дело № 2-67/2017 |
|
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
18 апреля 2017 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Брагина Ю.В.
при секретаре судебного заседания Ярушиной С.И.,
с участием представителя истца Желтышева И.А.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда России в Суксунском районе Пермского края Щуковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стяжкиной И. Ю. к Управлению Пенсионного фонда России в Суксунском районе Пермского края о признании решения об отказе в установлении пенсии и протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконными в части, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Стяжкина И.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Суксунском районе Пермского края, просила:
- признать решение ответчика об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № и протокол заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ей в назначении и выдаче пенсии незаконными;
- возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж ее медицинской деятельности периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 месяца 20 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 месяца 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 16 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 месяцев 6 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 7 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 месяца 3 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 19 дней, всего 1 год 5 месяцев 8 дней;
- возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный стаж ее медицинской деятельности период ее работы в качестве врача-физиотерапевта МУЗ «Суксунская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 года 12 дней с применением льготного порядка исчисления стажа медицинской деятельности в размере 3 года 9 месяцев 17 дней;
- возложить на ответчика обязанность назначить и выдать истцу пенсию с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований Стяжкина И.Ю. указала, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.03.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, решением комиссии ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № и протоколом № заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении указанной пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа медицинской деятельности. При этом в ее специальный стаж период ее работы в качестве врача-физиотерапевта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был включен без применения льготного порядка исчисления стажа медицинской деятельности и не были включены указанные выше периоды ее работы, в которые она проходила курсы повышения квалификации. Полагает, что прохождение курсов повышения квалификации являлось условием выполнения ею медицинской деятельности. Работодатель был обязан периодически направлять ее на указанные курсы, где она обучалась в том числе и охране труда. В противном случае работодатель должен был бы отстранить ее от работы. Курсы повышения квалификации она проходила по соответствующим приказам работодателя, была допущена до работы после их успешного окончания. При этом во время нахождения на курсах повышения квалификации за нею сохранялось место работы и выплачивалась заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Относительно порядка исчисления стажа ее работы в качестве врача-физиотерапевта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полагает, что вопрос о включении в специальный стаж периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по волеизъявлению застрахованного лица, должен решаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, то есть в данном случае – на основании Постановления Совета Министров от 06.09.1991 № 464, действовавшего до 14 ноября 2002 года, согласно которому указанный период работы должен быть учтен из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца.
Представителем ответчика суду представлены возражения на исковое заявление Стяжкиной И.Ю., согласно которым отказ в назначении пенсии обоснован тем, что не подлежат включению в специальный стаж медицинской деятельности периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, поскольку они не указаны в качестве иных периодов, подлежащих включению в специальный стаж, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
По требованию об исчислении периода работы в качестве врача-физиотерапевта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного порядка исчисления стажа: порядок применения правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665. С 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности. Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (л.д.28).
В судебное заседание истец Стяжкина И.Ю. не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Представитель истца Желтышев И.А., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании настаивал на заявленных истцом исковых требованиях, по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Щукова Е.В., действующая на основании приказа о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ № л/с (л.д.38), с иском не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ГБУЗ ПК «Суксунская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 24).
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Стяжкина И.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, осуществлявшему не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности.
На основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № решением Управления Пенсионного фонда РФ в Суксунском районе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Стяжкиной И.Ю. было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа медицинской деятельности, был учтен специальный стаж 22 года 10 месяцев 22 дня (при требуемом - 25 лет). При этом ответчиком не включены в специальный стаж медицинской деятельности Стяжкиной И.Ю. следующие периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 месяца 20 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 месяца 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 16 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 месяцев 6 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 7 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 месяца 3 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 19 дней, всего 1 год 5 месяцев 8 дней. Кроме того, период работы истца в качестве врача-физиотерапевта, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитан в календарном порядке (л.д. 8-9).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела Стяжкиной И.Ю., объяснениями представителей сторон.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что согласно трудовой книжке и уточняющей справке ГБУЗ ПК «Суксунская ЦРБ» Стяжкина И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в должности врача-физиотерапевта в МУ Суксунская ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ – в МУЗ «Суксунская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ – в ГБУЗ ПК «Суксунская ЦРБ», где работает в должности врача-физиотерапевта по настоящее время (л.д. 7, 46-47).
В соответствии с выписками из приказов № п. 4 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ она была направлена на курсы повышения квалификации для прохождения курсов усовершенствования по специальности «Физиотерапия», № от ДД.ММ.ГГГГ в интернатуру по специальности «Отоларингология», № от ДД.ММ.ГГГГ для переподготовки по специальности «Отоларингология», № от ДД.ММ.ГГГГ на курсы усовершенствования по теме «Отоларингология» (л.д. 11-14, 39).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу части 1 статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Из материалов пенсионного дела следует, что при направлении работодателем Стяжкиной И.Ю. на курсы повышения квалификации, за ней сохранялась на периоды прохождения этих курсов заработная плата, осуществлялись выплаты в Пенсионный фонд РФ, что представителем ответчика не оспаривается. Следовательно, по своим правовым последствиям направление работника на курсы повышения квалификации аналогично направлению его в служебную командировку, что в свою очередь предполагает, что данные периоды не могут быть исключены из специального стажа.
Поскольку за работником в указанный период как сохранялось место работы, так и производились выплаты, предусмотренные законодательством, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, указанное обстоятельство подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица (пенсионное дело).
Исходя из приведенных выше правовых норм и установленных судом обстоятельств, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 месяца 20 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 месяца 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 16 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 месяцев 6 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 7 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 месяца 3 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 19 дней подлежат включению в специальный стаж медицинской деятельности истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Стяжкина И.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ. На указанную дату ее специальный стаж медицинской деятельности, учтенный пенсионным органом, составлял 22 года 10 месяцев 22 дня. Между тем, с учетом периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, подлежащих включению в специальный стаж для назначения пенсии, необходимая для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность данного стажа (25 лет) у истца наступила ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд по изложенным выше мотивам также считает подлежащим включению в специальный стаж медицинской деятельности истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и период нахождения Стяжкиной И.Ю. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые были ею пройдены на основании приказа работодателя о направлении в командировку с целью усовершенствования по циклу «Физиотерапия» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно представленной суду уточняющей справке ГБУЗ ПК «Суксунская ЦРБ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Стяжкина И.Ю., за исключением указанных выше курсов повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также продолжала работу на должности врача-физиотерапевта, занималась лечебной работой, в течение полного рабочего дня.
При изложенных, установленных судом обстоятельствах, с учетом приведенных правовых норм протокол заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в части невключения в специальный стаж медицинской деятельности Стяжкиной И.Ю. периодов курсов повышения квалификации является незаконным. Соответствующие исковые требования Стяжкиной И.Ю. (об оспаривании протокола в части, включении в специальный стаж медицинской деятельности периодов курсов повышения квалификации) подлежат удовлетворению, равно как подлежит удовлетворению и требование о возложении на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако данное требование с учетом изложенных обстоятельств может быть удовлетворено лишь в части с момента возникновения соответствующего права, то есть со дня, следующего за днем наступления необходимого стажа медицинской деятельности, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Иск в части требования об исчислении периода работы истца в качестве врача-физиотерапевта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного порядка исчисления стажа суд находит не подлежащим удовлетворению, соглашаясь с доводами, изложенными представителем ответчика в письменных возражениях на иск (л.д.28-30).
При этом суд руководствуется пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно которому исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) пункта 1 настоящего постановления, применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Оснований для удовлетворения требования о признании решения ответчика об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным в части отказа истцу в назначении и выдаче пенсии не имеется, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец не имел требуемой продолжительности специального стажа медицинской деятельности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Стяжкиной И. Ю. удовлетворить частично.
Признать незаконным в части невключения в специальный стаж медицинской деятельности периодов курсов повышения квалификации Стяжкиной И. Ю. протокол заседания комиссии Управления Пенсионного фонда России в Суксунском районе Пермского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, обязав ответчика включить в специальный стаж медицинской деятельности Стяжкиной И. Ю. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Стяжкиной И. Ю. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения соответствующего права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований в остальной части Стяжкиной И. Ю. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Ю.В. Брагин |
Мотивированное решение составлено 21 апреля 2017 года