Решение по делу № 2-244/2024 (2-3867/2023;) от 26.09.2023

Гражданское дело №2-244/24

УИД-09RS0001-01-2023-004906-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2024 года город Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ковалевой О.Г., при секретаре судебного заседания – Айчепшеве Т.А.,

с участием: истца - Помойницкого М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-244/24 по исковому заявлению Помойницкого Матвея Михайловича к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Министерству труда и социального развития КЧР о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Помойницкий М.М. обратился с иском к Министерству образования и науки КЧР о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Просит суд: Признать за Помойницким Матвеем Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г.Черкесске Карачаево-Черкесской Республики. 2. Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республике включить Помойницкого Матвея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по городу Черкесску Карачаево-Черкесской Республики. 3. Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республике принять решение об однократном предоставлении Помойницкому Матвею Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.

До рассмотрения спора по существу, от представителя истца ФИО7, поступило заявление в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд:1.Признать за Помойницким Матвеем Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г.Черкесске Карачаево-Черкесской Республики; 2. Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республике включить Помойницкого Матвея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по городу Черкесску Карачаево-Черкесской Республики; 3. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике принять решение об однократном предоставлении Помойницкому Матвею Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.

Определением Черкесского городского суда от 30.01.2024 года, при участии Помойницкого М.М., была произведена замена ответчика, Министерство образования и науки КЧР заменено на Министерство труда и социального развития КЧР (правопреемство).

В судебном заседании Помойницкий М.М. поддержал иск, подтвердил свои доводы, указанные в иске, пояснил, что ни один отказ он не обжаловал, в силу не знания закона и порядка обращения за своим правом ни куда не обращался, срок восстановить не просил, причину пропуска обосновал тем, что находился в тюрьме, так как был осужден, тяжело переживал смерть матери, затем метался в поисках работы, заработка и жилья, особо не интересовался возможностью законным путем получить жилье, знал, что ему как сироте от государства положено жилье, просит иск удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание ответчик – Министерство труда и социального развития КЧР, надлежащим образом судом извещен о времени и месте слушания дела, с ходатайствами к суду не обращался.

В судебное заседание ответчик – Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике не явилось, надлежащим образом судом извещено о времени и месте слушания дела, предоставил письменные возражения относительно иска, просит в иске отказать по основаниям, указанным в возражениях.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно иска – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, не явилось, надлежащим образом судом извещено о времени и месте слушания дела, предоставил письменные возражения относительно иска, просит в иске отказать по следующим основаниям: Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с п.9 ст.8 вышеуказанного федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, предоставляется право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 №34-P3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Закон КЧР №34-P3). Реализация прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом КЧР № 34-P3 осуществляется путем однократного предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики для детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 15.01.2024 № 1 «О внесении изменений в Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19.07.2013 №184 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений» с 01 января 2024 года Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно Указу Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2016 №271 «О внесении изменений в Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 03.02.2014 №20 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного государственного жилищного фонда КЧР и осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений». Министерство имущественных и земельных отношений КЧР определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного государственного жилищного фонда КЧР, представлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений. Согласно положениям ст.3 Закона КЧР №34-P3жилые помещения приобретаются уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупки на приобретение жилых помещений осуществляются исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, и в порядке очередности согласно списку детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.03.2013 № 34-P3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики», сформированному уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики. Согласно приказа Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2023 №1169 «О предоставлении детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» Помойницкий Матвей Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не состоит в списке. Таким образом, предоставление специализированного жилого помещения Министерством имущественных и земельных отношений КЧР вопреки утвержденного списка, незаконно.

Остальные стороны в суд не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, каких либо ходатайств в суд не направили.

Согласно части 1 статьи 167 ГПК РФ лица участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки в судебное заседание и представить доказательства, подтверждающие уважительность этих причин.

Суд, выслушав пояснения сторон по доводам искового заявления и возражениям на него, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду следующего.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 98.1 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 99 ЖК РФ определено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Частью 2 названной статьи Кодекса предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон №159) раскрыты используемые для целей настоящего Федерального закона понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 8 Федерального закона №159 установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 №397.

Судом установлено, что Помойницкий Матвей Михайлович, родился 25 сентября 1979 года в городе Усть-Джегута КЧАО, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Усть-Джегутинского районного народного суда КЧАО Ставропольского края от 16 октября 1984 года, его мать - ФИО4 лишена в отношении него родительских прав.

Согласно свидетельства о смерти, 18.09.2005 года, умер его отец – ФИО8

Решением Исполнительного комитета Усть-Джегутинского совета народных депутатов от 23 января 1985 года №22 истец был определен в детский дом и с 13 февраля 1985 года по 10 июня 1989 года находился на воспитании в Государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) » <адрес>, а впоследствии - в Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » <адрес>.

С 01 сентября 1995 года по 12 мая 1998 года обучался в среднем профессионально-техническом училище <адрес>.

Поскольку органы опеки и попечительства никаких мер по включению его в список на получение жилья не предпринимали, в 1995 году Помойницкий М.М. обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, был поставлен на учет под номером 340. Признавая право на жилище, органы опеки и попечительства истцу предложили комнату в общежитии в <адрес>, на что он отказался, поскольку по закону ему положена квартира.

После обучения в СПТУ №34 г.Черкесска, с 1998 года по 2000 год Помойницкий М.М. проходил службу в армии. С 2003 года по 2010 год отбывал наказание в местах лишения свободы, суду на обозрение представил справку, однако приобщать в материалы дела не просил.

С 13 октября 2010 года Помойницкий М.М. зарегистрирован и постоянно проживает в <адрес>. Истец не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.

Поскольку истец своевременно не был обеспечен жильем, в соответствии с Указом Главы КЧР от 19 июля 2013 года №184 в 2016 году он обратился в Министерство образования и науки КЧР с заявлением о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. Приказом Министерства образования и науки КЧР от 25 декабря 2017 1 года № 1186 Помойницкому М.М. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, в связи с отсутствием документов, подтверждающих принадлежность к категории ребенка-сироты или лица, из числа детей-сирот, а также в связи с достижением возраста 23 лет.

При этом, Помойницкий М.М. полагал отказ Министерства образования и науки КЧР необоснованным, однако в судебном порядке данный отказ не обжаловал.

16 сентября 2022 года истец снова обратился в Администрацию Усть-Джегутинского городского поселения, однако в своем письме № 2797 от 23 сентября 2022 года врио Главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения сообщил, что в списках граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения вставших на очередь до 2005 года истец не состоит и документов, подтверждающих нахождение его под опекой, нет.

Согласно п.3 Правил формирования списка в Список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

Согласно сведениям, имеющимся в деле, истец Помойницкий М.М. на учете в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял.

Возраста 18 лет Помойницкий М.М. достиг ДД.ММ.ГГГГ, а возраста 23 лет - ДД.ММ.ГГГГ году, соответственно.

В 2015 году зарегистрировал брак с ФИО9, в 2015 году родился сын – ФИО11.

В 2003 году Помойницкий М.М. уехал на заработки, в том же году был осужден сроком на 7,5 лет строгого режима, освободился в 2010 году.

На регистрационный учет по месту жительства в городе Черкесске стал 13.10.2010 года.

Из изложенного следует, что истец, Приказом по СПТУ-34 от 12.05.1998 года, с 01.09.1995 по 12.05.1998 досрочно выпущен, в связи с призывом в ряды Вооруженных Сил Российской Армии, не был учтен в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, предоставление жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом .

Между тем, как считает суд, непринятие уполномоченными на то органами названных выше мер в период нахождения истца в вышеназванных учреждения, а также несвоевременное обращение истца с заявлениями для постановки его на учет для получения специализированного жилья, как сироте, не может служить основанием для удовлетворения иска Е.Ю.

Как указано в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

В настоящем деле отсутствуют основания для признания уважительными причин, по которым Помойницкий М.М. не был поставлен на соответствующий учет, не внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после 25 сентября 1997 года.

Достигнув возраста совершеннолетия 25 сентября 1997 года и до достижения возраста 23 лет (25 сентября 2002) Помойницкий М.М. самостоятельно с заявлением о его постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список лиц, имеющих право на предоставление им вне очереди жилого помещения не обращался.

С соответствующим заявлением Помойницкий М.М. обратился к ответчику только в декабре 2017, получив отказ в феврале 2018 года.

Истцом суду не представлены доказательства, подтверждающие уважительный характер его не обращения с соответствующим заявлением как в период с 25.09.1997 по 25.09.2002 (до достижения возраста 23 лет), так и в последующем на протяжении времени до сентября 2023, то есть на протяжении более 20 лет, в совокупности.

Судом также учтено, что в 1995 году Помойницкий М.М. обращался в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, был поставлен на учет под номером 340. Признавая право на жилище, органы опеки и попечительства истцу предложили комнату в общежитии в <адрес>, на что он отказался, поскольку по закону ему положена квартира.

Уже с 1995 года истец знал о своем праве постановки на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список лиц, имеющих право на предоставление им вне очереди жилого помещения, так как Помойницкий М.М. сам это подтвердил в судебном заседании, но как-то не находил времени и возможности для своевременного обращения в компетентные органы. Другие доводы Помойницкого М.М. о том, что он не знал о своем праве на однократное получение жилого помещения, ему не были даны соответствующие разъяснения, суд признает несостоятельными, не подтверждающими уважительность причин, на которые ссылается истец. Это не было связано с личностью самого Помойницкого М.М. либо иными причинами, которые объективно препятствовали ему обращению с соответствующим заявлением.

Однако факт нуждаемости в улучшении жилищных условий, на который ссылался истец, также не является основанием для удовлетворения его требований. Истец не лишен возможности с целью улучшения жилищных условий обратиться в органы местного самоуправления о постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на общих основаниях предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Судом также учтено, что Определением Черкесского городского суда от 30.01.2024 года, при участии Помойницкого М.М., была произведена замена ответчика, Министерство образования и науки КЧР заменено на Министерство труда и социального развития КЧР (правопреемство), при этом, истец, уточняя исковые требования, просил суд обязать Министерство образования и науки КЧР включить Помойницкого Матвея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по городу Черкесску Карачаево-Черкесской Республики, который не является стороной по делу.

Рассматривая исковые требования в том формате как указал истец, суд лишен права выходить за пределы заявленных требований истцом. При таких обстоятельствах исковые требования Помойницкого М.М. к Министерству образования и науки КЧР удовлетворены быть не могут, так как заявлены к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Помойницкого Матвея Михайловича к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Министерству труда и социального развития КЧР о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. В окончательной редакции мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2024 года.

Судья Черкесского городского суда                       О.Г. Ковалева

Гражданское дело №2-244/24

УИД-09RS0001-01-2023-004906-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2024 года город Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ковалевой О.Г., при секретаре судебного заседания – Айчепшеве Т.А.,

с участием: истца - Помойницкого М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-244/24 по исковому заявлению Помойницкого Матвея Михайловича к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Министерству труда и социального развития КЧР о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Помойницкий М.М. обратился с иском к Министерству образования и науки КЧР о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Просит суд: Признать за Помойницким Матвеем Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г.Черкесске Карачаево-Черкесской Республики. 2. Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республике включить Помойницкого Матвея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по городу Черкесску Карачаево-Черкесской Республики. 3. Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республике принять решение об однократном предоставлении Помойницкому Матвею Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.

До рассмотрения спора по существу, от представителя истца ФИО7, поступило заявление в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд:1.Признать за Помойницким Матвеем Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г.Черкесске Карачаево-Черкесской Республики; 2. Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республике включить Помойницкого Матвея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по городу Черкесску Карачаево-Черкесской Республики; 3. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике принять решение об однократном предоставлении Помойницкому Матвею Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.

Определением Черкесского городского суда от 30.01.2024 года, при участии Помойницкого М.М., была произведена замена ответчика, Министерство образования и науки КЧР заменено на Министерство труда и социального развития КЧР (правопреемство).

В судебном заседании Помойницкий М.М. поддержал иск, подтвердил свои доводы, указанные в иске, пояснил, что ни один отказ он не обжаловал, в силу не знания закона и порядка обращения за своим правом ни куда не обращался, срок восстановить не просил, причину пропуска обосновал тем, что находился в тюрьме, так как был осужден, тяжело переживал смерть матери, затем метался в поисках работы, заработка и жилья, особо не интересовался возможностью законным путем получить жилье, знал, что ему как сироте от государства положено жилье, просит иск удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание ответчик – Министерство труда и социального развития КЧР, надлежащим образом судом извещен о времени и месте слушания дела, с ходатайствами к суду не обращался.

В судебное заседание ответчик – Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике не явилось, надлежащим образом судом извещено о времени и месте слушания дела, предоставил письменные возражения относительно иска, просит в иске отказать по основаниям, указанным в возражениях.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно иска – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, не явилось, надлежащим образом судом извещено о времени и месте слушания дела, предоставил письменные возражения относительно иска, просит в иске отказать по следующим основаниям: Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с п.9 ст.8 вышеуказанного федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, предоставляется право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 №34-P3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Закон КЧР №34-P3). Реализация прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом КЧР № 34-P3 осуществляется путем однократного предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики для детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 15.01.2024 № 1 «О внесении изменений в Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19.07.2013 №184 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений» с 01 января 2024 года Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно Указу Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2016 №271 «О внесении изменений в Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 03.02.2014 №20 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного государственного жилищного фонда КЧР и осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений». Министерство имущественных и земельных отношений КЧР определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного государственного жилищного фонда КЧР, представлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений. Согласно положениям ст.3 Закона КЧР №34-P3жилые помещения приобретаются уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупки на приобретение жилых помещений осуществляются исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, и в порядке очередности согласно списку детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.03.2013 № 34-P3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики», сформированному уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики. Согласно приказа Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2023 №1169 «О предоставлении детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» Помойницкий Матвей Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не состоит в списке. Таким образом, предоставление специализированного жилого помещения Министерством имущественных и земельных отношений КЧР вопреки утвержденного списка, незаконно.

Остальные стороны в суд не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, каких либо ходатайств в суд не направили.

Согласно части 1 статьи 167 ГПК РФ лица участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки в судебное заседание и представить доказательства, подтверждающие уважительность этих причин.

Суд, выслушав пояснения сторон по доводам искового заявления и возражениям на него, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду следующего.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 98.1 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 99 ЖК РФ определено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Частью 2 названной статьи Кодекса предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон №159) раскрыты используемые для целей настоящего Федерального закона понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 8 Федерального закона №159 установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 №397.

Судом установлено, что Помойницкий Матвей Михайлович, родился 25 сентября 1979 года в городе Усть-Джегута КЧАО, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Усть-Джегутинского районного народного суда КЧАО Ставропольского края от 16 октября 1984 года, его мать - ФИО4 лишена в отношении него родительских прав.

Согласно свидетельства о смерти, 18.09.2005 года, умер его отец – ФИО8

Решением Исполнительного комитета Усть-Джегутинского совета народных депутатов от 23 января 1985 года №22 истец был определен в детский дом и с 13 февраля 1985 года по 10 июня 1989 года находился на воспитании в Государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) » <адрес>, а впоследствии - в Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » <адрес>.

С 01 сентября 1995 года по 12 мая 1998 года обучался в среднем профессионально-техническом училище <адрес>.

Поскольку органы опеки и попечительства никаких мер по включению его в список на получение жилья не предпринимали, в 1995 году Помойницкий М.М. обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, был поставлен на учет под номером 340. Признавая право на жилище, органы опеки и попечительства истцу предложили комнату в общежитии в <адрес>, на что он отказался, поскольку по закону ему положена квартира.

После обучения в СПТУ №34 г.Черкесска, с 1998 года по 2000 год Помойницкий М.М. проходил службу в армии. С 2003 года по 2010 год отбывал наказание в местах лишения свободы, суду на обозрение представил справку, однако приобщать в материалы дела не просил.

С 13 октября 2010 года Помойницкий М.М. зарегистрирован и постоянно проживает в <адрес>. Истец не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.

Поскольку истец своевременно не был обеспечен жильем, в соответствии с Указом Главы КЧР от 19 июля 2013 года №184 в 2016 году он обратился в Министерство образования и науки КЧР с заявлением о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. Приказом Министерства образования и науки КЧР от 25 декабря 2017 1 года № 1186 Помойницкому М.М. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, в связи с отсутствием документов, подтверждающих принадлежность к категории ребенка-сироты или лица, из числа детей-сирот, а также в связи с достижением возраста 23 лет.

При этом, Помойницкий М.М. полагал отказ Министерства образования и науки КЧР необоснованным, однако в судебном порядке данный отказ не обжаловал.

16 сентября 2022 года истец снова обратился в Администрацию Усть-Джегутинского городского поселения, однако в своем письме № 2797 от 23 сентября 2022 года врио Главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения сообщил, что в списках граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения вставших на очередь до 2005 года истец не состоит и документов, подтверждающих нахождение его под опекой, нет.

Согласно п.3 Правил формирования списка в Список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

Согласно сведениям, имеющимся в деле, истец Помойницкий М.М. на учете в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял.

Возраста 18 лет Помойницкий М.М. достиг ДД.ММ.ГГГГ, а возраста 23 лет - ДД.ММ.ГГГГ году, соответственно.

В 2015 году зарегистрировал брак с ФИО9, в 2015 году родился сын – ФИО11.

В 2003 году Помойницкий М.М. уехал на заработки, в том же году был осужден сроком на 7,5 лет строгого режима, освободился в 2010 году.

На регистрационный учет по месту жительства в городе Черкесске стал 13.10.2010 года.

Из изложенного следует, что истец, Приказом по СПТУ-34 от 12.05.1998 года, с 01.09.1995 по 12.05.1998 досрочно выпущен, в связи с призывом в ряды Вооруженных Сил Российской Армии, не был учтен в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, предоставление жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом .

Между тем, как считает суд, непринятие уполномоченными на то органами названных выше мер в период нахождения истца в вышеназванных учреждения, а также несвоевременное обращение истца с заявлениями для постановки его на учет для получения специализированного жилья, как сироте, не может служить основанием для удовлетворения иска Е.Ю.

Как указано в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

В настоящем деле отсутствуют основания для признания уважительными причин, по которым Помойницкий М.М. не был поставлен на соответствующий учет, не внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после 25 сентября 1997 года.

Достигнув возраста совершеннолетия 25 сентября 1997 года и до достижения возраста 23 лет (25 сентября 2002) Помойницкий М.М. самостоятельно с заявлением о его постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список лиц, имеющих право на предоставление им вне очереди жилого помещения не обращался.

С соответствующим заявлением Помойницкий М.М. обратился к ответчику только в декабре 2017, получив отказ в феврале 2018 года.

Истцом суду не представлены доказательства, подтверждающие уважительный характер его не обращения с соответствующим заявлением как в период с 25.09.1997 по 25.09.2002 (до достижения возраста 23 лет), так и в последующем на протяжении времени до сентября 2023, то есть на протяжении более 20 лет, в совокупности.

Судом также учтено, что в 1995 году Помойницкий М.М. обращался в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, был поставлен на учет под номером 340. Признавая право на жилище, органы опеки и попечительства истцу предложили комнату в общежитии в <адрес>, на что он отказался, поскольку по закону ему положена квартира.

Уже с 1995 года истец знал о своем праве постановки на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список лиц, имеющих право на предоставление им вне очереди жилого помещения, так как Помойницкий М.М. сам это подтвердил в судебном заседании, но как-то не находил времени и возможности для своевременного обращения в компетентные органы. Другие доводы Помойницкого М.М. о том, что он не знал о своем праве на однократное получение жилого помещения, ему не были даны соответствующие разъяснения, суд признает несостоятельными, не подтверждающими уважительность причин, на которые ссылается истец. Это не было связано с личностью самого Помойницкого М.М. либо иными причинами, которые объективно препятствовали ему обращению с соответствующим заявлением.

Однако факт нуждаемости в улучшении жилищных условий, на который ссылался истец, также не является основанием для удовлетворения его требований. Истец не лишен возможности с целью улучшения жилищных условий обратиться в органы местного самоуправления о постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на общих основаниях предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Судом также учтено, что Определением Черкесского городского суда от 30.01.2024 года, при участии Помойницкого М.М., была произведена замена ответчика, Министерство образования и науки КЧР заменено на Министерство труда и социального развития КЧР (правопреемство), при этом, истец, уточняя исковые требования, просил суд обязать Министерство образования и науки КЧР включить Помойницкого Матвея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по городу Черкесску Карачаево-Черкесской Республики, который не является стороной по делу.

Рассматривая исковые требования в том формате как указал истец, суд лишен права выходить за пределы заявленных требований истцом. При таких обстоятельствах исковые требования Помойницкого М.М. к Министерству образования и науки КЧР удовлетворены быть не могут, так как заявлены к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Помойницкого Матвея Михайловича к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Министерству труда и социального развития КЧР о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. В окончательной редакции мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2024 года.

Судья Черкесского городского суда                       О.Г. Ковалева

2-244/2024 (2-3867/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Помойницкий Матвей Михайлович
Ответчики
Министерство труда и социального развития КЧР
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Министерство имущественных и земельных отношений
Другие
Карачаево-Черкесская Республиканская государственная бюджетная профессиональная образовательная организация "Многопрофильный технологический колледж"
Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18"
Администрация Усть-Джегутинского муниципального района КЧР
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР
Мэрия МО г.Черкесска
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Ковалева Ольга Геннадиевна
Дело на сайте суда
cherkessky.kchr.sudrf.ru
26.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2023Передача материалов судье
29.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.10.2023Предварительное судебное заседание
06.11.2023Предварительное судебное заседание
09.11.2023Предварительное судебное заседание
28.11.2023Предварительное судебное заседание
14.12.2023Предварительное судебное заседание
15.01.2024Предварительное судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Предварительное судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее