплат является наличие двух договоров, заключенных в 2016 году – трудового договора и договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Федеральный фонд не вправе нарушать установленные нормативными правовыми актами условия предоставления межбюджетных трансфертов и порядок их финансирования, то есть предоставлять в 2016 году межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2015 году в сельский населенный пункт на работу. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав присутствующих лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
В силу ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции от Федерального закона от 14.12.2015 года № 374-ФЗ) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Пунктом 3 части 12.2 ст. 51 указанного Федерального закона предусмотрено установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
В 2015 году данная норма действовала в двух редакциях (от 1.12.2014 года и от 14.12.2015 года), и предусматривала осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
В целях реализации части 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326 – ФЗ Правительством Тульской области 15.02.2012 года принято Постановление № 52 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 29.11.2010 года № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которым утвержден Порядок заключения уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Тульской области договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Согласно п. 2 указанного Порядка, уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области на заключение договора является министерство здравоохранения Тульской области.
Пунктом 3 вышеуказанного Порядка, в редакции, действовавшей на дату обращения истца, предусмотрено, что единовременная компенсационная выплата может быть произведена медицинскому работнику в возрасте до 45 лет (далее - медицинский работник), прибывшему в 2015 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшему на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с Министерством договор.
Заявительный характер заключения договора предусмотрен в п. 4 указанного Порядка, сроки рассмотрения заявления и сроки заключения договора предусмотрены пунктами 5,7 Порядка. Срок рассмотрения заявления установлен в 15 рабочих дней со дня принятия заявления.
Основаниями для отказа в заключении министерством здравоохранения Тульской области договора о единовременных компенсационных выплатах являются: а) недостоверные сведения, указанные в заявлении; б) несоответствие медицинского работника, подавшего заявления, требования п. 3 указанного Порядка. Таким образом перечень оснований отказа в заключении договора является ограниченным.
Исходя из буквального толкования положений ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ, а также Порядка заключения уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Тульской области договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты следует, что право на предоставление компенсационной выплаты имеют медицинские работники, которые в 2015 году прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.
Пунктом 2 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ установлена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда предоставлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляется единовременная компенсационная выплата.
Основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ, является решение проблемы обеспечения населения сельских населенных пунктов качественной медицинской помощью путем стимулирования притока медицинских работников из городов в сельские медицинские учреждения.
Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать, связанные с переездом и обустройством затраты.
Судом установлено, что Османов М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, окончил <данные изъяты>» Министерства здравоохранения РФ ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему был выдан диплом о высшем образовании, с присуждением квалификации «врач».
ДД.ММ.ГГГГ Османов М.Г. освоил основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (интернатура) и ему была присвоена квалификация (врач (провизор) по направлению подготовки (специальности) хирургия.
Решением экзаменационной комиссии при государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения РФ, Османов М.Г. допущен к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности хирургия.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Османов М.Г. принят на должность врача хирурга в поликлинику <адрес> ГУЗ «<адрес>».
Таким образом, судом установлено, что на момент прибытия на работу в сельский населенный пункт ДД.ММ.ГГГГ в ГУЗ «<адрес>» Османов М.Г. является медицинским работником с высшим образованием, не достигшим 45-летнего возраста.
Из уведомления министерства здравоохранения Тульской области без даты и номера, усматривается, что Министерством принято решение об отказе Османову М.Г. в заключении договора о предоставлении указанной выплаты по тем основаниям, что в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», социальная выплата осуществляется медицинским работникам, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или приехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, а Османов М.Г. трудоустроился в ГУЗ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя установленные по делу обстоятельства и вышеперечисленные правовые нормы, суд приходит к выводу о нарушении прав истца данным отказом, поскольку срок обращения с заявлением о заключении договора правовыми актами, регламентирующими спорные правоотношения, не установлен, как и не установлено право ответчика Министерства здравоохранения Тульской области отказать в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по иным, не указанным в Федеральном законе от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановлении Правительства Тульской области № 52 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 29.11.2010 года № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Исходя из положений Федерального закона от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент трудоустройства Османова М.Г. и на момент возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что дата обращения Османова М.Г. в 2016 году в Министерство здравоохранения Тульской области с заявлением о заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку правом на получение данной выплаты обладают медицинские работники, прибывшие на работу в сельский населенный пункт в 2015 году, а их право не может ставиться в зависимость от даты заключения с ними договора на получение единовременной компенсационной выплаты, либо от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате указанной компенсации в разные уровни бюджетной системы РФ.
Указанное право медицинских работников не ставится в зависимость от даты заключения с ними договора на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку обязанность заключить договор с истцом на предоставление единовременной компенсационной выплаты и произвести такую выплату прямо следует из юридического факта заключения ДД.ММ.ГГГГ трудового договора между ГУЗ «<данные изъяты>» и Османовым М.Г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Османова М.Г. к Министерству здравоохранения Тульской области, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Тульской области о возложении обязанности по заключению договора о предоставлении социальной выплаты и перечислению единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> руб. в течение 30 дней с момента заключения договора в порядке, установленном ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 12.2 ░░. 51 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №326-░░ ░░ 29.11.2010 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. 12.1 ░░. 51 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №326-░░ ░░ 29.11.2010 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 6.02.2016 ░░░░.
░░░░░: