Решение по делу № 2-237/2023 (2-3202/2022;) от 28.11.2022

дело № 2-237/2023

УИД 34RS0001-01-2021-005205-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 27 января 2023 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.,

при секретаре судебного заседания Теплове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес> Волгограда», Комитету социальной защиты населения <адрес> о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по назначению и выплате социальной выплаты

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 март 2020 года О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и обязать ответчиков назначить и произвести ей выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании данного Указа Президента РФ.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ «ЦСЗН по <адрес>» через электронный портал Госуслуги с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, поскольку ее семья состоит из трех человек: она и двое малолетних детей - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совокупный доход семьи с февраля 2020 года по январь 2021 года составил 178 216 рублей, исходя из которого среднедушевой доход семьи составляет 4 950 рублей 44 копейки. Решением в ГКУ «ЦСЗН по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении вышеуказанной выплаты ей отказано со ссылкой на превышение размера среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты. Как установлено, ответчик исчислил среднедушевой доход семьи в размере 20 228 рублей 22 копеек, включив в расчет предоставленные налоговым органом сведения о продаже транспортного средства за 600 000 рублей, указанная денежная сумма учтена в качестве выручки от реализации транспортного средства. Будучи несогласной с таким расчетом, обратилась за судебной защитой нарушенных прав, полагая, что правовых оснований для включения указанной денежной суммы в расчет его дохода у ответчиков не имелось, поскольку дохода от продажи автомобиля у нее фактически не возникло, т.к. продажная стоимость автомобиля не превысила его покупную стоимость, автомобиль был приобретен на заемные средства, а потому выручка от его продажи была использована ей на погашение заемного обязательства. В этой связи, настаивая на том, что среднедушевой доход ее семьи не превысил величину прожиточного минимума за период с февраля 2020 года по январь 2021 года, ввиду чего основания для отказа в назначении мер социальной поддержки по ее обращению у ответчиков отсутствовали.

В судебное заседание истец ФИО2, будучи надлежаще извещенной, не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении слушания дела не ходатайствовала, воспользовавшись правом на ведение гражданского дела в суде через представителя.

Представитель истца ФИО6 иск поддержал, приведя вышеуказанное обоснование, и полагал доводы ответчика несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Представитель ответчика ГКУ «ЦСЗН по <адрес>» ФИО7 возражал против удовлетворения исковых требований, настаивая на верности выводов указанного органа государственной власти, а потому полагал принятое по обращению истца решение законным и обоснованным. Суду пояснил, поскольку заявление на предоставлении ежемесячной денежной выплаты поступило в Центр в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, период расчета доходов семьи, предшествующих 4 календарным месяцам подачи заявления, был исчислен с февраля 2020 года по январь 2021 года. Для оценки доходов семьи истца в соответствии с Порядком Центром были истребованы соответствующие сведения из Федеральной налоговой службы России, исходя из которых, доход ФИО2 за требуемый период исчислен в сумме 728 216 рублей, включая: 550 000 (600 000 / 12 месяцев х 11 месяцев) рублей – выручка от реализации транспортного средства согласно налоговой декларации по форме 3-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ Согласно подп. «м» п. 2.1 Порядка доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества подлежат учету при расчете среднедушевого дохода, в этой связи среднемесячный доход семьи истца был исчислен в сумме 20 228,22 рублей, что превысило установленную законом величину прожиточного минимума в размере 10 158 рублей. Истцу было предложено подать заявление за иной период, однако ФИО2 данным правом не воспользовалась.

Ответчик Комитет социальной защиты населения <адрес>, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, об уважительности причин неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не просил, письменного отзыва на иск не представил.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1).

Вместе с тем определение оснований и организационно-правового механизма предоставления конкретных видов социального обеспечения относится к компетенции законодателя (статьи 39 (часть 2), 71 (пункт «в»), 72 (пункты «б», «ж» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации), который вправе устанавливать условия и порядок назначения и исчисления пособия по беременности и родам, его размер.

Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, и типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной, установить при необходимости требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении указанной ежемесячной денежной выплаты.

Во исполнение требований федерального законодательства Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, которым определено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В свою очередь Приказом комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее по тексту – Порядок).

Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты урегулирован в разделе 2 указанного документа.

Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям, имеющим детей в возрасте от трех до семи лет включительно, со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.

Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п. 2.5).

Перечень видов доходов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи определен положениями п. 2.4 Порядка .

Так, согласно подп. «м» п. 2.4 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества.

В силу п. 2.11 Порядка Центр социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления и документов от заявителя, в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает документы и сведения, предусмотренные примерным перечнем документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Перечень), а также сведения о неполучении ежемесячной денежной выплаты заявителем по месту жительства - в органе социальной защиты населения по месту жительства заявителя (в случае его обращения в центр социальной защиты населения по месту пребывания).

Согласно п. 23 Перечня Центру социальной защиты населения надлежит запрашивать в ФНС России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о доходах от реализации недвижимого имущества, находящегося в собственности менее срока владения, указанного в статье 217.1 НК РФ, а также сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества.

По смыслу п. 2.13 Порядка принятие решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты относится к исключительным полномочиям центров социальной защиты населения.

Основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной денежной выплаты перечислены в п. 2.12 Порядка, согласно подп. «б» к таковым относится превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ГКУ «ЦСЗН по <адрес>» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в котором указала сведения о составе ее семьи в количестве трех человек, включая ее и двоих несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «ЦСЗН по <адрес>» отказало ФИО2 в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.

Основанием к принятию такого решения послужила оценка сведений, предоставленных ФНС России в порядке межведомственного взаимодействия, о фактических доходах ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг., предшествовавший 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления.

Так, Центром установлено, что доход истца от трудовой деятельности в ООО ЦОП «Галант» за указанный период составил 170 344 (156 144 + 14 200) рубля, доход от реализации транспортного средства согласно налоговой декларации 3-НДФЛ за 2020 г. составил 550 000 рублей согласно расчету: 600 000 рублей / 12 месяцев х 11 месяцев.

Также в расчет дохода включена ЕДВ на ребенка из малоимущей семьи в размере 7 872 (7 194 + 678) рублей, а потому суммарный годовой доход семьи определен в размере 728 216 рублей, исходя из которого размер среднедушевого дохода исчислен в сумме 20 228,22 рублей (728216 /12 х 3), что превысило установленную законом величину прожиточного минимума в размере 10 158 рублей.

Будучи несогласной с указанным решением, в июле 2021 года ФИО2 обратилась с жалобой в Комитет социальной защиты населения <адрес>, который в ответе от ДД.ММ.ГГГГ подтвердил правомерность решения ГКУ «ЦСЗН по <адрес>» и разъяснил ей право на повторное обращение с заявлением в течение 2021 года для иного исчисления среднедушевого дохода семьи в зависимости от даты подачи заявления.

Исследовав и оценив доводы истца и возражение ответчика, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, суд соглашается с доводами истца о том, что включение ответчиком при расчете среднедушевого дохода, необходимого для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка, «указанного дохода от продажи транспортного средства» противоречит целям и задачам Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».

Из объяснений представителя истца ФИО6 следует, что указанная в справке в качестве дохода сумма 600 000 рублей, является необлагаемой налогом, приставляет собой оборот по сделке от продажи автомобиля, тогда как реальный доход истца ФИО2, учитывая ранее понесенные ею расходы на приобретение имущества составил ноль рублей.

Как следует из ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», настоящего Кодекса.

По смыслу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доход полежит учету в целях налогообложения, если размер экономической выгоды может быть определен применительно к каждому лицу, получившему соответствующее благо. Это подтверждает пункт 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда ДД.ММ.ГГГГ.

В процессе судебного разбирательства судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 купила у ФИО8 за 850 000 рублей автомобиль КIА YD CERATO, FORTE, 2018 года выпуска за 850 000 рублей, который ДД.ММ.ГГГГ продала ФИО9 на основании договора купли-продажи за 600 000 рублей.

Таким образом, разница между первоначальной и новой стоимостью транспортного средства, реализованного истцом, для установления соответствия указанным в ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации признакам налогооблагаемого дохода, и признакам дохода (экономической выгоды), сформулированным в ст.41 Налогового Кодекса Российской Федерации составляет ноль рублей.

С учетом изложенного, суммарный годовой доход семьи ФИО2 с февраля 2020 года по январь 2021 года составил 178 216 рублей (156 144 + 14 200 доход истца от трудовой деятельности в ООО ЦОП «Галант» + 7 872 (7 194 + 678) ЕДВ на ребенка из малоимущей семьи), исходя из которого размер среднедушевого дохода составляет 5 940 рублей 33 копейки (178 216 /3), что не превышало установленную законом величину прожиточного минимума в размере 10 158 рублей.

Таким образом, анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных сторонами доказательств и заявленных ими доводов позволяют суду сделать вывод об удовлетворении исковых требований о признании за ФИО2 права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, о возложении на ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес> Волгограда» обязанности по назначению и выплате ФИО2 ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отказать ФИО2 в удовлетворении иска к Комитету социальной защиты населения <адрес> о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по назначению и выплате социальной выплаты, поскольку как ранее указывалось судом, по смыслу п. 2.13 Порядка и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного Приказом комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ : принятие решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты относится к исключительным полномочиям центров социальной защиты населения.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО2 к ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес> Волгограда», о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по назначению и выплате социальной выплаты, удовлетворить.

Признать за ФИО2 право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес> Волгограда» обязанность по назначению и выплате ФИО2 ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении иска ФИО2 к Комитету социальной защиты населения <адрес> о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по назначению и выплате социальной выплаты, отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес> в течение одного месяца.

Председательствующий                    Юдкина Е.И.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                 Юдкина Е.И.

2-237/2023 (2-3202/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Витушенко Ксения Сергеевна
Ответчики
ГКУ Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда В.В. Плешаковой
Комитет социальной защиты населения Волгоградской области
Другие
Буланцев Денис Петрович
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Судья
Юдкина Елена Ивановна
Дело на сайте суда
vor.vol.sudrf.ru
28.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.11.2022Передача материалов судье
28.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
09.01.2023Судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее