Решение от 01.02.2017 по делу № 2-118/2017 (2-3941/2016;) от 16.11.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 февраля 2017 года город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Ломакиной А.А.,

с участием представителя ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Елисеевой Ю.Б., представителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Тульской области по доверенности Шишкиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-118/2017 по иску Османова М.Г. к Министерству здравоохранения Тульской области, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Тульской области об обязании заключить договор о предоставлении компенсационной выплаты, обязании направить заявку на получение межбюджетных трансфертов для последующего предоставления компенсационной выплаты,

установил:

Османов М.Г. обратился в суд иском к Министерству здравоохранения Тульской области, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Тульской области об обязании заключить с ним договор о предоставлении компенсационной выплаты, обязании направить заявку на получение межбюджетных трансфертов для последующего предоставления компенсационной выплаты.

В обоснование исковых требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он окончил Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, ему присвоена квалификация «врач» по специальности лечебное дело.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец освоил основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (интернатура), имеет сертификат специалиста.

ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в ГУЗ «<адрес> больница» на должность врача-хирурга.

В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Министерство здравоохранения Тульской области по вопросу единовременной компенсационной выплаты, однако, ему было отказано в заключении договора о предоставлении компенсационной выплаты в связи с несвоевременностью обращения. Считает данный отказ незаконным.

На основании изложенного просит обязать Министерство здравоохранения Тульской области заключить с ним договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., обязать Министерство здравоохранения Тульской области, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тульской области перечислить ему единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. в течение 30 (тридцати) дней с момента заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

В судебное заседание истец Османов М.Г. не явился, уведомлен надлежащим образом, в адресованном суду ходатайстве просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Елисеева Ю.Б. исковые требования не признала. Суду пояснила, что истец Османов М.Г. обратился с заявлением о заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ, при этом был трудоустроен в ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Тульской области по доверенности Шишкина Е.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов РФ. Основания для заключения с Османовым М.Г., прибывшим в сельский населенный пункт, и заключившим трудовой договор с ГУЗ «<адрес> больница» в ДД.ММ.ГГГГ, договора о предоставлении единовременной компенсационный выплаты в ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Ссылаясь на положения ч. 12.4, п. 2 ч. 12.2 ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», отметила, что финансовое обеспечение единовременных выплат в 2016 году осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, а потому предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт в 2015 году, является нарушением требований вышеуказанного закона.

Представитель ответчика Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил в иске Османову М.Г. отказать, указав, что правом на получение в 2016 году единовременной компенсационной выплаты обладают медицинские работники, поступившие на работу в 2016 году. Таким образом, обязательным условием для получения выплат является наличие двух договоров, заключенных в 2016 году – трудового договора и договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Федеральный фонд не вправе нарушать установленные нормативными правовыми актами условия предоставления межбюджетных трансфертов и порядок их финансирования, то есть предоставлять в 2016 году межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2015 году в сельский населенный пункт на работу. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав присутствующих лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

В силу ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции от Федерального закона от 14.12.2015 года № 374-ФЗ) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Пунктом 3 части 12.2 ст. 51 указанного Федерального закона предусмотрено установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.

В 2015 году данная норма действовала в двух редакциях (от 1.12.2014 года и от 14.12.2015 года), и предусматривала осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.

В целях реализации части 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326 – ФЗ Правительством Тульской области 15.02.2012 года принято Постановление № 52 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 29.11.2010 года № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которым утвержден Порядок заключения уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Тульской области договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Согласно п. 2 указанного Порядка, уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области на заключение договора является министерство здравоохранения Тульской области.

Пунктом 3 вышеуказанного Порядка, в редакции, действовавшей на дату обращения истца, предусмотрено, что единовременная компенсационная выплата может быть произведена медицинскому работнику в возрасте до 45 лет (далее - медицинский работник), прибывшему в 2015 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшему на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с Министерством договор.

Заявительный характер заключения договора предусмотрен в п. 4 указанного Порядка, сроки рассмотрения заявления и сроки заключения договора предусмотрены пунктами 5,7 Порядка. Срок рассмотрения заявления установлен в 15 рабочих дней со дня принятия заявления.

Основаниями для отказа в заключении министерством здравоохранения Тульской области договора о единовременных компенсационных выплатах являются: а) недостоверные сведения, указанные в заявлении; б) несоответствие медицинского работника, подавшего заявления, требования п. 3 указанного Порядка. Таким образом перечень оснований отказа в заключении договора является ограниченным.

Исходя из буквального толкования положений ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ, а также Порядка заключения уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Тульской области договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты следует, что право на предоставление компенсационной выплаты имеют медицинские работники, которые в 2015 году прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.

Пунктом 2 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ установлена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда предоставлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляется единовременная компенсационная выплата.

Основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ, является решение проблемы обеспечения населения сельских населенных пунктов качественной медицинской помощью путем стимулирования притока медицинских работников из городов в сельские медицинские учреждения.

Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать, связанные с переездом и обустройством затраты.

Судом установлено, что Османов М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, окончил <данные изъяты>» Министерства здравоохранения РФ ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему был выдан диплом о высшем образовании, с присуждением квалификации «врач».

ДД.ММ.ГГГГ Османов М.Г. освоил основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (интернатура) и ему была присвоена квалификация (врач (провизор) по направлению подготовки (специальности) хирургия.

Решением экзаменационной комиссии при государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения РФ, Османов М.Г. допущен к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности хирургия.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Османов М.Г. принят на должность врача хирурга в поликлинику <адрес> ГУЗ «<адрес>».

Таким образом, судом установлено, что на момент прибытия на работу в сельский населенный пункт ДД.ММ.ГГГГ в ГУЗ «<адрес>» Османов М.Г. является медицинским работником с высшим образованием, не достигшим 45-летнего возраста.

Из уведомления министерства здравоохранения Тульской области без даты и номера, усматривается, что Министерством принято решение об отказе Османову М.Г. в заключении договора о предоставлении указанной выплаты по тем основаниям, что в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», социальная выплата осуществляется медицинским работникам, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или приехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, а Османов М.Г. трудоустроился в ГУЗ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя установленные по делу обстоятельства и вышеперечисленные правовые нормы, суд приходит к выводу о нарушении прав истца данным отказом, поскольку срок обращения с заявлением о заключении договора правовыми актами, регламентирующими спорные правоотношения, не установлен, как и не установлено право ответчика Министерства здравоохранения Тульской области отказать в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по иным, не указанным в Федеральном законе от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановлении Правительства Тульской области № 52 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 29.11.2010 года № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Исходя из положений Федерального закона от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент трудоустройства Османова М.Г. и на момент возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что дата обращения Османова М.Г. в 2016 году в Министерство здравоохранения Тульской области с заявлением о заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку правом на получение данной выплаты обладают медицинские работники, прибывшие на работу в сельский населенный пункт в 2015 году, а их право не может ставиться в зависимость от даты заключения с ними договора на получение единовременной компенсационной выплаты, либо от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате указанной компенсации в разные уровни бюджетной системы РФ.

Указанное право медицинских работников не ставится в зависимость от даты заключения с ними договора на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку обязанность заключить договор с истцом на предоставление единовременной компенсационной выплаты и произвести такую выплату прямо следует из юридического факта заключения ДД.ММ.ГГГГ трудового договора между ГУЗ «<данные изъяты>» и Османовым М.Г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Османова М.Г. к Министерству здравоохранения Тульской области, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Тульской области о возложении обязанности по заключению договора о предоставлении социальной выплаты и перечислению единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> руб. в течение 30 дней с момента заключения договора в порядке, установленном ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 12.2 ░░. 51 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №326-░░ ░░ 29.11.2010 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. 12.1 ░░. 51 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №326-░░ ░░ 29.11.2010 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 6.02.2016 ░░░░.

░░░░░:

2-118/2017 (2-3941/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Османов М.Г.
Ответчики
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Тульской области
Министерства здравоохранения Тульской области
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Дело на сайте суда
centralny.tula.sudrf.ru
16.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2016Передача материалов судье
21.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2016Предварительное судебное заседание
17.01.2017Предварительное судебное заседание
01.02.2017Судебное заседание
06.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2017Дело оформлено
07.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее