Карабудахкентский районный суд РД
судья Казаватов А.А.
дело № 2-265/2024
УИД-05RS0029-01-2023-002867-36
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2024 года, № 33-2595/2024, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО6,
судей ФИО3 и ФИО4,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Батразова Курбанали Муртазалиевича об установлении факта участия в боевых действиях,
по частной жалобе заявителя Батразова К.М. на определение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 24 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Загирова Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Батразов К.М. обратился в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях, в обосновании которого указано, что младший сержант запаса Батразов К.М. был призван весенним призывом 1998 года в в/ч 55107 г. Ставрополь, осенью 1998 года он был переведен в в/ч 65222 г. Ростов.
В июле 1999 года Батразов К.М. был командирован в г. Моздок. В обязанности Батразова К.М., будучи в командировке, входило следование по маршруту Моздок-Ханкала-Моздок, Моздок-Шали-Моздок.
По этому маршруту он перевозил военнослужащих и боеприпасы к месту боевых действий, что свидетельствуют о выполнении им задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта. Батразов К.М. обратился в Военный комиссариат города Избербаш, Каякентского и Карабудахкентского районов РД для получения удостоверения «Ветерана боевых действий» на территории Чеченской Республики, в чем ему было отказано.
Основанием для отказа послужило Решение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Потому просит суд установить факт его нахождения на территории Северо-Кавказских Республик, в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в июле 1999 года.
Определением Карабудахкентского районного суда от 24 января 2024 года постановлено:
«Заявление Батразова Курбанали Муртазалиевича об установлении факта участия в боевых действиях, оставить без рассмотрения».
На данное определение заявителем Батразовым К.М. подана частная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Как видно из заявления, установление факта участия граждан в боевых действиях необходимо для возникновения у заявителя права на получение льгот ветеранов боевых действий.
Между тем, на момент подачи заявления об установления юридического факта нахождения на территории Северо-Кавказских Республик, в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в июле 1999 года, спора между заявителем и заинтересованным лицом не имеется.
Заявитель обратился в суд только по рекомендации для установления юридического факта нахождения на территории Северо-Кавказских Республик, в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в июле 1999 года, так как другими способами данный факт установить невозможно.
В данном случае Батразов К.М. не имеет возможности установить факт нахождения на территории Северо-Кавказских Республик, в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в июле 1999 года другими способами, кроме как решением суда.
Установление факта нахождения на территории Северо-Кавказских Республик, в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в июле 1999 года дает Батразову К. право на получение соответствующих льгот как «Ветерану боевых действий».
При подаче заявления в порядке особого производства наличие спора не установлено, данный спор не существует. При отсутствии спора о праве Батразов К. не имеет права обращаться в исковом порядке в суд и данный спор должен быть разрешен только в порядке особого производства.
Проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Данная норма подлежит применению и при рассмотрении частной жалобы.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам частной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам право на разрешение спора в порядке искового производства.
В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления. При этом юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.
Оставляя заявление без рассмотрения, суд первой инстанции, сославшись на положения ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, исходил из того, что из заявления следует, что установление факта участия в боевых действиях заявителям необходимо для реализации их права на пользование льготами, предусмотренными ФЗ «О ветеранах», соответственно из заявления усматривается, что имеется спор о праве заявителей.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня (в редакции Федерального закона от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года. В ранее действовавшей редакции Перечня были указаны боевые действия в Эфиопии только в период с декабря 1977 года по ноябрь 1979 года.
Согласно статье 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах, направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, военнослужащими указываются личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Закону о ветеранах).
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288, устанавливает внесудебную процедуру признания права граждан на получение мер социальной поддержки в общем порядке на основании документов, удостоверяющих факт их участия в боевых действиях.
Как усматривается из материалов дела, в своем исковом заявлении Батразов К.М. обращается в суд требованиями об установлении факта участия в боевых действиях.
Из представленных материалов видно, что заявитель обратился в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях, поскольку по итогам рассмотрения его обращения за выдачей удостоверения ветерана боевых действий, Комиссией по рассмотрению обращений о выдачи удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа МО РФ дано заключение, которым Батразову К.М. отказано в выдаче соответствующего удостоверения по причине не предоставления документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях.
Следовательно, при наличии отказа в выдаче удостоверения ветеранах боевых действий, имеется спор о праве на получение удостоверения ветерана боевых действий и как следствие, права на получение льгот по ФЗ "О ветеранах", в связи с чем, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о необходимости оставления заявления Батразова К.М. без рассмотрения с разъяснением ему права обратиться в суд в порядке искового производства.
Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Доводы частной жалобы сводятся к иному толкованию процессуальных норм, с которым коллегия согласиться не может.
Руководствуясь ст. ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Карабудахкентского районного суда от 24 января 2024 года оставить без изменения, частную жалобу заявителя Батразова К.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорск через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18.03.2024 г.
Председательствующий
Судьи: