Решение по делу № 2а-301/2022 от 16.02.2022

(УИД47RS0001-01-2022-000188-52)

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-301/2022

Именем Российской Федерации

04 мая 2022 года                                               г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретаре Телешман И.В.,

с участием:

административного истца – помощника Бокситогорского городского прокурора Мурашева П.А.

административного ответчика – представителя администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - Аверина А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Бокситогорского городского прокурора к администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения

У С Т А Н О В И Л:

Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование иска указано, что Бокситогорской городской прокуратурой была получена информация в отношении ответчика о несоблюдении законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Установлено, что администрацией план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспорт безопасности территории муниципального образования не разработаны и не утверждены, не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, средств коллективной и индивидуальной защиты не сформированы, не создана муниципальная система оповещения населения.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства в деятельности администрации Бокситогорской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации внесено представление с требованием устранения допущенных нарушений закона.

В рамках проверки исполнения представления прокурора была запрошена информация (запрос от ДД.ММ.ГГГГ ), в том числе об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

ДД.ММ.ГГГГ в Бокситогорскую городскую прокуратуру поступила информация от администрации, согласно которой не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, средств коллективной и индивидуальной защиты не сформированы, не создана муниципальная система оповещения населения.

    Таким образом, принимая во внимание тот факт, что до настоящего времени администрацией    не в полной мере приняты меры по устранению нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирования запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, средств коллективной и индивидуальной защиты, создания муниципальной системы оповещения населения, то в данном случае должностными лицами администрации по причине несвоевременного и ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей допущено нарушение требований п. «а», п. «д», п. «м» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», абз. 3, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

    Ссылаясь на положения п.8, п. 23, п. 24 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», истец просит:

1. Признать бездействие администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в отсутствии принятых конкретных мер для устранения выявленных нарушений законодательства, изложенных в представлении Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (в части создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирования запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, средств коллективной и индивидуальной защиты, создания муниципальной системы оповещения населения) незаконным.

2. Обязать администрацию Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области сформировать запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, средств коллективной и индивидуальной защиты, создать муниципальную систему оповещения населения, резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик - представитель администрации        Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района <адрес> представил в суд возражения относительно заявленных требований, согласно которых просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции указывает, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией издано постановление "Об утверждении паспорта безопасности территории Большедворского сельского поселения", ДД.ММ.ГГГГ издано постановление "Об утверждении плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Большедворского сельского поселения".

ДД.ММ.ГГГГ администрацией в адрес администрации Бокситогорского муниципального района направлено письмо о выделении средств на создание муниципальной системы оповещения населения, приобретение запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, а также о передаче части полномочий администрации Большедворского сельского поселения администрации Бокситогорского муниципального района, по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, формированию средств коллективной и индивидуальной защиты.

Согласно ответа администрации Бокситогорского муниципального района от 24.02.2022, в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч.1 ст. 14 данного ФЗ, а именно «организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Данный вопрос является вопросом местного значения муниципального района и все мероприятия, проводимые на уровне района по его решению распространяют свое действие на территорию сельских поселений. В целях решения данного вопроса местного значения администрацией Бокситогорского муниципального района созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для целей гражданской обороны, согласно плана гражданской обороны и защиты населения Бокситогорского муниципального района осуществляются мероприятия по предоставлению населению средств коллективной и индивидуальной защиты, в рамках муниципальной программы "Безопасность Бокситогорского муниципального района" в 2022 году запланировано строительство систем оповещения на территориях всех сельских поселений Бокситогорского муниципального района, в том числе и на территории Большедворского поселения. Согласно план-графика закупок, конкурсные процедуры по выбору подрядчика на проведение данных работ, запланированы на июнь 2022 года.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом истца от иска прекращено производство по делу в части: признания незаконным бездействие администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в отсутствии принятых конкретных мер для устранения выявленных нарушений законодательства, изложенных в представлении Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в части создания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирования средств коллективной и индивидуальной защиты и обязании администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области создать резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и сформировать средства коллективной и индивидуальной защиты.

Административный истец – помощник Бокситогорского городского прокурора Мурашев П.А. в судебном заседании оставшиеся после прекращения производства по делу исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в отсутствии принятых конкретных мер для устранения выявленных нарушений законодательства, изложенных в представлении Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в части формирования запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, создания муниципальной системы оповещения, создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязать администрацию Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области сформировать запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, создать муниципальную систему оповещения, создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик - представитель администрации        Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Аверин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражениях относительно заявленных требований. В случает удовлетворения требований прокурора просил увеличить срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку бюджет поселения дотационный, на 2022 год бюджет сформирован, средств на выполнение указанных в иске мероприятий не предусмотрено.

Заинтересованное лицо - представитель администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

      Исследовав доказательства, представленные суду в письменной форме, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:

Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Обращаясь в суд с настоящим иском прокурор, с учетом отказа от части требований, просит признать незаконным бездействие администрации Большедворского сельского поселения и обязать администрацию: сформировать запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, создать муниципальную систему оповещения населения, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Бокситогорской городской прокуратурой в адрес администрации было внесено представление с требованием устранения вышеуказанных нарушений закона.

ДД.ММ.ГГГГ представление было рассмотрено административным ответчиком, признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки исполнения представления прокурором была запрошена информация (запрос ) об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

ДД.ММ.ГГГГ в Бокситогорскую городскую прокуратуру поступила информация от администрации, согласно которой не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, не создана муниципальная система оповещения населения.

Возражая относительно заявленных требований административный ответчик указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч.1 данной статьи по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, все мероприятия, проводимые на уровне района по его решению распространяют свое действие на территорию сельских поселений.

Согласно п.8, п. 23, п. 24 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

23) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях закрепления за сельскими поселениями вопросов местного значения в дополнение к вопросам местного значения, установленным частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона принят областной закон Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз (ред. от 22.12.2021) "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области".

В соответствии со ст. 1 областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз (ред. от 22.12.2021) "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" закреплены за сельскими поселениями Ленинградской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, в силу положений ч. 3 и 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 1 областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз (ред. от 22.12.2021) "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" вопросы местного значения, предусмотренные п.8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, а вопросы местного значения, предусмотренные п. 23, п. 24 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, поскольку являются вопросами местного значения муниципальных районов.

То есть, к вопросам местного значения сельского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.8 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; а к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (п. 23, п. 24 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Формирование запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, создание муниципальной системы оповещения, создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, с учетом их назначения, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, следовательно, обязанность по осуществлению таких мер возложена на администрацию Большедворского сельского поселения приведенными выше нормами Федерального закона, в связи с чем безосновательными являются довода административного ответчика о том, что указанные полномочия относятся к полномочиям муниципального района.

Действительно, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Большедворского сельского поселения и администрацией Бокситогорского муниципального района заключено Соглашение о передаче исполнения части полномочий администрации Большедворского сельского поселения администрации Бокситогорского муниципального района, по решению вопросов местного значения поселения по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований.

Таким образом, указанным Соглашением переданы полномочия только по решению вопросов местного значения поселения по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований. Иные полномочия администрации района не передавались.

В силу п. «д» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из положений статьи 25 Федерального закона N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Из пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 следует, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в числе прочего: резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Как установлено судом, и не оспаривается ответчиком, доказательств обратного в суд со стороны ответчика не представлено, администрацией Большедворского сельского поселения в нарушение ч. 2 ст. 11 и ст. 25 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в объеме, предусмотренном номенклатурой и объемами резерва материальных ресурсов администрации, а потому исковые требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.

В силу п. «м» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 утверждено Положение о системах оповещения населения (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 N 60567), в соответствии с которым:

4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

7. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения; муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления; границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования.

9. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

10. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к настоящему Положению.

11. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.

В соответствии с Приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, муниципальная система оповещения оценивается как: оценка "готова к выполнению задач", если, в числе прочего: м) созданы, поддерживаются в исправном состоянии соответствующие потребностям резервы стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами.

Как установлено судом, не оспаривается административным ответчиком, администрацией Большедворского сельского поселения в нарушение вышеуказанных норм не созданы запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, не создана муниципальная система оповещения, доказательств обратного в суд не представлено, а потому исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.

Таким образом, принимая во внимание, что до настоящего времени администрацией не приняты конкретные меры по устранению нарушений в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны в части создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирования запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения,     чем допущено нарушение требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.01.2024 с учетом требований законодательства о бюджетном планировании, поскольку ответчик осуществляет свои функции на бюджетные средства, бюджет Большедворского сельского поселения является дотационным, на 2022 год финансирование на создание материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения в бюджете Большедворского сельского поселения не предусмотрено, бюджетные ассигнования на исполнение действующих обязательств на 2022 год распределены в соответствии с запланированными и поступающими доходами, для устранения нарушений требуются значительные финансовые средства и время для их устранения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Бокситогорского городского прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в отсутствии принятых конкретных мер для устранения выявленных нарушений законодательства, изложенных в представлении Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (в части создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирования запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, создания муниципальной системы оповещения населения) незаконным.

Обязать администрацию Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области сформировать запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, создать муниципальную систему оповещения населения, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в Бокситогорский городской суд и Бокситогорскому городскому прокурору (административный истец) по этому административному делу в течение одного месяца со дня окончания срока исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 04 мая 2022 года.

Судья:

2а-301/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бокситогорский городской прокурор
Ответчики
Администрация Большедворского сельского поселения
Другие
Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
Суд
Бокситогорский городской суд Ленинградской области
Судья
Пименова Арина Геннадиевна
Дело на сайте суда
boksiti.lo.sudrf.ru
16.02.2022Регистрация административного искового заявления
16.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Подготовка дела (собеседование)
14.03.2022Рассмотрение дела начато с начала
28.04.2022Подготовка дела (собеседование)
28.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2022Судебное заседание
04.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Дело оформлено
05.07.2022Дело передано в архив
04.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее