Решение по делу № 33-1781/2017 от 12.05.2017

    Дело № 33-1781/17                                                     Судья Милошенко Н.В.

Категория 129г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи - Жиляевой О.И.,

судей                                 - Андрейченко А.А., Герасименко Е.В.,

при секретаре                     - Белановой О.А.,

с участием:

представителя ответчика       - Муляра В.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кульгачева И.А. на решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 05 декабря 2016 года,

по гражданскому делу по исковому заявлению Правительства Севастополя к Кульгачева И.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительным государственного акта и встречному иску Кульгачева И.А. о признании недействительным Постановления Правительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в части передачи на праве оперативного управления и закрепления земельного участка истца, признании права собственности Правительства Севастополя отсутствующим,

заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,

                                                 УСТАНОВИЛА:

    Правительство Севастополя обратилось в суд с исковым заявлением к Кульгачевой (Пигаловой) И.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок. Исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. В соответствии с законодательством Украины земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органа местного самоуправления предоставлялись в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства. Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относилось к полномочиям Кабинета Министра Украины в сфере лесных отношений. Законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам. В свою очередь, ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 4,5106 га не мог быть ему передан в рамках статьи 57 Земельного кодекса Украины, статьи 17 Лесного кодекса Украины на основании решения Севастопольского городского Совета. Земельный участок общей площадью 4,5106 га не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, и не мог быть передан в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» в порядке статьи 56 Земельного кодекса Украины, а мог быть передан в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное1» только на основании властного распоряжения Кабинета Министров Украины. Однако такого распоряжения Кабинет Министров Украины не издавал, более того, не давал своего согласия на передачу в пользование указанного земельного участка в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1». Земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства. Истец полагает, что Севастопольским городским Советом при принятии решения о передаче земельного участка общей площадью 4,5106 га в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» и заключении соответствующего договора аренды были грубо нарушены нормы земельного и лесного законодательства Украины. Более того, Севастопольский городской Совет не имел права распоряжаться указанным земельным участком и передавать его кому-либо в пользование. В связи с чем, земельный участок, вопреки норм действовавшего на момент его передачи законодательства, неправомерно предоставлен в собственность Пигаловой И.А. Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок спорный земельный участок имеет вид целевого назначения для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). То есть вид целевого назначения земельного участка был изменен, однако решение об изменении целевого назначения земель, занятых лесом не принималось. В обоснование заявленных исковых требований Правительство Севастополя ссылалось на ст. 1 и 2, часть 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, ст. 1 Закона Севастополя от 23.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», ст. 2 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 31 Закона города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС «Устав города Севастополя», ст. 1, п.2 ч. 1 ст. 23, п. 7 ст. 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5–ЗС «О Правительстве Севастополя», ст. 3 Закона города Севастополя «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» от 07.08.2014 № 56-ЗС, требования Лесного и Земельного кодекса Украины. На основании ст. ст. 12, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации просили истребовать из незаконного владения Пигаловой И.А. земельный участок, площадью 0,0734 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона ЮБК, в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя. Признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯЕ от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации .

    Не согласившись с исковым заявлением Правительства Севастополя Кульгачева И.А. подала встречное исковое заявление о признании недействительным Постановления Правительства г. Севастополя № 164 от 29.07.2014 в части передачи на праве оперативного управления и закрепления земельного участка истца, признании права собственности Правительства Севастополя отсутствующим. В обоснование требований указала, что согласно п. 2 ст. 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

    Таким образом, Кульгачева И.А. является единственным законными собственником своего земельного участка и имеет исключительное право на распоряжение данными участком. Также указала, что согласно ст.1 ФЗ РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 05 декабря 2016 года исковые требования Правительства Севастополя к Кульгачевой И.А. удовлетворены частично. Истребован из незаконного владения Кульгачевой И.А. земельный участок, площадью 0,0734 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя. В удовлетворении остальной части исковых требований Правительству Севастополя отказано. В удовлетворении встречных исковых требований Кульгачевой И.А. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Кульгачева И.А. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Кульгачева И.А. считает, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда.

В судебное заседание не явились представитель истца Правительства Севастополя, ответчик Кульгачева И.А., представители третьих лиц Законодательного собрания г.Севастополя, Управления государственной регистрации права им кадастра Севастополя, Управления лесного и охотничьего хозяйства г.Севастополя, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили. Ответчик Кульгачева И.А. воспользовалась правом, предусмотренным ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого выражены в доверенности.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц с учетом положений ст.167, 327 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Принимая решение о частичном удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств приобретения ответчиком земельного участка в нарушение требований земельного законодательства, регулирующего использование земель лесного фонда.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 10 апреля 2007 года Севастопольским городским Советом принято решение № 1805 «О передаче в аренду ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ» (л.д.11, т.1).

Указанным решением Обслуживающему кооперативу жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 4,5106 га в районе Севастопольского ГЛОХ для жилищного строительства, а также утвержден представленный ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» проект землеустройства по отводу земельного участка в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ общей площадью 4,5106 га для жилищного строительства.

ОК «ЖСКИЗ «Орлиное 1» передан в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 4,5106 га, в том числе, участок № 1 площадью 0,5653 га, участок № 2 площадью 1,7094 га, участок № 3 площадью 0,8071 га, участок № 4 площадью 1,4288 га, для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ с отнесение этих земель к категории земель жилой и общественной застройки.

Из письма Управления городского строительства и архитектуры от 23 января 2008 года следует, что земельному участку, используемому ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» для жилищного строительства на основании решения СГС № 1805 от 10 апреля 2007 года и договора аренды земельного участка, присвоен новый адрес – Севастопольская зона ЮБК, № 53/1 - № 53/52 (л.д.72, т.1).

Согласно справки ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», Кульгачева (Пигалова) И.А. в соответствии с решением общего собрания членов ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» от ДД.ММ.ГГГГ являлся членом данного Товарищества (л.д.64, т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Кульгачева (Пигалова) И.А. обратилась к Председателю Балаклавского районного в г. Севастополе Совета о передаче ей бесплатно в частную собственность земельного участка площадью 0,0734 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенного в границах землепользования ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», по адресу: Севастопольская зона ЮБК, (л.д.63, т.1).

Решением Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ прекращено ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» право пользование земельным участком площадью 0,0734 га по адресу: Севастопольская зона ЮБК, , указанный земельный участок передан в собственность Кульгачевой (Пигаловой) И.А.

ДД.ММ.ГГГГ Кульгачевой (Пигаловой) И.А. был получен государственный акт на право собственности на земельный участок (л.д.27, т.1).

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от                                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к ним применимы нормы законодательства Украины.

В соответствии со статьёй 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в частности, на земли лесного фонда.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

Исходя из положений статей 56,57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины охрана земель включает в себя, в том числе, и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.

Таким образом, земли лесного фонда, используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.

Исходя из положений статьи 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.

В силу статьи 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу статьи 13 Земельного кодекса Украины является Кабинет Министров Украины. К землям государственной собственности согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины относятся все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пп. «г» ч. 4 ст. 84 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.

В силу части 1 статьи 57 Земельного кодекса Украины земельные участки лесохозяйственного назначения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.

Согласно статье 27 Лесного кодекса Украины передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.

Как установлено судом, в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 29 июля 2014 года № 164 земельный участок площадью 34322 га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за ГКУС «Севастопольское лесничество».

Заключением эксперта ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от 14 октября 2015 года установлено, что земельный участок ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», в состав которого входит и спорный земельный участок, расположен в квартале 15, выделы 6, 14-23, 25-27, в квартале 12, выделы 18,19 Орлиновского участкового лесничества.

На момент передачи ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка площадью 4,5106 га в аренду на основании решения Севастопольского городского Совета, указанный земельный участок находился в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Указанный земельный участок площадью 4,5106 га являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, и не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий.

В силу положений части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно материалам дела, процедура изъятия земельного участка у постоянного пользователя не осуществлялась. ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего разрешения на изъятие земельного участка, а также на изменение его целевого назначения не давало.

ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» не являлся государственным или коммунальным предприятием, учреждением или организацией, чья деятельность направлена на ведение лесного хозяйства.

Следовательно, земельный участок общей площадью 4,5106 га, в состав которого входит и спорный, исходя из положений статьи 27 Лесного кодекса Украины, не мог быть передан кооперативу на основании решения Севастопольского городского Совета, с отнесением данных земель к категории земель жилой и общественной застройки.

Полномочиями по принятию решения о передаче в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка площадью 4,5106 га, расположенного в Севастопольской зоне ЮБК, располагал исключительно Кабинет Министров Украины, поскольку установлено, что данный земельный участок, в том числе, и спорный, относится к землям лесного фонда.

Однако, решением Севастопольского городского Совета от 10 апреля 2007 года № 1805, а также решением Севастопольского городского совета от 15 октября 2008 года № 5533 фактически изменено целевое назначение указанных земель.

Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

При таком положении, учитывая изложенные требования закона и обстоятельства дела, судебная коллегия находит обоснованными выводы первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части истребования спорного земельного участка из незаконного владения Кульгачевой (Пигаловой) И.А.

Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок не относится к землям лесного фонда, судебная коллегия считает необоснованным, данному доводу дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции с учетом положений Земельного и Лесного кодексов Украины, не согласится с которой, у судебной коллегии оснований нет.

Согласно п. 6 Постановления № 6/8 Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 31 Устава города Севастополя, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона города Севастополя №5-ЗС от 30.04.2014 " О правительстве Севастополя " Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона города Севастополя № 5-ЗС, Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему Исполнительные органы.

Принимая во внимание положения указанных нормативно-правовых актов, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что Постановление Правительства г. Севастополя № 164 от 29.07.2014 принято уполномоченным на то органом в рамках его компетенции и не содержит норм, противоречащих действующему законодательству.

Доводы Кульгачевой (Пигаловой) И.А. о том, что Постановление Правительства г. Севастополя № 164 от 29.07.2014 нарушает ее права как собственника спорного земельного участка, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку правомерность владения исследована судом первой инстанции при рассмотрении первоначального искового заявления и судом сделан верный вывод о том, что спорный земельный участок был предоставлен в собственность Кульгачевой (Пигаловой) И.А. противоправно, поэтому Кульгачева (Пигалова) И.А. не является правомерным собственником спорного земельного участка, следовательно, Постановление Правительства г. Севастополя № 164 от 29.07.2014 года не нарушает ее права как собственника спорного земельного участка.

Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Кульгачевой (Пигаловой) И.А. о признании права отсутствующим, поскольку положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым. К числу данных способов - по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - относится и оспаривание заинтересованным лицом права, зарегистрированного другим лицом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе путем признания этого права отсутствующим.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, признание права отсутствующим относится к исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Кроме того, такой способ защиты прав может быть использован в том случае, если истец фактически владеет имуществом, зарегистрированное право другого лица на которое, просит признать отсутствующим.

В данном случае права Кульгачевой (Пигаловой) И.А. не нарушены, так как судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок перешел в собственность Кульгачевой (Пигаловой) И.А. незаконно.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Кульгачевой (Пигаловой) И.А. в удовлетворении встречного искового заявления.

Доводы жалобы о том, что Правительством Севастополя пропущен срок исковой давности, судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Решением Севастопольского городского совета от 17.03.2014 года № 1756 «О статусе города-героя Севастополя», Законом города Севастополя от 23.04.2014 года «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», Законом города Севастополя от 25.07.2014г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Законом города Севастополя от 30.04.2014г. №5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Правительство Севастополя является вновь созданным федеральным органом государственной власти и не является правопреемником государственный органов Украины, действовавших на территории города Севастополя в момент возникновения спорных отношений.

Поскольку срок исковой давности исходя из положений статьи 196 Гражданского кодекса РФ, составляет три года, судебная коллегия не находит оснований для его применения, так как с иском в суд истец обратился 03 августа 2016 года, т.е. в пределах трехгодичного срока.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 05 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кульгачевой И.А. без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

    Председательствующий:                    О.И.Жиляева

    Судьи:                                А.А.Андрейченко

                                        Е.В.Герасименко

33-1781/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Герасименко Елена Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
15.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее