Решение по делу № 2а-553/2021 от 15.03.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2021 года                                                                                    г. Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Петрович К.Э.,

при секретаре Полуэктовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                               №2а-553/2021 по административному исковому заявлению Федорчука П.А. к администрации Баклашинского сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

установил:

в обоснование административных исковых требований указано, что *дата скрыта* Федорчук П.А. приобрел следующие объекты недвижимости:

- земельный участок, с кадастровым номером *номер скрыт*, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: *адрес скрыт*;

- земельный участок, с кадастровым номером *номер скрыт*, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: *адрес скрыт*;

- жилой дом с кадастровым номером *номер скрыт*, общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: *адрес скрыт*.

Приобретенный жилой дом в силу ветхого и аварийного состояния не пригоден для проживания, поэтому Федорчук П.Н. принял решение возвести новый дом.

Административный истец обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с вопросом перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами *номер скрыт*, *номер скрыт* и образования новых земельных участков: кад.*номер скрыт* – площадью <данные изъяты> кв.м., и кад. *номер скрыт* – площадью <данные изъяты> кв.м.

После межевания земельных участков Федорчук П.А. решил построить дом на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: *адрес скрыт*.

Административный истец обратился в администрацию Баклашинского сельского поселения с уведомление о планируемом строительстве. В ответ 24.02.2021 административный ответчик выдал уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*, поскольку данный участок расположен в границах зоны затопления прилегающей к р. Иркут в с. Введенщина.

Земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт*, расположен в территориальной зоне ЖЗ 104 «Зона индивидуальной жилой застройки», к основным видам и параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства данной территориальной зоны относятся индивидуальные жилые дома. В этой связи, отказ административного ответчика в согласовании планируемого строительства создает препятствия для осуществления Федорчуку П.А. своих прав, в частности, законного права на использование земельного участка по прямому назначению.

Согласно заключению *номер скрыт* от *дата скрыта* года, составленному <данные изъяты>», по результатам инженерно-геологических изысканий на участке с кадастровым номером *номер скрыт* установлено, что подземные воды находятся на глубине 3,3 м, что свидетельствует о том, что данный земельный участок находится выше норм определения зон затопления.

Административный истец просит суд признать незаконным и отменить уведомление *номер скрыт* от *дата скрыта* о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: *адрес скрыт*. Возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

Определением Шелеховского городского суда Иркутской области от 27 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Шелеховского муниципального района, Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Административный истец Федорчук П.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель административного ответчика – администрации Баклашинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещены надлежащим образом. Административным ответчиком представлены письменные возражения, в которых изложена правовая позиция по делу, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

Представитель заинтересованного лица администрации Шелеховского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель заинтересованного лица Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещены надлежащим образом. Заинтересованным лицом представлены письменные возражения, в которых изложена правовая позиция по делу, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, рассматривает дело в отсутствие сторон, представителей заинтересованных лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Как указано в ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона, заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым бездействием и указать способ их восстановления.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основе разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке подается в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. В уведомлении наряду с иной информацией должны быть указаны сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве.

В силу положений части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Из материалов административного дела судом установлено, что *дата скрыта* административный истец Федорчук П.А. на основании договора купли-продажи приобрел следующие объекты недвижимости:

- земельный участок, с кадастровым номером *номер скрыт*, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: *адрес скрыт*;

- земельный участок, с кадастровым номером *номер скрыт*, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: *адрес скрыт*;

- жилой дом с кадастровым номером *номер скрыт*, общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: *адрес скрыт*.

Приобретенный жилой дом в силу ветхого и аварийного состояния не пригоден для проживания, поэтому Федорчук П.Н. принял решение возвести новый дом, а также произвести перераспределение принадлежащих ему земельных участков.

Согласно представленному в материалы дела межевому плану, составленному кадастровым инженером <данные изъяты>ФИО1, произведено перераспределение двух земельных участков с кадастровыими номерами *номер скрыт* и *номер скрыт*, расположенных на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, в результате которого образовано два земельных участка: с кадастровым *номер скрыт* – площадью <данные изъяты> кв.м., и кадастровым *номер скрыт* – площадью <данные изъяты> кв.м.

Государственная регистрация права собственности административного истца после межевания земельный участков на земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт* произведена *дата скрыта*, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись *номер скрыт*.

Как следует из обстоятельств дела, после межевания Федорчук П.А. решил построить дом на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: *адрес скрыт*.

Административный истец обратился с уведомлением о планируемом строительстве в администрацию Баклашинского сельского поселения.

24.02.2021 административный ответчик выдал Федорчуку П.А. уведомление *номер скрыт* о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт*, в связи с нарушениям требования законодательства о градостроительной деятельности, поскольку вышеуказанный земельный участок расположен в границах зоны затопления 1% обеспеченности территории, прилегающей к р. Иркут в селе Введенщина Шелеховского района Иркутской области. Ограничения установлены ст. 67.1 Водного кодекса РФ, а также ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Рассматривая требования административного истца о признании недействительным вышеуказанного уведомления, выданного органом местного самоуправления, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с пунктом 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».

В соответствии с п. 1 Приложения к Положению о зонах затопления, подтопления, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 "О зонах затопления, подтопления" (вместе с "Положением о зонах затопления, подтопления") зоны затопления устанавливаются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений.

В силу пункта 5 данных Правил зоны затопления, подтопления считаются установленными и со дня внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Запись о том, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт* (ранее кад. *номер скрыт*) расположен в границах зоны затопления, прилегающей к р. Иркут в с. Введенщина Шелеховского района Иркутской области, внесена в Единый государственный реестр недвижимости *дата скрыта*г. на основании Приказа Енисейского Бассейнового Водного Управления от 04 февраля 2020 г. №25 «Об установлении зон затопления, прилегающей к р. Иркут в границах населенного пункта с. Введенщина Шелеховского района Иркутской области», срок действия ограничений: с 13 февраля 2020г.

В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:

1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;

2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Вместе с тем, из буквального толкования ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ не следует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых, в силу ч. 7 указанной нормы, возлагается на собственника водного объекта.

Согласно ч. 7 ст. 67.1 Водного кодекса РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).

Под мерами по предотвращению негативного воздействия вод понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: предпаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской. Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ч. 2 и ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования, утвержденными решением Думы Баклашинского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. №31-рд (в редакции решения Думы Баклашинского сельского поселения от 4 июля 2018 г. (№16-рд)), и Генеральным планом Баклашинского муниципального образования, утвержденным решением Думы Баклашинского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. (№30-рд), находящийся в собственности административного истца земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт* расположен в территориальной зоне ЖЗ 104 «Зона индивидуальной жилой застройки», к основным видам и параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства данной территориальной зоны относятся индивидуальные жилые дома.

Указанные Правила действовали и на момент приобретения административным истцом Федорчуком П.А. права собственности на земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт* до его распределения, т.е. на *дата скрыта*.

Новые Правила землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования не приняты, соответствующие изменения, учетом с установления на его территории зоны затопления, не внесены.

Земельный участок приобретался Федорчуком П.А. в *номер скрыт* году с целью, соответствующей виду его разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа по выполнению требований статьи 67.1 Водного кодекса РФ.

Кроме того, суд учитывает, что установленные границы зоны затопления в с. Баклаши прилегают к естественному водоему (р. Иркут), затапливаемому при уровнях воды однопроцентной обеспеченности, то есть повторяемостью один раз в 100 лет.

Таким образом, обстоятельства, указанные административным ответчиком в уведомлении *номер скрыт* от 24.01.2021, не являются достаточным основанием для отказа лицу в выдаче уведомления о соответствии параметров планируемого объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В этой связи, суд приходит к выводу, что уведомление *номер скрыт* от 24.02.2021, выданное администрацией Баклашинского сельского поселения, является незаконным и подлежит отмене.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию Баклашинского сельского поселения обязанность повторно рассмотреть уведомление Федорчука П.А. о планируемом строительстве объекта жилищного строительства (жилого дома), на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт* по адресу: *адрес скрыт*.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление Федорчука П.А. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить уведомление *номер скрыт* от 24.02.2021, выданное администрацией Баклашинского сельского поселения, о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт* по адресу: *адрес скрыт*, требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Возложить на администрацию Баклашинского сельского поселения обязанность повторно рассмотреть уведомление Федорчука П.А. о планируемом строительстве объекта жилищного строительства (жилого дома) на земельном участке с кадастровым номером *номер скрыт* по адресу: *адрес скрыт*.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения - 20 апреля 2021 года.

Судья:                                                                                     Петрович К.Э.

2а-553/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федорчук Петр Андреевич
Ответчики
Администрация Баклашинского сельского поселения
Другие
Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Администрацию Шелеховского муниципального района
Суд
Шелеховский городской суд Иркутской области
Судья
Петрович К.Э.
Дело на сайте суда
shelehovsky.irk.sudrf.ru
15.03.2021Регистрация административного искового заявления
15.03.2021Передача материалов судье
16.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2021Судебное заседание
20.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее