Дело № 33-2150/2022 Докладчик Швецова Н.Л.
1 инст. № 2-412/2022/2-4735/2021 Судья Веселова А.О.
УИД 33RS0002-01-2021-006581-69
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой Д.В.
судей Белогуровой Е.Е., Швецовой Н.Л..,
при секретаре Уваровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Владимире 15 июня 2022 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования Владимирской области на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 1 марта 2022 г., которым постановлено:
исковые требования Л.С.В. к Департаменту образования Владимирской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, выраженного распоряжением **** от 27.09.2021, устранении нарушений удовлетворить.
Признать незаконным отказ во включении Л.С.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, выраженный распоряжением Департамента образования Владимирской области **** от 27 сентября 2021 года.
Обязать Департамент образования Владимирской области включить Л.С.В., **** года рождения, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.
Заслушав доклад судьи Швецовой Н.Л., объяснения представителя ответчика Департамента образования Владимирской области по доверенности – Р.А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Л.С.В. против отмены судебного постановления, судебная коллегия
установила:
Л.С.В. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Департамента образования Владимирской области об отказе во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, выраженного распоряжением **** от ****, возложении обязанности на ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.
В обоснование иска указал, что относится к лицам из числа детей сирот, поскольку его отец Л.В.П. умер **** года, а мать Л.С.А. умерла **** года. Он обратился в Департамент образования Владимирской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, в чем ему было отказано, что следует из распоряжения **** от 27.09.2021 и ответа на обращение №**** от 29.09.2021.
Основанием для отказа явилось отсутствие обращения истца к ответчику с заявлением до достижения 23 лет. Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку достижение возраста 23 лет на момент подачи заявления о включении в список само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. При этом отсутствие с его стороны обращения обусловлено уважительными причинами, связанными с прохождением обучения. Согласно справке **** от 08.07.2021 в период с 01.08.2016 по 26.06.2021 он обучался в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны РФ по очной форме обучения, находился на полном государственном обучении и казарменном положении. В период обучения у него отсутствовала физическая возможность подачи заявления, в связи с чем причины пропуска являются уважительными. По окончании обучения и завершении казарменного положения он незамедлительно обратился с заявлением о включении в список. При этом он не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений.
Истец, принимающий участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, на иске настаивал.
Представитель ответчика – Департамента образования Владимирской области Р.А.Ю. (по доверенности) просила в иске отказать.
В обоснование возражений указала, что истец по жилищному вопросу впервые обратился после достижения 23 лет, подав в Департамент заявление о включении в список. С рождения и по настоящее время Л.С.В. имеет регистрацию по месту жительства в муниципальном жилом помещении по адресу: ****. Постановлением администрации Александровского района от 18.11.2015 **** за истцом сохранена жилая площадь по указанному адресу. Проживание в указанном жилом помещении не признано невозможным, оснований для установления факта невозможности проживания в настоящее время не имеется. Таким образом, истец в настоящее время не может рассматриваться в статусе лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки. В связи с изложенным распоряжением Департамента от 27.09.2021 **** ему отказано во включении в список, которое является законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством.
Определением суда от 17.01.2022 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования, привлечена администрация Александровского района, представитель которой в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных возражениях указано, что согласно данным имеющегося учетного дела Л.С.В. в администрацию Александровского района и органы опеки и попечительства с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья и невозможности проживания, не обращался. Доказательств наличия исключительных причин, препятствующих его своевременному обращению в компетентный орган за получением этой меры социальной поддержки истцом не представлено.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент образования Владимирской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указывают на законность отказа во включении список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, поскольку обращение Л.С.В. имело место после достижения им возраста 23 лет, ранее с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался. Прохождение обучения не препятствовало истцу подать заявление посредством почтовой связи. Истец постоянно с рождения зарегистрирован по месту жительства в муниципальном жилом помещении по адресу: ****, где постановлением администрации Александровского района от 18.11.2015 **** за ним сохранена жилая площадь. В органы местного самоуправления с заявлением об установлении факта невозможности проживания в указанном выше жилом помещении, в порядке установленном постановлением губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 г. ****, не обращался.
В возражениях на апелляционную жалобу Л.С.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает на обоснованность выводов суда первой инстанции относительно установления наличия уважительных причин пропуска им срока обращения с заявлением для включения в список обеспечения жилым помещением, связанного с прохождением обучения, а также невозможности фактического проживания истца в муниципальном жилом помещении, которое было за ним сохранено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица администрации Александровского района Владимирской области не явился, о дне слушания извещен по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сведений об уважительных причинах отсутствия не представил, что позволяет в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства ( далее Правила).
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, а факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Л.С.В., **** года рождения, уроженец ****, постоянно с рождения зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ****.
Мать Л.С.В. – Л.С.А. умерла ****.
Отец Л.С.В. – Л.В.П. умер ****.
Постановлением администрации Александровского района от 18.11.2015 **** над Л.С.В. установлено попечительство, попечителем назначена Л.И.В.
В период с 1.08. 2016 по 26.06.2021 Л.С.В. обучался в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны РФ по очной форме обучения, во время обучения он находился на полном государственном обеспечении и казарменном положении. (л.д. 14).
26.06.2021 истец назначен начальником расчета отделения радиолокационной разведки батареи управления и радиолокационной разведки центра базы обеспечения учебного процесса, зачислен в списки личного состава **** высшего военного училища противовоздушной обороны. (л.д.12-13).
29.07.2021 Л.С.В. (в возрасте 23 лет) обратился в Департамент образования Владимирской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.
В ходе рассмотрения заявления уполномоченным органом установлено, что собственного жилья на праве собственности истец не имеет; на учете нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Александровскому району не состоит, зарегистрирован в муниципальном жилом доме общей площадью 41,5 кв.м, в котором зарегистрировано 4 человека.
Распоряжением Департамента образования Владимирской области **** от 27.09.2021 Л.С.В. отказано во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области на основании ст.ст.1,8 Федерального закона №159-ФЗ.
Судом первой инстанции также установлено, что жилой дом в **** включен в реестр муниципального имущества Александровского района Владимирской области.
Из выписки из похозяйственной книги (лицевой счет ****) следует, что в указанном жилом доме зарегистрировано 4 человека: Л.Г.В., **** (с рождения) - брат, истец Л.С.В. (с рождения), Л.Д.В., **** (с рождения) - брат, Ф.В.А., **** (с ****).
Согласно справке Андреевского сельского поселения администрации Александровского района **** от 21.01.2022 в указанном жилом доме проживают 6 человек: Л.Г.В., **** года рождения, Л.Т.В., **** года рождения, Л.К.В., **** года рождения, Л.А.В., **** года рождения, Л.И.В., **** года рождения, Ф.В.А., **** года рождения.
Согласно акта обследования жилищно-бытовых условий, составленного отделом опеки и попечительства управления образования администрации Александровского района 26.01.2022, одноэтажный жилой дом, общей площадью 40,4 кв.м состоит из 3 жилых комнат, состояние жилого помещения удовлетворительное. Квартиронаниматель Л.Г.В.. Фактически в доме проживают: Л.Г.В., Л.Т.В. (сестра), дети сестры Л.К.В., **** года рождения и Л.А.В., **** года рождения, Л.И.В., Ф.В.А. (сожитель сестры). Л.С.В. (истец) проживает в ****.
Решением Совета народных депутатов округа Александров от 16.08.2005 N 145 "Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях" утверждена учетная норма в размере 12 квадратных метров общей площади.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на Департамент образования Владимирской области обязанности по включению Л.С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ****, суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельства в их совокупности, установив, что в период с 1 августа 2016 по 26 июня 2021 года Л.С.В. обучался в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны РФ по очной форме обучения, во время обучения находился на полном государственном обеспечении и казарменном положении, до достижения истцом возраста 18 лет ни органы опеки, ни его попечитель не предпринимали мер по включению Л.С.В. в указанный соответствующий список, пришел к выводу о том, что предусмотренный законом срок для реализации мер социальной поддержки до достижения им возраста 23 лет пропущен истцом по уважительной причине.
Кроме того, суд первой инстанции с учетом положений ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях исходя из учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, а также установленного обстоятельства фактического состава лиц проживающих в жилом помещении, признал невозможность проживания истца в указанном жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в указанной части удовлетворения требований, основанными на верном толковании норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с выводом суда первой инстанции в части установленного обстоятельства пропуска срока обращения до достижения возраста 23 лет за предоставлением мер социальной поддержки не могут быть признаны заслуживающими внимания.
Суд первой инстанции в пределах предоставленных ему дискреционных полномочий принял меры к установлению причин, препятствующих своевременному обращению истца по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и установил значимые обстоятельства, с учетом которых пришел к выводу о том, что истец по уважительной причине пропустил срок обращения до 23 лет за предоставлением меры социальной поддержки, обоснованно приняв во внимание при этом, что в период нахождения истца на полном государственном обеспечении, а также до достижения им возраста 18 лет его попечитель, не обращались в уполномоченные органы с заявлением относительно обеспечения жилым помещением, что не может быть поставлено в вину истцу и отразиться на его правах, гарантированных законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием в том числе обстоятельства того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( 3).
По смыслу действующего законодательства наличие данного обстоятельства является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Между тем, как установил суд первой инстанции, размер общей площади, приходящейся на истца в квартире, где Л.С.В. он зарегистрирован с рождения по месту жительства, но фактически не проживает длительное время по объективным обстоятельствам, составляет менее размера учетной нормы площади жилого помещения, установленной постановлением администрации городского поселения, при этом в квартире фактически проживают лица, членами семьи которых истец не является.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал подлежащим удовлетворению требование истца о включении его в список лиц, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований истца о признании незаконным отказа во включении Л.С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, выраженный распоряжением Департамента образования Владимирской области **** от 27 сентября 2021 года.
В нарушение требований ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не привел в решении какого- либо обоснование данного вывода, а также не установил нарушений требований норм материального права, допущенных ответчиком при принятии указанного распоряжения.
Напротив, анализируя нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Однако суд первой инстанции не установил обстоятельств нарушения ответчиком требований указанных Правил при принятии распоряжения **** от 27 сентября 2021 г. и не привел их в решении.
В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список включаются:
дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;
лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).
Вместе с тем из материалов дела следует, что при обращении Л.С.В. с заявлением о включении в вышеуказанный список сведений о факте невозможности проживания в ранее занимаемом муниципальном жилом помещении не представлял, что по существу им не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
Наличие уважительных причин не подачи истцом заявления о включении в список до достижения им возраста 23 лет, а также невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении установлено лишь в ходе разрешения настоящего спора по существу, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для признания незаконным отказа во включении Л.С.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, выраженный распоряжением Департамента образования Владимирской области **** от 27 сентября 2021 г. у суда первой инстанции не имелось. В указанной части решение суда не может быть признанно законным и обоснованным, в связи с чем подлежит изменению с исключением данного вывода из решения суда.
При этом с учетом установленных судом первой инстанции обстоятельств наличия уважительной причины для пропуска истцом срока обращения с заявлением о включении в соответствующие списки, а также невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, решение суда первой инстанции в части возложения на Департамент образования Владимирской области обязанности по включению Л.С.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 1 марта 2022 г. изменить, исключить из резолютивной части указание на признание незаконным распоряжения Департамента образования Владимирской области **** от 27 сентября 2021 г.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 1 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования Владимирской области без удовлетворения.
Председательствующий Д.В. Яковлева
Судьи Е.Е. Белогурова, Н.Л. Швецова