судья Сальников С.П. 33-1866/2024 (2 инстанция)
2-487/2023 (1 инстанция)
52RS0044-01-2023-000503-17
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 06 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Фролова А.Л.,
судей Столбова Е.М., Шутова А.В.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Столбова Е.М. гражданское дело по иску Кузнецовой В. Н. к Государственному внебюджетному фонду отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области о перерасчете пенсии, по апелляционной жалобе ОСФР по Нижегородской на решение Починковского районного суда Нижегородской области от 20 сентября 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова В.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о перерасчете пенсии, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Кузнецова В.Н. является получателем пенсии по старости. С 15.03.2023 г. получает пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст.17 Закона РФ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ за умершего мужа Кузнецова А. А., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. [дата] муж Кузнецов А.А. умер и истцу была назначена пенсия в размере 125% размера социальной пенсии.
18.07.2023 г. истец обратилась в ОСФР по Нижегородской области с заявлением о перерасчете пенсии в размере 200% от размера социальной пенсии в связи с тем, что ее муж был призван для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в рамках мобилизационного предписания, то есть был призван на специальные сборы и направлен для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ответчика [номер] от 26.07.2023 г. Кузнецовой В.Н. было отказано в перерасчете пенсии в соответствии с пп.1 п.4 ст.15 Закона РФ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ. С данным отказом истец не согласна.
Истец просит суд возложить обязанность на Государственный внебюджетный фонд – Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области произвести Кузнецовой В.Н. перерасчет пенсии по потере кормильца, как вдове инвалида - чернобыльца, с 18 июля 2023 года из расчета 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подп.1 п.1 ст.18 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Также взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб. и расходы на составление искового заявления в сумме 3 000 руб.
Решением Починковского районного суда Нижегородской области от 20 сентября 2023 года исковые требования Кузнецовой В. Н. удовлетворены и на ОСФР по Нижегородской области возложена обязанность произвести Кузнецовой В. Н. перерасчет пенсии по потере кормильца, как вдове инвалида - чернобыльца, с 18 июля 2023 года из расчета 200% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», взысканы с ответчика в пользу Кузнецовой В. Н. судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 рублей и расходы на составление искового заявления в сумме 3000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчиком поставлен вопрос об отмене состоявшегося решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального права при неправильном определении юридически значимых обстоятельств. Указывает, что не установлена причинная связь смерти супруга истца вследствие военной травмы, полученной при исполнении военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что истец Кузнецова В.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 07.07.2015 г. бессрочно, а также получателем пенсии по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца с 15.03.2023 г. в соответствии с пп.1 п.4 ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (л.д.19).
20.03.2023 г. Кузнецова В.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) в соответствии с п.2 ст.22 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», претендуя на пенсию по СПК в соответствии со ст.8 и ст.18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Для перерасчета размера пенсии Кузнецовой В.Н. представлены: решение экспертного совета ФГБУ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ И РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ имени А.М. Никифорова» от 20.06.2023 г. [номер]; заключение [номер] от 12.07.2023 г. выданное ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России Бюро [номер] – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Минтруда России; трудовая книжка, военный билет, удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ставшего инвалидом Кузнецова А.А.
Решением ГВН – Отделение фонда пенсионного и социального страхования по Нижегородской области [номер] от 26.07.2023 г., Кузнецовой В.Н. отказано в перерасчете размера пенсии, поскольку причинная связь смерти Кузнецова А.А. не связана с исполнением иных обязанностей военной службы (л.д.16-18).
Согласно свидетельству о заключении брака [номер] от 05.06.1982г. Кузнецов А. А. и Бухалова В.Н. заключили брак 05.06.1982 г., актовая запись [номер], после заключения брака присвоены фамилии: мужу Кузнецов, жене Кузнецова (л.д.15).
С 15.03.2023 г. Кузнецова В.Н. является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со пп.1 п.4 ст.10 Закона РФ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ за умершего мужа Кузнецова А.А., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 125% размера социальной пенсии (л.д.19, 99).
Согласно военному билету [номер] от 11.05.1976 г. Кузнецов А.А. Приказом [номер] был призван для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участвовал на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и получил дозу облучения 19 р/ч в период с 05.02.1987 г. по 16.04.1987 г.
Кузнецову А.А. 21.07.2006 г. было выдано удостоверение [номер] перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Основанием для выдачи удостоверения стало Решение межведомственного экспертного совета [номер] от 21.06.2006 г. (л.д.33).
В соответствии со справкой серия [номер] [номер] от 14.07.2011 г. Кузнецову А.А. была повторно установлена первая группа инвалидности, бессрочно, причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (л.д.31).
Из справки [номер] от 16.05.2017 г. выданной Военным комиссариатом Лукояновского и Починковского районов Нижегородской области, установлено, что Кузнецов А.А. действительно проходил военную службу в период с 11.05.1976 г. по 22.05.1978 г. и принимал участие по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 05.02.1987 г. по 16.04.1987 г. Основание выдачи справки - учетная карточка к военному билету (л.д.32).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований истца в связи с наличием объективно установленных обстоятельств и доказанности факта смерти ее супруга именно в результате военной травмы, полученной в результате ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС, а также заболевания, полученного в результате ликвидации последствий радиационной аварии, в связи с чем возложил на пенсионный орган обязанность произвести Кузнецовой В.Н. перерасчет пенсии по потере кормильца, как вдове инвалида - чернобыльца, с 18 июля 2023 года из расчета 200% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
С данными выводами суда соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
Статьей 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено право граждан на выбор вида получаемой пенсии.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в частности:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте) предусмотрено, в том числе супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из смысла статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" исполнение обязанностей военной службы в рамках реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества (часть 1 статья 59 Конституции Российской Федерации) может осуществляться не только собственно военнослужащими, но и гражданами, проходящими военные сборы, участие в которых в период пребывания в запасе является составной частью воинской обязанности граждан Российской Федерации (преамбула, пункт 1 статьи 1); при этом как военнослужащий, так и гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в частности, в случае участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф (подпункт "п" пункта 1 статьи 37).
Из данных законоположений следует, что исполнявшими обязанности военной службы считаются и граждане, которые, будучи военнообязанными, были призваны на специальные сборы и направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По общему правилу, граждане, призванные на военные сборы, имеют иной, чем у военнослужащих, статус с учетом существенных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Такое правовое регулирование основано на объективно существующих различиях в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на относящихся к соответствующим категориям граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 338-О-О, от 24 декабря 2013 года N 2065-О и от 28 февраля 2017 года N 230-О).
В то же время в силу абзаца второго пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случаях и порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих.
Учитывая, что военнообязанные, призванные на специальные военные сборы и направленные для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так же как и военнослужащие, исполняли обязанности военной службы, то есть действовали в публичных интересах, причем в условиях, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, и, таким образом, фактически находились в равном с военнослужащими положении, федеральный законодатель распространил на таких граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, порядок пенсионного обеспечения, установленный для инвалидов вследствие военной травмы (абзац первый пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Тем самым военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 395-О и от 26 марта 2019 года N 689-О).
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
В соответствии с пунктом 95 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н, для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания представляется, в том числе, заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии, подтверждающее причину смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Материалами дела с достаточной полнотой установлено, что согласно военному билету [номер] от 11.05.1976 г. Кузнецов А.А. приказом [номер] был призван для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участвовал на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и получил дозу облучения 19 р/ч в период с 05.02.1987 г. по 16.04.1987 г.
Из справки [номер] от 16.05.2017 г. выданной Военным комиссариатом Лукояновского и Починковского районов Нижегородской области, установлено, что Кузнецов А.А. действительно проходил военную службу в период с 11.05.1976 г. по 22.05.1978 г. и принимал участие по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 05.02.1987 г. по 16.04.1987 г. (л.д.32).
21.07.2006 г. Кузнецову А.А. было выдано удостоверение [номер] перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Основанием для выдачи удостоверения стало Решение межведомственного экспертного совета [номер] от 21.06.2006 г. (л.д.33).
В соответствии со справкой серия [номер] [номер] от 14.07.2011 г. Кузнецову А.А. была повторно установлена первая группа инвалидности, бессрочно, причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (л.д.31).
Согласно Решению экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России от 20.06.2023г. причина смерти Кузнецова А.А. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (л.д.65).
Кроме того, в соответствии с Заключением ФКУ ГБ МСЭ по Нижегородской области Минтруда России от 12.07.2023г. смерть инвалида Кузнецова А.А., [дата] г.р., связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (л.д.66).
Доводам апелляционной жалобы, что не установлена причинная связь смерти супруга истца вследствие военной травмы, полученной при исполнении военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, судом дана надлежащая оценка, при этом исходил из того обстоятельства, что данные доводы основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Выводы пенсионного фонда о том, что умерший супруг Кузнецовой В.Н. являлся гражданином, получившим заболевание в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а не военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, является ошибочным.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального и процессуального права являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 ГПК Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Починковского районного суда Нижегородской области от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.02.2024 года.